Таможенные режимы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:48, реферат

Описание

Правовые аспекты порядка перемещения товаров через таможенную границу РК. Особенности перемещения отдельных товаров.

Работа состоит из  1 файл

карина там режимы.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     При этом необходимо подчеркнуть вторичный, производный характер таможенной политики, который определяется, в конечном счете, внутренней и внешней политикой  государства, прежде всего в сфере экономической.

     В этой связи она не может формироваться и осуществляться без объективного анализа и учета внутриполитических и внешнеполитических реальностей и представляет собой своего рода призму преломления интересов государства во внешнеэкономической, внешнеторговой, финансовой, налоговой, валютной сферах. В этом качестве таможенная политика не только катализатор государства, но и заложник его просчетов.  

     Так, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан “О таможенном деле в Республике Казахстан” цели таможенной политики определяются центральными органами государственной власти Республики Казахстан (прежде всего, Президентом, Парламентом и Правительством - Е.В.) в соответствии с настоящим Указом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

     Эти же субъекты полномочны, определять сферу компетенции таможенных органов. Таким образом, в Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, действует единая система актов таможенного законодательства. Другие органы государства, ни тем более местная администрация не имеют права принимать решения по вопросам таможенного регулирования (в отличии, скажем, от сферы налогообложения, где соответствующим органам представлено право устанавливать ставки местных налогов).

     Несмотря  на достаточно четкую регламентацию основ таможенного регулирования. Конституция не содержит исчерпывающего перечня субъектов таможенной политики. Республиканские органы государственной власти являются субъектами с формально-правовой точки зрения. Только эти органы полномочны, издавать нормативные акты, содержащие политические решения по таможенным вопросам. Однако государственная политика осуществляется не только в правовых, но и в организационных формах.

     Участие в политическом процессе предполагает не только принятие, но и формирование, разработку тех или иных решений. Поэтому субъектами таможенной политики являются также структурные звенья политической системы, представляющие интересы различных социальных групп и объединений: политические партии, иные общественные объединения, союзы промышленников и предпринимателей и т.п. Содержание политики в конечном итоге определяется интересами именно этих субъектов

     Цели  таможенной политики определяются, прежде всего, приоритетами экономического развития государства. 

     Вообще  таможенное регулирование преследует две разнонаправленные цели:

     - с одной стороны, - обеспечение  развития международного товарообмена и облегчение доступа национальных товаров на внешние рынки

     - с другой - защита отечественных  производителей путем поддержания оптимального исоотношения национальных и импортных товаров, реализуемых на внутреннем рынке. 

     На  каждом этапе общественно-экономического развития, в различных странах  данные цели приобретали конкретно-специфические  очертания. Цели казахстанской таможенной политики юридически закрепляются в статье 2 Закона “О таможенном деле в Республике Казахстан”.

       Это: защита казахстанского рынка,  казахстанских производителей и  потребителей, стимулирование развития  национальной экономики, содействие  проведению в ней структурной  перестройки, поощрение конкуренции и противодействие монополизму, стимулирование экспорта и поощрение импортозамещающего производства, привлечение иностранных инвестиций, решение задач торговой политики и другие. 

     Статья 109 Закона “О таможенном деле в Республике Казахстан” устанавливает следующие виды платежей, применяющихся в Республике Казахстан:

     1. Таможенные пошлины;

     2. Уравнительные косвенные налоги - налог на добавочную стоимость  и акцизы на некоторые виды  товаров; 

     3. Таможенные сборы. 

     Доходы, получаемые от взимания таможенных пошлин, направляются исключительно в государственный бюджет Казахстана. Особенность косвенного налогообложения заключается в том, что конечным плательщиком налога является потребитель, покупающий тот или иной товар. Однако в бюджет сумму таможенной пошлины вносит лицо, осуществляющее ввоз или вывоз товаров.

     Первоначально таможенные пошлины имели только фискальное значение, то есть служили  источником пополнения государственной  казны. В современных условиях функции  таможенного обложения значительно расширились, пошлины стали важным средством регулирования внешней торговли и защиты национального рынка от иностранной конкуренции.

     Потребность в защите внутреннего рынка с  немощью таможенного обложения  связана, прежде всего с тем, что  на мироном рынке встречается максимальное число поставщиков аналогичного товара, среди которых предприятия, имеющие самые сильные экономические позиции по техническому уровню и затратам на производство. Поэтому конкуренция на мировом рынке выше, а, следовательно, цены на товар ниже, чем внутри страны.

     Для стыковки через обмен национальной экономики с мировым хозяйством и нивелировки уровня внутренних и мировых цен необходима система "шлюзов", дозирующих поступление  иностранных товаров на внутренний рынок. Без импорта сначала цены, а затеи и производственные издержки в стране повышаются; при чрезмерном ввозе сужается возможность сбыта на внутреннем рынке для отечественных товаров, затрудняется развитие национального производства, нарушается сбалансированность внешнеторговых расчетов страны.

     Основным  стоимостным ограничителем импорта  являются таможенные пошлины, ставки которых  дифференцированно удорожают ввозимые товары в зависимости от приоритетов  экономической политики государства. С помощью вывозных пошлин государство в ряде случаев по тем же мотивам ограничивает национальный экспорт отдельных товара. 

     Наряду  с тарифным регулированием импорта  в Республике Казахстан осуществляется тарифное ограничение экспорта. Ставки экспортных пошлин, большинство которых  специфические и выражены в настоящее время в валюте ЕС - экю (евро), были впервые введены Правительством республики в сентябре 1992 г. 

     В современной мировой практике экспортные пошлины, такие как и транзитные, встречаются крайне редко. Использование  экспортного тарифа в Казахстане обусловлено тем, что внутренние цены на отдельные сырьевые товары и продукты их переработки пока что ниже мировых.

     Вторую  группу таможенных платежей составляют внутренние косвенные налоги: налог  на добавленную стоимость, акцизы и  специальный налог. Обложение ввозимых товаров внутренними налогами, получившее широкое распространение в мировой практике, определяется как пограничное уравнительное налогообложение. Цель данной меры -уравнять импортные товары в области налогообложения с товарами национального производства. Одновременно все национальные товары должны освобождаться от внутренних налогов при экспорте.

     Практика  показывает, что государство не может  управлять внешнеэкономическими связями  только с помощью финансовых рычагов, осуществляя исключительно таможенное налогообложение товаров. Таможенный тариф, являясь важным инструментом таможенной политики, не может обеспечить полную защиту некоторых отраслей экономики (сельского хозяйства, пищевой, текстильной промышленности и др.).

     Для защиты указанных отраслей государство вынуждено применять дополнительные протекционистские меры, которые в мировой практике получили название нетарифных барьеров, а деятельность государства в этой сфере - нетарифным регулированием. В современных условиях нетарифное регулирование широко применяется государствами и в других целях - для поддержания равновесия платежного баланса, для ограничения экспорта высокотехнологичной продукции, как экономические санкции в отношении третьих стран и т.д.

     В Законе Республики Казахстан “О таможенном деле в Республике Казахстан” инструменты нетарифного регулирования определяются как меры экономической политики, под которыми понимаются ограничения на ввоз и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики... и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, и тому подобные меры регулирования взаимодействия казахстанской экономики с мировым хозяйством. 

     Однако, на наш взгляд, к мерам экономической политики можно отнести не только ограничения, но также и запрещение ввоза и вывоза товаров. Хотя в статье 20 вышеназванного акта, устанавливающей правовые основы подобного запрета, акцент делается на политические основания (... в интересах государственной безопасности и общественного порядка), очевидно, что подобная мера может быть использована и в экономических целях.

     В той же статье указывается, что ввоз или вывоз может быть запрещен исходя из соображения защиты права  собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов казахстанских потребителей ввозимых товаров и т.д.

       В Республике Казахстан меры  экономической политики применяются  только в отношении вывозимых  товаров, и включает лицензирование и квотирование вывозимой продукции, а также особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. 

     Использование системы лицензирования и квотирования экспорта говорит о недостаточности  применения в этой сфере чисто  экономических рычагов и о  необходимости их дополнения административными мерами государственного регулирования. Введение особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров явилось, по существу, ответным действием исполнительной власти на многочисленные нарушения экспортерами норм таможенного, финансового, валютного законодательства.

     Что же касается ввозимых товаров то в  их отношении пока что никаких  мер экономической политики не осуществляется. Однако, опыт иностранных государств и таможенно-тарифных объединений показывает, что именно нетарифное регулирование играет ведущую роль в управлении импортными товарами.

     Казахстанская политика в области импорта наглядно демонстрирует, что только с помощью  финансовых инструментов достигнуть намеченных целей невозможно. Многократное повышение различных таможенных платежей, в отсутствии административных ограничителей, не привело к сбалансированности соотношения импортных и национальных товаров на внутреннем рынка, а способствовало значительному общему повышению уровня цен.

     Важным  компонентом административного  регулирования являются таможенные процедуры. Осуществление таможенной политики через таможенные процедуры  имеет два аспекта. Первый - это  таможенные формальности, включая их объем, степень усложненности или, напротив, упрощенности, способы и методы таможенного контроля.

     Весьма  существенно установление временных  сроков прохождения контроля и выполнения тех или иных таможенных формальностей. Их затягивание может оказать  негативное воздействие на реализацию экспортно-импортных операций, привести к повреждению или порче товаров. Наоборот, быстрое прохождение таможенных процедур, их упрощенность дают значительный, в том числе экономический эффект.

     Второй  аспект - это установление в зависимости  от целей перемещения различных режимов ввоза и вывоза товаров или таможенных режимов. Закон “О таможенном деле в Республике Казахстан” определяет таможенный режим как совокупность установленных положений, определяющих статус товаров для таможенных целей. Иными словами, речь идет о совокупности таможенных процедур, применяемых к товарам в зависимости от целей перемещения. Применяя множество таможенных режимов, государство дифференцирует порядок ввоза и вывоза, имеет возможность стимулировать экономическое развитие.

     Казахстанское законодательство устанавливает 14 видов таможенных режимов: выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона и свободный склад, переработка вне таможенной территории, экспорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Информация о работе Таможенные режимы в Казахстане