Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
в работе рассматриваются теоретические основы проведения таможенного контроля товаров при перемещении через таможенную границу, проведен анализ данных по применению форм таможенного контроля на примере таможенного органа, выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.1.Сущность, формы и порядок проведения таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.2. Нормативно-правовая база осуществления таможенного
контроля…. ……………………………………..………………….....23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля товаров на примере Наушкинского
таможенного поста……………….……………………………………35
2.1. Анализ перемещения товаров в зоне деятельности
Наушкинского таможенного поста…………………………………35
2.2. Анализ применения форм таможенного контроля в зоне
деятельности Наушкинского таможенного поста………………....42
2.3. Правонарушения, выявленные в ходе применения различных форм
таможенного контроля………………………………………………56
Глава 3. Совершенствования нормативного регулирования форм
таможенного контроля, и их влияние на выявление
административных правонарушений…………………………….…63
3.1. Проблемы неполноты нормативного регулирования в отношении
всех форм таможенного контроля…………………………….…...63
3.2. Вопросы совершенствования выявления административных
правонарушений посредством применения форм таможенного
контроля…………………………………………………………..….72
Заключение …………………………………………………………………….. 78
Список используемых источников……………………………………………..81
Порядок представления документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, определен в ст. 363 ТК РФ. В ней, в частности, закрепляется обязанность лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков предоставлять в таможенные органы документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Дополнительные документы и сведения таможенный орган может запросить у банков и иных кредитных организаций, а также у органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.
2. Устный опрос.
При производстве таможенного оформления должностные лица таможенных органов могут осуществлять таможенный контроль путем опроса лиц. В ст. 368 ТК РФ идет речь об устном опросе, т. е. опросе, который не предполагает оформления объяснений опрашиваемых лиц в письменной форме.
Опрашиваемыми лицами могут быть:
- физические лица, перемещающие
через таможенную границу
- лица, являющиеся представителями
организаций, которые обладают
полномочиями в отношении
3. Получение пояснений (ст. 369 ТК РФ).
При осуществлении таможенного
контроля должностные лица вправе требовать
пояснений о любых
Требование предоставить
соответствующие пояснения
Пояснение оформляется письменно, этим оно отличается от опроса, который проводится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Получение пояснений по исчислению и уплате таможенных платежей регулируется также НК РФ: в его ст. 21 закреплено право плательщика представлять соответствующие пояснения, а в ст. 31 установлено право таможенного органа требовать от плательщика пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей.
4. Таможенное наблюдение.
Исходя из ст. 370 ТК РФ, таможенный контроль может осуществляться путем таможенного наблюдения — целенаправленного визуального наблюдения уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Цель таких контрольных действий, устанавливающих статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, состоит в следующем:
— никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ (п. 1 ст. 15);
— пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и по условиям, которые определены ТК РФ (п. 1 ст. 360).
Для проведения таможенного контроля в форме таможенного наблюдения за хранением и перемещением товаров и транспортных средств создаются зоны таможенного контроля (п. 1 ст. 362 ТК РФ). Такие зоны могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, и т. д.
5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств7.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
Таможенный осмотр — одна из форм проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузовых помещений, тары или упаковки на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства.
Таможенный осмотр позволяет
выявить факты нарушения
Результаты таможенного осмотра могут понадобиться в дальнейшем, как самому таможенному органу, так и лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств (например, при разрешении споров в суде, при рассмотрении жалоб в вышестоящем таможенном органе и т. п.).
6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ).
Таможенный досмотр —
проводимый уполномоченными должностными
лицами таможенного органа осмотр товаров
и транспортных средств, связанный
со снятием пломб, печатей и иных
средств идентификации товаров,
вскрытием упаковки товаров или
грузового помещения
При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ). При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками (см. комментарий к ст. 358 ТК РФ). Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:
- перемещаемые через таможенную
границу товары облагаются
- товары перевозятся
- товары перевозятся
7. Личный досмотр9.
Личный досмотр как
исключительная форма таможенного
контроля может быть проведен по решению
начальника таможенного органа или
лица, его замещающего, при наличии
оснований предполагать, что физическое
лицо, следующее через
Личный досмотр может быть проведен при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу РФ либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства РФ или международного договора РФ.
8. Проверка маркировки
товаров специальными марками,
наличия на них
9. Осмотр помещений и
территорий для целей
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 374). Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осуществляется таможенными органами по двум основным направлениям: для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем; для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.
10. Таможенная ревизия.
Таможенные органы проводят
таможенную ревизию — проверку факта
выпуска товаров, а также достоверности
сведений, указанных в таможенной
декларации и иных документах, представляемых
при таможенном оформлении, путем сопоставления
этих сведений с данными бухгалтерского
учета и отчетности, со счетами, с другой
информацией.
Под ревизией обычно понимают исследование финансовой, хозяйственной или другой деятельности организации с целью проверки правильности и законности ее действий, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных материальных ценностей. По объекту проверки ревизии подразделяют на документальные, фактические, полные, сплошные, выборочные, по организационному признаку — на плановые и внеплановые, по составу комиссии — на обычные и комплексные.
Основой проведения таможенной ревизии служат положения ТК РФ о том, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю (ст. 14), декларированию (ст. 123), а также запрет пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (ст. 15). Обязанность заявления достоверных сведений ТК РФ прямо не закреплена, однако представляется очевидным, что сама обязанность по декларированию предполагает ее выполнение надлежащим образом.10
Непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, в том числе в рамках таможенной ревизии, в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах, влечет наступление административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что таможенный контроль как проверка — есть одна из его характеристик, другая же раскрывает его как правовой режим, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине и в силу их перемещения через таможенную границу РФ.
Таможенный кодекс РФ устанавливает принцип выборочности таможенного контроля, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля российские таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.
Выбор форм таможенного контроля, перечисленных в ст. 366 ТК РФ, зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того таможенный контроль должен быть в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи — обеспечению соблюдения таможенного законодательства.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
-подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.