Примечание.
Настоящее Положение не распространятся
на легковые автомобили, принадлежащие
гражданам.
Техническое
обслуживание новых и капитально
отремонтированных автомобилей
и агрегатов в период обкатки
(начальный период эксплуатации) производится
согласно указаниям автомобильных,
моторных и авторемонтных заводов.
Техническое
обслуживание и ремонт автомобильных
шин производится в соответствии
с действующими Правилами эксплуатации
автомобильных шин, утверждаемыми
в установленном порядке.
Настоящее Положение обязательно
для организаций и предприятий
автомобильной и смежных отраслей
промышленности а процессе серийного
производства подвижного состава, запасных
частей и эксплуатационных материалов
в части обеспечении установленных нормативов
и взаимодействия с организациями и предприятиями
автомобильного транспорта иавторемонтного
производства.
Организации и предприятия автомобильной
и смежных отраслей промышленности:
- проводят единую политику и несут ответственность за технический уровень и качество выпускаемой продукции, за наиболее полное удовлетворение потребностей автомобильного транспорта страны, а необходимом подвижном составе, запасных частях, эксплуатационных; материалах высокого качества и надежности, требуемого типажа и номенклатуры, приспособленных к различным условиям эксплуатации и в количествах в соответствии с установленными нормативами;
- проводят мероприятия по повышению надежности подвижного состава, снижению трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт;
- проводят унификацию подвижного состава с целью сокращения количества технологически совместимых групп на автотранспортных предприятиях;
- в случае необходимости разрабатывают конструкции, изготавливают образцы и организуют промышленное производство нестандартного оборудования, оснастки и специального инструмента для технического обслуживания и ремонта конкретных семейств подвижного состава.
- принимают непосредственное участие в освоении автомобильным транспортом подвижного состава новых моделей путем своевременного обеспечения автотранспортных и авторемонтных предприятий технической документацией, образцами нестандартного оборудования, оснастки, специального инструмента, запасными частями и эксплуатационными материалами, необходимыми для организации ТО и Р;
- организуют или содействуют организации на промышленной основе капитального ремонта агрегатов и узлов конкретных семейств подвижного состава и восстановления отказавших деталей в качестве товарной продукции;
- осуществляют мероприятия по рациональному использованию топливо-энергетических ресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;
- содействуют созданию единой информационной базы на основе опорных (экспериментальных) автотранспортных и авторемонтным предприятий, необходимой для управления надежностью подвижного состава.
Организации и предприятия, эксплуатирующие
подвижной состав автомобильного транспорта:
- осуществляют единую политику в области технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- обобщают передовой опыт, разрабатывают и широко применяют прогрессивные формы и методы организации, управления и технического обслуживания и ремонта на основе: кооперации, концентрации и специализации с централизованным управлением производством, трудовыми и материальными ресурсами; бригадной формы организации и оплатой труда по конечному результату; обеспечения персональной ответственности исполнителей за качество выполнения работ и техническое состояние подвижного состава;
- проводят мероприятия и осуществляют контроль за: качеством выполнения технического обслуживания и ремонта; выполнением требований безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств и применением методов его проверки в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами; проведением мероприятий по экономному расходованию топливо энергетических, материальных н трудовых ресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;
- принимают меры по рациональному распределению подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования и оснастки, необходимых для своевременного и качественного выполнения технического обслуживания и ремонта;
- разрабатывают и широко поменяют принципы хозяйственного расчета между предприятиями и подразделениями служб автомобильного транспорта;
- провидя работы по своевременной подготовке предприятий и организаций автомобильного транспорта к эксплуатации автомобилей новых моделей;
- проводят мероприятия по совершенствованию и эффективному использованию производственно-технической базы, механизации и автоматизации производственных процессов, широкому применению средств контроля и диагностирования;
- обеспечивают своевременное направление составных частей подвижного состава в капитальный ремонт;
- обеспечивают сбор и хранение отработавших деталей и передачу их на восстановление специализированным предприятиям;
- проводят унификацию и типизацию технологических решений при техническом обслуживании н ремонте автомобилей;
- осуществляют мероприятия по научной организации труда, сокращению тяжелого физического и ручного труда, а также по улучшению условии труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- совершенствуют организацию и методы подготовки высококвалифицированного персонала служб и подразделений, обеспечивающих исправное состояние и надежность подвижного состава, совершенствуют систему оплаты труда, принципы моральной и материальной заинтересованности;
- организуют на специально выделяемых опорных автотранспортных и авторемонтным предприятиях проведение работ по оценке уровня совершенства конструкции и надежности подвижного состава н созданию информационной базы, необходимой для разработки требований к промышленности и авторемонтному производству, нормативов и рекомендаций по совершенствованию технического обслуживания и ремонта;
- вносят основному разработчику предложения по разработке и уточнению нормативов настоящего Положения по мере совершенствования конструкции подвижного состава и выпуска новых моделей, улучшения организации н технологии технического обслуживания и ремонта, измерения условий эксплуатации.
Организации и предприятия авторемонтного
производства:
- повышают качество капитального ремонта агрегатов и узлов подвижного состава;
- расширяют номенклатуру ремонтируемых составных частей подвижного состава, а также восстанавливаемых деталей в качестве товарной продукции;
- сокращают затраты и время проведения капитального ремонта.
Организации и предприятия автомобильного
транспорта, промышленности и авторемонтного
производства:
- тесно взаимодействуют в проведении мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижного состава, снижению расхода топливо-энергетических, трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда при ТО и Р на основе единой информации, получаемой на опорных автотранспортных и авторемонтных предприятиях в условиях рядовой эксплуатации;
- оперативно реализуют взаимные требования по совершенствованию конструкции, структуры парка и типажа подвижного состава, повышению его надежности и приспособленности к различным условиям эксплуатации, улучшению номенклатуры и качества запасных частей и эксплуатационных материалов, совершенствованию технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Показатели
взаимодействия организаций и предприятий
автомобильного транспорта, промышленности
и авторемонтного производства устанавливаются
и регламентируются руководящими и методическими
указаниями, утверждаемыми в установленном
порядке.
Под исправным состоянием (исправностью)
подвижного состава понимается такое,
при котором он соответствует всем требованиям
нормативно-технической документации.
Состояние
подвижного состава, при котором
он не соответствует хотя бы одному
из требовании нормативно-технической
документации является неисправным
состоянием (неисправностью).
Под работоспособным состоянием подвижного
состава понимается такое, при котором
значения всех параметров, характеризующих
способность его выполнять транспортную
работу, соответствует требованиям нормативно-технической
документации.
Работоспособный подвижной состав, заправленный
смазочными материками и жидкостями, должен
быть готовым к работе на линии без дополнительного
проведения каких-либо подготовительных
работ, за исключением заправки топливом
и тепловой подготовки в зимнее время.
Событие, заключавшееся в нарушении работоспособного
состояния подвижного состава, называется
отказом.
Требования безопасности и техническому
состоянию подвижного состава и методы
проверки устанавливаются государственными
стандартами, правилами дорожного движения
и другими нормативно-техническими документами.
Подвижной состав с неисправными составными
частями, состояние которых не соответствует
установленным требованиям безопасности
или вызывает повышенный износ деталей
не должен продолжать транспортную работу
или выпускаться на линию. Другие неисправности
могут быть устранены после завершения
транспортной работы в пределах сменного
или суточного задания.
Работоспособное состояние подвижного
состава обеспечивается производственно-технической
службой, которая несет ответственность
за своевременное и качественное выполнение
ТО и Р с соблюдением установленных нормативов,
эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего
персонала, соблюдение нормативно-технической
документации по техническому обслуживанию
и ремонту.
Ответственность за обеспечение работоспособного
состояния подвижного состава вместе
с производственно-технической службой
несут:
- подразделенья обеспечения персоналом
(управлении и отделы кадров, организации труда и заработной платы) – за укомплектованность квалифицированными водителями и ремонтно-обслуживающим персоналом, за воспитание и стабильность коллективов подразделений;
- подразделения материально-технического снабжения – за обеспечение запасными частями и эксплуатационными материалами необходимого качества и номенклатуры, за оснащённость предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и обеспечение их запасными частями эксплуатационными материалами;
- подразделения службы главного механика
- за качественное содержание производственных помещений, оснащенность предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и обеспечение и качественное выполнение их технического обслуживания и ремонта, за техническое обеспечение хранения подвижного состава;
- служба эксплуатации движения – за соблюдение Правил дорожного движения и другой нормативно-технической документации по безопасности дорожного движения;
- служба эксплуатации за качественное хранение в межсменное время и своевременный выпуск на линию работоспособного состава, соблюдение составе на линии правил технической эксплуатации, необходимых режимов погрузки, выгрузки и движения, обеспечивающих работоспособное состояние и сохранность подвижного состава;
- подразделения технического контроля - за проведение контроля технического состояния подвижного состава, технологического оборудования, оснастки, инструмента и ремонтного фонда, своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава и технологического оборудования, за проведение контроля качества получаемых запасных частей и эксплуатационных материалов, хранение подвижного состава и своевременный выпуск его на линию в работоспособном состоянии, соблюдение действующей нормативно-технической документации;
- планово-экономические и финансовые подразделения – за качественную организацию учета и отчетности проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.
Вопрос №62. Задачи
технического контроля и его объекты
на ремонтных предприятиях.
Общие сведения. Технический контроль
неотъемлемая часть технологического
процесса ремонта машин. Его задачи состоят
в том, чтобы проверять качество и комплектность
отремонтированных машин и агрегатов
согласно технической документации, следить
за качеством поступающих частей, материалов
и полуфабрикатов; проводить профилактику
(предупреждение) брака на предприятии.
Кроме того, проверять соблюдение технологического
процесса и технических условий на ремонт
машин; следить за исправностью всего
инструмента и оборудования и состоянием
рабочих мест.
В задачи технического контроля входит
также сбор сведений о работе выпускаемых
из ремонта объектов, чтобы в дальнейшем
улучшать качество ремонта.
Работники технического контроля ремонтного
предприятия должны активно участвовать
во всех стадиях производственного процесса,
активно воздействовать на него с целью
предупреждения появления брака, привлекать
к работе по повышению качества ремонта
машин передовых рабочих и т. д.
Брак на ремонтном предприятии может быть:
окончательный, неустранимый (например,
развертывание отверстия в бобышках поршня
до размеров сверх допустимых); исправимый
(перешлифовка валов под следующий ремонтный
размер); условный, когда допущено незначительное
отступление от установленных технических
требований.
Все виды брака приносят убыток хозяйству,
повышают себестоимость выпускаемой продукции
и снижают ее качество. Наиболее частые
причины возникновения брака на ремонтных
предприятиях—это плохая организация
рабочих мест; несоблюдение технических
условий на разборку, ремонт и сборку машины;
неисправность оборудования и инструмента;
использование инструмента, не соответствующего
размерам и назначению; недоброкачественные
материалы и детали; плохое хранение и
небрежная транспортировка деталей, агрегатов;
низкая квалификация рабочих; низкая техническая
грамотность руководящего технического
персонала и отсутствие или незнание типовой
технологии ремонта машин.
Виды технического контроля различают
следующие: по назначению (на различных
стадиях технологического процесса)—предварительный,
промежуточный, окончательный, летучий
и целевой; по месту выполнения — стационарный
и нестационарный; по степени охвата изделий
— сплошной, выборочный и периодический.
Предварительный контроль применяется
при приемке материалов, полуфабрикатов,
запасных деталей; при проверке качества
режущего и мерительного инструмента,
точности работы оборудования и т. д.
Промежуточный контроль может выполняться
как по-операционно (после каждой операции
технологического процесса), так групповым
способом (после нескольких неответственных
операций). Этот вид контроля проводится
систематически (постоянно) или эпизодически
— летучий контроль.
Окончательный контроль заключается в
проверке полностью отремонтированных
деталей, узлов, агрегатов и машины.
Летучий контроль проводится выборочно
(по усмотрению ОТК или руководителя предприятия)
как по отдельным операциям технологического
процесса, так и по объектам готовой продукции.