Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
в работе рассматриваются теоретические основы проведения таможенного контроля товаров при перемещении через таможенную границу, проведен анализ данных по применению форм таможенного контроля на примере таможенного органа, выявлены проблемы и предложены возможные пути их решения
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.1.Сущность, формы и порядок проведения таможенного контроля
товаров и транспортных средств……………………………………..6
1.2. Нормативно-правовая база осуществления таможенного
контроля…. ……………………………………..………………….....23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля товаров на примере Наушкинского
таможенного поста……………….……………………………………35
2.1. Анализ перемещения товаров в зоне деятельности
Наушкинского таможенного поста…………………………………35
2.2. Анализ применения форм таможенного контроля в зоне
деятельности Наушкинского таможенного поста………………....42
2.3. Правонарушения, выявленные в ходе применения различных форм
таможенного контроля………………………………………………56
Глава 3. Совершенствования нормативного регулирования форм
таможенного контроля, и их влияние на выявление
административных правонарушений…………………………….…63
3.1. Проблемы неполноты нормативного регулирования в отношении
всех форм таможенного контроля…………………………….…...63
3.2. Вопросы совершенствования выявления административных
правонарушений посредством применения форм таможенного
контроля…………………………………………………………..….72
Заключение …………………………………………………………………….. 78
Список используемых источников……………………………………………..81
Вместе с тем, именно этот,
либо иной порядок проведения таможенного
контроля должен быть предусмотрен законодателем,
либо нормативными документами ФТС
РФ, а неразрешенность данного
вопроса не способствует единообразию
практики применения форм контроля, и
зачастую приводит к нарушению законности
при его проведении, и невозможность
использования результатов
К проблеме несовершенства
нормативного регулирования можно
отнести и тот факт, что нормативно
не определены формы уведомления
между должностными лицами оперативных
таможен, перевозчиками товаров, владельцев
таможенных складов и складов
временного хранения в случае обнаружения
ими нарушения средств
Так, например, отделом таможенного досмотра Наушкинской таможни в 2006г. был зафиксирован случай нарушения средств идентификации на железнодорожном составе и их замены без разрешения таможенного органа. После того как нарушение средств идентификации было обнаружено, работники железнодорожной станции самостоятельно, без разрешения таможенного органа, заменили пломбы, после чего сообщили в Бурятскую таможню о данном событии по телефону принятое сообщение зафиксировано таможенным органом без указания на время замены и обстоятельств дела. В действиях ОАО «РЖД» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 16.11 КоАП РФ. В дальнейшем это привело к необходимости установления в ходе административного расследования и получения показаний от большого круга свидетелей административного правонарушения.
Таким образом, при изучении нормативной базы, регулирующей формы таможенного контроля, выявлена проблема ее несовершенства. Большинство форм не имеют письменного отражения в нормативных документах, что в большей мере влияет на количество обнаружения признаков административных правонарушений и тем самым на выявляемость их при таможенном контроле. А в ряде существующих документов имеются недостатки, которые требуют доработок.
3.2. Вопросы совершенствования выявления административных
правонарушений посредством применения форм таможенного контроля
При изучении проблем несовершенства нормативного регулирования форм таможенного контроля, и их влияния на выявление административных правонарушений автором разработаны предложения по доработке нормативных актов и созданию новых ведомственных нормативных актов. На наш взгляд решение данных вопросов позволит повысить выявляемость административных правонарушений, даст возможность надлежащего закрепления выявленных признаков административных правонарушений, и использование их в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях.
С развитием рыночных отношений, глубокой интеграции России в мировую экономику необходимо принятие нормативно – правовых актов, подробно определяющих и регулирующих применение всех форм таможенного контроля, в частности, для целей выявления составов административных правонарушений.
По статистическим данным т/п Наушкинский, нами ранее определены формы таможенного контроля, наиболее часто применяющиеся для обнаружения признаков административных правонарушений.
Так, основными формами таможенного контроля, по которым возбуждены дела, являются: таможенный осмотр, досмотр, таможенная ревизия. Тем временем нормативное регулирование форм таможенного контроля развивается, но в недостаточной мере.
На наш взгляд действующие акты нормативного характера нуждаются в существенной доработке, так, Приказ от 16 сентября 2003 г. N 1023 «Об утверждении формы документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению» необходимо внести данные, которые отражают объяснения лица, в отношении которого проводились осмотр, в котором поясняются причины совершения нарушения таможенного законодательства.
При указании технических средств, применяемых при таможенном контроле, необходимо указывать данные о приборах, а именно о том, что приборы пошли сертификацию, их модель, номер и их описание. Это необходимо для того, чтобы не возникало сомнений по поводу правильности полученных результатов.
Тем самым данные акты будут содержать полные сведения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, таможенной ревизии и не возникнет сомнений в их законности при признании данных документов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
Приказ от 20 октября
2003 г. N 1166 «О формах актов таможенного
досмотра (осмотра) товаров и
При изучении данного акта
были обнаружены недоработки, которые
выражаются в отсутствии возможности
получения пояснения от лица, перемещающего
товар, причин указывающих на совершение
правонарушения. Отсутствует описание
применяемых технических
Существует большое количество
технических средств, применяемых
таможенными органами для обнаружения
незаконно везенных или запрещенных
товаров. К таким средствам относятся
дозиметры, щупы, зеркала, спектрометры
и другие. Каждое техническое средство
облегчает и упрощает поиск таких
товаров. Наиболее подробное их описание
в акте таможенного досмотра (осмотра)
наиболее полно отразит картину
незаконного перемещения
В отношении Приказа от 23 декабря 2003 г. N 1519 «Об утверждении порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля» необходимо указывать в протоколе «о взятии проб и образцов» соблюдение всех правил безопасности как для здоровья лиц, участвующих при взятии проб и образцов, а также и для того, чтобы при их взятии не произошло изменение физических, химических характеристик.
В ходе взятия проб и образцов необходимо указывать способы фиксации вещественных доказательств, а также полученные в результате материалы (указываются конкретные материалы и их идентификационные признаки, упаковка, печати). Также если в ходе взятия проб и образцов возникают несогласия со стороны лица обладающего полномочиями в отношении товара, то их нужно отразить в акте в виде объяснений, замечаний, ходатайств, отводов, заявлений.
Приказ от 20 октября 2003 г. N 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».
При применении медицинских
приборов для обнаружения
После обнаружения скрываемых товаров и представления понятым для дальнейшего их приложения к делу в качестве доказательств, необходимо их упаковать соответствующим образом с наложением на них ярлыка обеспечения сохранности упаковки, что также должно найти свое отражение в акте личного досмотра.
Досматриваемому лицу должна быть представлена возможность заявлять отводы, ходатайства, давать замечания и заявления во время производства досмотра.
В отношении остальных форм таможенного контроля, которые не нашли отражения в нормативных документах в области таможенного дела, необходима их разработка и внедрение в деятельность таможенных органов.
Так, использование такой формы как таможенное наблюдение, может повлечь обнаружение значительного числа правонарушений, но не имеются акты, в которых данная форма была бы отражена.
Таможенное наблюдение, в
виде визуального наблюдения уполномоченными
должностными лицами таможенного органа
за перевозкой товаров и транспортных
средств, применяется при обнаружении
признаков таких составов административных
правонарушений как: незаконное перемещение
товаров и транспортных средств
через таможенную границу РФ, нарушение
режима зоны таможенного контроля,
причаливание к судну и другим
плавучим средствам, несоблюдение
порядка внутреннего
Такая форма таможенного контроля как устный опрос также требует доработок со стороны законодательства. Необходимо принятие нормативного документа, в котором четко были бы отражены объяснения лица, совершившего правонарушение, о причинах его совершения. В дальнейшем, при отнесении данных причин к отягчающим или смягчающим, должностное лицо таможенного органа приобщает объяснение к делу, которое в дальнейшем влияет на размер административной ответственности.
Данная проблема требует решения и по такой форме, как «Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков» и создания нормативного документа в виде приказа, письма, инструкции или методических рекомендаций.
В отношении путей
Поэтапное внедрение элементов
информационно-технических
Данные электронных носителей,
содержащие сведения о товарах, перемещаемых
через отдельные участки
Все изложенное свидетельствует
о необходимости ввода новых
таможенных технологий блоками на наиболее
неблагоприятных с точки зрения
недостоверного декларирования направлениях
перемещения товаров, прежде всего
с целью сокращения числа необходимых
согласований, неоправданно усложняющих
процесс таможенного
Данные предложения по совершенствованию нормативного регулирования позволят избежать проблемных вопросов и противоречий при возбуждении дела об административном правонарушении. Собранные данные, отраженные в актах, будут служить доказательствами и прилагаться к делу, и содержать полные и достоверные сведения, необходимые для привлечения лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, к административной ответственности.
Заключение
Таким образом, таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных его форм соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства.
Полномочиями по таможенному контролю наделяются только таможенные органы, которыми в соответствии с п. 1 ст. 402 ТК РФ являются: ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Ввезенные на таможенную территорию
товары и транспортные средства приобретают
статус товаров и транспортных средств,
находящихся под таможенным контролем,
с момента пересечения
Вывозимые российские товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации таможенным органом или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (погрузка товара на транспортное средство и т. п.).
Таможенный контроль понимают
как общий статус (правовой режим)
перемещаемых через таможенную границу
РФ товаров и транспортных средств
и как совокупность проверочных
мероприятий, также он представляет
собой действия должностных лиц
таможенного органа, осуществляемые
в установленной
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ (п. 1 ст. 14 ТК РФ). При этом таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, которые не закреплены в таможенном законодательстве или иных правовых актах РФ (п. 2 ст. 14 ТК РФ). Следовательно, таможенные органы могут осуществлять таможенный контроль только в тех формах, которые непосредственно предусмотрены ТК РФ.
При подробном изучении, анализе, выявлении проблем, приведенных в рассматриваемом дипломном проекте, можно сделать вывод, что применение форм таможенного контроля в зоне деятельности Наушкинской таможни ограничивается применением лишь основных его форм: проверки документов и сведений, таможенного осмотра/досмотра товаров, таможенного наблюдения и таможенной ревизии.