Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:48, реферат
Правовые аспекты порядка перемещения товаров через таможенную границу РК. Особенности перемещения отдельных товаров.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Международная
Академия Бизнеса
Кафедра
«Экономика и логистика»
Реферат
на тему:
«Таможенные
режимы в Казахстане»
Выполнила: студентка 3-курса
Эк-0802
Мингазова
Карина
Проверила:
Кишибекова Г.К.
Алматы,
2010
С
обретением Казахстаном независимости
16 декабря 1991 года перед ним встали
задачи, связанные с обеспечением
его подлинного суверенитета и укреплением
его положения на международной
арене как самостоятельного государства.
Проводимая в республике экономическая
реформа, направленная на формирование
института частной собственности и создание
полноценного национального рынка, обусловила
необходимость кардинальной перестройки
системы государственного управления.
В
Послании “Казахстан - 2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния
всех казахстанцев” Президент
Одним из направлений формирования внутреннего рынка была реорганизация системы внешнеэкономических связей. Во-первых, был выработан новый подход к управлению внешнеэкономическим комплексом, во-вторых, введены в практику новые инструменты экспортно-импортного регулирования. Эти изменения напрямую затронули и организацию управления таможенным делом. В условиях существования СССР свыше 70 лет господствовала государственная монополия на внешнюю торговлю. Таможенный тариф при такой системе имел чисто "декоративный" характер и не влиял на процесс внутреннего ценообразования. Процедура таможенного оформления товаров была формальной, и, как правило, сводилась к минимуму.
После распада СССР каждая из республик бывшего Союза, став суверенным государством, обрела собственную таможенную сферу, эффективность управления которой напрямую связана с обеспечением ее экономической независимости. Казахстан также, естественно, не остался в стороне от этого процесса. В отличие от многих других сфер управления таможенная деятельность является государственной монополией и осуществляется через соответствующую государственную таможенную политику.
В
нашей республике идет формирование
новой комплексной отрасли
Важность изучения правового положения таможенных режимов объясняется также и тем, что недостаточно четкая регламентация правового положения участников экспортно-импортных операций, запретительный характер казахстанского налогового и валютного законодательства способствовали усилению криминогенной ситуации во внешнеэкономической сфере. Это, в свою очередь, вызвало необходимость повышения роли правоохранительной функции таможенных органов, которым в настоящее время отводится ведущее место в системе структур, обеспечивающих экономическую безопасность Казахстана.
Если
прибавить к этому
Проведения Таможенной политики Казахстаном имеет целью защитить рынок страны, интересы казахстанских производителей и потребителей, поощрять конкуренцию и противодействовать монополизму, поощрять экспорт и развитие импортозамещающего производства, обеспечивать приток в страну иностранных инвестиций.
Таможенного
дело и его правовое регулирование
может находиться только в пределах
внутренней компетенции государства;
таможенное дело регулируется на международной
арене международно-правовыми
Так как таможенные режимы являются основными инструментами таможенного дела и таможенной политики, то в Главе 2 я бы хотела раскрыть их сущность. А таможенное дело и таможенная политика в свою очередь являются не только инструментами во ВЭД, но вступают в качестве регулятора и средством по созданию нового типа экономических связей с другими государствами. Поэтому возросла необходимость правового регулирования в сфере таможенного дела, приняты и принимаются Законы, Указы по таможенному делу, при этом учитываются международно-правовой опыт зарубежных стран.
Согласно
статье 1 Закона РК "О таможенном
деле" - " Таможенное дело в Республике
Казахстан образуют порядок и
условия перемещения через
Изучение
института таможенных режимов является
одной из самых актуальных тем в мировом
и казахстанском таможенном законодательстве.
Мне бы хотелось выделить следующих ученных
изучавших положение таможенных режимов
в Республике Казахстан. Это такие ученные
– юристы как Алибеков С.Т. Сарсенбаев
М.А. 26. Баишев Ж.Н., Борисов К.Г., Габричидзе
Б.Н., Баймурзаева Р. Зиманов С.З. Травина
А.А. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестаков,
и многих других
Глава.1. Правовые аспекты порядка перемещения товаров через таможенную границу РК.
1.1. Понятие и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК.
Все юридические и физические лица вправе ввозить в Казахстан и вывозить из Казахстана товары и транспортные средства. По общему правилу, эти права не могут быть ограничены, за исключением ряда случаев, которые специально оговариваются законодательством страны; это право можно обозначить принципом обеспечения провоза товара через таможенные границы государств.
Следующий принцип можно сформулировать так: принцип запрета провоза через таможенные границы товаров, наносящих урон национальным и общечеловеческим ценностям. Ввоз таких товаров на национальную таможенную территорию и вывоз их с национальной таможенной территории запрещается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. Казахстан следует в этом отношении общепринятым мировым стандартам: "Законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Кабинета Министров Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены, исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, - защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния народов Республики Казахстан и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других жизненно важных интересов Республики Казахстан"
В соответствии с общей установкой закона товары, запрещённые к провозу через таможенную границу Казахстана, должны быть немедленно возвращены либо за пределы республики либо на территорию Казахстана, если в виде санкции не предусмотрена конфискация этих товаров.
Хранение запрещённых к ввозу-вывозу товаров в складах временного хранения определено в трое суток. По истечении этого времени товары переходят под действие другого таможенного режима. Если эти товары не будут заявлены к другому таможенному режиму, то они переходят в собственность государства.
Принцип возможного ограничения на ввоз и вывоз товаров ещё один принцип в сфере перемещения товаров через таможенные границы. Такие ограничения возможны при наличии прямых указаний на это в законодательства Казахстана и в нормах международных соглашений Казахстана. Нужно иметь в виду, что акты, устанавливающие такие ограничения, должны быть опубликованы не менее чем за 30 дней до того, как они будут введены в действие.
Статья 25 Закона "О таможенном деле" устанавливает место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Казахстана: " Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Казахстан допускается в местах, определяемых таможенными органами Республики Казахстан, и во время их работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан". "В иных местах и вне времени работы таможенных органов Республики Казахстан, - говорится далее в статье, - товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу
Республики Казахстан лишь с согласия, таможенного органа Республики Казахстан".
Часто
встречающееся в
В условиях существования СССР свыше 70 лет господствовала государственная монополия на внешнюю торговлю. Таможенный тариф при такой системе имел чисто "декоративный" характер и не влиял на процесс внутреннего ценообразования. Процедура таможенного оформления товаров была формальной, и, как правило, сводилась к минимуму.
После распада СССР каждая из республик бывшего Союза, став суверенным государством, обрела собственную таможенную сферу, эффективность управления которой напрямую связана с обеспечением ее экономической независимости. Казахстан также, естественно, не остался в стороне от этого процесса. В отличие от многих других сфер управления таможенная деятельность является государственной монополией и осуществляется через соответствующую государственную таможенную политику. 19 февраля 1993 года Кабинет Министров Республики Казахстан (КМ РК) принял
Постановление «О декларировании и порядке перемещения товаров через границу РК », где было определено, что товары и иное имущество перемещаемое в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД) через таможенную границу РК, подлежат обязательному декларированию путем предоставления таможенным органам РК грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца. Декларирование могли производить участники ВЭД самостоятельно, либо они могли договориться с организациями, получившими в установленном Главным Таможенным Управлением (ГТУ) Министерством Финансов РК порядке права на оказание услуг по оформлению таможенных документов.
В данном положении и других нормативных актах было дано единообразное понимание ряда терминов, использовавшихся в таможенном законодательстве.
Под товарами понимались предметы, которые перемещались через таможенную границу РК, в отношении, которого право собственности переходило либо казахстанскому юридическому лицу, либо от него, и которые были объектами купли-продажи, бартера и дарения.
Имуществом именовали предмет, перемещавшийся через таможенную границу РК, в отношении которого при пересечении таможенной границы республики не происходило передачи права собственности либо казахстанскому юридическому лицу, либо от него.
Важное значение в таможенной деятельности имели декларирование товаров, которое означало представление таможенному органу ГТД установленного образца и иных документов от юридических лиц перемещавших предметы через таможенную границу РК, внесение обязательных таможенных платежей, а также предъявление груза к таможенному досмотру через уполномоченных лиц декларанта.
Таможенные
процедуры означали: осуществление
контроля за соблюдением порядка
перемещения товаров и