Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:48, реферат
Правовые аспекты порядка перемещения товаров через таможенную границу РК. Особенности перемещения отдельных товаров.
Установление множества таможенных режимов является одним из способов достижения целей таможенной политики. Так, устанавливая упрощенный порядок перемещения для производственных таможенных режимов (когда товар ввозится или вывозится не для отчуждения, а с целью обработки, переработки, для организации производства), государство стимулирует развитие национальной экономики.
Для распределения производства экспортной продукции вводится режим свободных таможенных зон и свободных складов.
В СССР организация внешней торговли на основе принципа государственной монополии привела в известие и "примитивизации" таможенного дела. Это выразилось в ограничение того круга участников таможенной деятельности исключительно государственными учреждениями - таможенными органами, в воплощении структуры таможенного отправления. По содержанию таможенное дело сводилось к контролю за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершению таможенных операций и борьбе с контрабандой. Таможенная политика демократических государств, напротив, проводится в жизнь с помощью широкого арсенала разнообразных средств.
Таможенное
дело осуществляется не только компетентными
государственными органами и их должностными
лицами, но и частнопредпринимательскими
структурами.
Таможенное дело Республики Казахстан
динамично развивается. Можно даже говорить
о таможенной реформе, проводимой в настоящее
время в Казахстане. Однако прежде чем
рассмотреть данный вопрос, необходимо
определить основные принципы таможенного
дела, на которых строится механизм осуществления
таможенной политики.
Главным принципом таможенного дела является принцип единства таможенной территории. Другие принципы - общий порядок таможенного обложения, единые условия ввоза и вывоза, единообразное применение процедур и формальностей и др., являются производными, ибо действуют в пределах таможенной территории государства. В соответствии со ст. 3 Закона “О таможенном деле в Республике Казахстан”, таможенную территорию Республики Казахстан составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Отсюда можно сделать вывод, что в целом таможенная территория совпадает с государя венной территорией Республики Казахстан.
Однако далее в той же статье уточняется, что таможенная территория включает в себя также на: годящиеся в морской исключительной экономической зоне Республики Казахстан искусственные острова, установки и сооружения, в отношении которых Республика Казахстан обладает юрисдикцией в области таможенного дела. Кроме того, указывается, что на территории Республики Казахстан могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территория которых рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Республики Казахстан. Таким образом, подтверждается, что в определенных случаях таможенная территория может быть меньше территории государства.
Может возникнуть вопрос относительно свободных таможенных зон и свободных складов. Ведь их создание прямо предусмотрено действующим законодательством, и, хотя их территория, в соответствии с законом “О таможенном деле в Республике Казахстан”, исключается из таможенной территории, Казахстан обладает над ними определенной юрисдикцией. Режим свободных таможенных зон и свободных складов выделяется следующими особенностями:
а) товары могут находиться на этих территориях без ограничения сроков
б) таможенный контроль за товарами, находящимися на территории зон и складов, осуществляется только в исключительных случаях; таможенное оформление может осуществляться в упрощенном порядке (статья 76);
в)
таможенные пошлины и налоги с
товаров, ввозимых на территорию свободных
таможенных зон и помещаемых на свободные
склады, не взимаются, а меры экономической
политики к ним не применяются (статья
71).
Итак, казахстанское таможенное законодательство действует на территории свободных таможенных зон и свободные складов далеко не в полном объеме. Сущность данного режима заключается как раз в том, что большинство норм таможенного законодательства на этих территориях не применяется. Так что их исключение из состава таможенной территории представляется вполне обоснованным.
Пределы таможенной территории, включая периметры свободных таможенных зон и свободных складов, является таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница представляет условную линию и в отличие от границы государственной никак не обозначена на местности. Кроме того, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется, как правило, не повсеместно, а через специальные пункты, оборудованные зонами таможенного контроля. В этой связи в литературе встречается определение таможенной границы в узком (таможенные пункты) и широком (экономическая граница) смысле.
Таможенная
территория и таможенная граница
являются достаточно подвижными элементами.
Контуры таможенной территории могут
изменяться в зависимости от целей
внешнеэкономической политики.
Основанием для расширения или сжатия действия таможенной юрисдикции государства может служить либо одностороннее решение компетентного государственного органа (скажем решение Правительства Республики Казахстан о создании свободной таможенной зоны), - автономная процедура изменения, или международный договор (о создании таможенного союза) - договорная (конвенциональная) процедура. Особенно следует отметить, что сжатие таможенной территории ведет к ограничению действия таможенного законодательства в пространстве.
Так как подобное решение затрагивает сферу компетенции Парламента, то оно должно приниматься либо в форме закона, либо в соответствии с четко разработанной и предусмотренной актом Парламента процедурой.
Несмотря на подвижность таможенной территории, принцип ее единства остается незыблемым. В рамках установленного законодательством пространства таможенное дело носит единый характер и малейшие различия в процедуре и условиях взимания таможенных платежей, в совершении таможенных формальностей и т.д. не допускаются.
Ограничение действия таможенного законодательства в отдельных регионах государства не позволяет считать таможенный союз составляющих его территорий полным и, в конечном итоге, затрудняет признание данного государства в качестве самостоятеяьного субъекта международных таможенно-правовых отношений.
Например,
в рамках ГАТТ установилась практика
рассматривать национальную территорию
страны как единую в таможенном отношении.
При этом различие требований и положений,
действующих в отдельных частях
страны, может являться препятствием
для вступления в члены ГАТТ.
2.3. Понятие и признаки таможенных режимов
В
таможенном законодательстве Республики
Казахстан закреплен
Ввоз
в Казахстан и вывоз из страны
отдельных товаров может быть
на основании законодательных
В
определенных случаях возможны ограничения
на ввоз или вывоз товаров в
связи с соображениями
Товары
и транспортные средства перемещаются
через таможенную границу в соответствии
с их таможенными режимами. Таможенный
режим — это совокупность положений,
определяющих статус товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную
границу Республики Казахстан, для таможенных
целей. Они касаются порядка оформления
товаров, взимания таможенных платежей
и др.
Таможенное законодательство РК содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств:
1) выпуск товаров для свободного обращения;
2) реимпорт товаров;
3) транзит товаров;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной торговли;\
6) переработка товаров на таможенной территории;
7) переработка товаров под таможенным контролем;
8) временный ввоз и временный вывоз товаров;
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11) переработка товаров вне таможенной территории;
12) экспорт товаров;
13) реэкспорт товаров;
14) уничтожение товаров;
15) отказ от товара в пользу государства.
Роль и значение таможенных режимов очень велики. Таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от назначения товара, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под данный конкретный режим.
Через таможенную границу Республики Казахстан товары перемещаются в соответствии с их таможенными режимами.
В ранее действовавшем союзном Таможенном Кодексе было всего три режима. Увеличение числа таможенных режимов соответствует сложившейся международной практике осуществления внешнеэкономических операций, перемещения товаров через границы отдельных государств.
Правила, регламентирующие таможенные режимы, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц перевозящих товары. Таможенный режим выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др
Вопросы,
связанные с применением
Развернутая регламентация применения конкретных режимов содержится преимущественно в нормативных актах ГТК, разрабатываемых на основе Кодекса и в дополнение к нему. В настоящее время утверждены и действуют Положения, регламентирующие таможенные режимы: реимпорта товаров, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли уничтожения товаров, два режима таможенных складов.
Таможенные режимы наряду с особенностями, характеризующими каждый из них, имеют ряд общих черт. Для нескольких режимов характерно полное или частичное освобождение товаров от оплаты таможенных пошлин и других платежей (реимпорт, транзит, таможенный склад, временный ввоз или вывоз, свободные таможенные зоны; и свободные склады и др.), неприменение так называемых мер экономической политики. К этим мерам относятся ограничений на ввоз в Казахстан и вывоз из страны товаров, установленные исходя из экономических интересов Республики Казахстан.
Они включают в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия казахстанской экономики с мировым хозяйством.
Срок пребывания товаров под отдельными таможенными режимом ограничен. Это относится к режимам транзита, реимпорта, таможенного склада, переработки на таможенной территории, реэкспорта, временного ввоза (вывоза) товаров и др.
В ряде случаев для помещения товаров под таможенный режимы требуется получение лицензий соответствующих таможенных органов (магазин беспошлинной торговли таможенный склад, свободный склад, переработка на таможенной территории и вне таможенной территории). Режим свободной таможенной зоны вводится только по решению Правительства Республики Казахстан.
Выдаваемые лицензии могут быть таможенными органами аннулированы, отозваны либо приостановлены. Эти вопросы решаются единообразно для всех таможенных режимов.
Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия отзывается, если ее владелец не соблюдает требования, установленные Таможенным кодексом, либо если лицензия более не соответствует экономической политике Республики Казахстан. Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве.