Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 03:50, реферат
Поскольку в рыночной экономике ценовая политика определяется моделью рынка, отражающей условия производства и реализации товаров и услуг, принципы формирования цен (свободные или регулируемые), необходимость и глубину государственного вмешательства в систему рыночного ценообразования, то для оценки существующей и формирования перспективной ценовой политики на воздушном транспорте исследование транспортных рынков необходимо вести по их секторам, транспортным связям (корреспонденциям), видам перевозок и оказываемых услуг.
1. Проблемы перехода к рыночным отношениям на воздушном транспорте…………………………………………………………………………3
2. Обзор современного состояния авиакомпаний Северной Америки…6
3. Особенности автомобильного транспорта……………………………12
4. Принципы организации прямого варианта перегрузки грузов в транспортных узлах……………………………………………………………..14
Задачи……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………….29
Вариант 10.
Содержание.
1. Проблемы перехода к
рыночным отношениям на
2. Обзор современного
состояния авиакомпаний
3. Особенности автомобильного транспорта……………………………12
4. Принципы организации
прямого варианта перегрузки
грузов в транспортных узлах………
Задачи………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….29
1. Проблемы перехода
к рыночным отношениям на
Поскольку в рыночной экономике
ценовая политика определяется моделью
рынка, отражающей условия производства
и реализации товаров и услуг,
принципы формирования цен (свободные
или регулируемые), необходимость
и глубину государственного вмешательства
в систему рыночного
С образованием СНГ на территории
бывшего СССР сформировался рынок
межгосударственных воздушных перевозок.
Сегодня на нем работают более 100
авиакомпаний, то есть на воздушном
транспорте создан конкурентный рынок,
а авиакомпании работают в конкурентной
среде, что позволяет им, независимо
от форм собственности и
Однако анализ региональных рынков перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом России, стран СНГ и Балтии, проведенный на примере движения самолетов Московского авиаузла, показывает: реально складывающиеся условия работы воздушного транспорта таковы, что не могут обеспечить условия для свободного развития конкуренции на этих рынках. Это значит, что действующая в настоящее время система свободных тарифов нуждается в корректировке.
Из-за разрыва территориальных экономических связей, спада объемов производства, снижения платежеспособного спроса населения, роста цен на потребляемые ресурсы и подвижной состав, ограниченности финансовых ресурсов и пр. в период 1991-1996 гг. произошло резкое сокращение спроса на авиатранспортные услуги, что привело к резкому сокращению числа рейсов, снижению конкурентоспособности перевозчиков, обслуживающих территорию России, стран СНГ и Балтии.
С июня 1996 г. Московский авиаузел принимал и отправлял самолеты в 52 пункта, расположенные на территории стран СНГ и Балтии.
Если каждую транспортную
связь между Москвой и городами
СНГ рассматривать как
Формирования конкурентной
среды не произошло. Рынки СНГ
и Балтии оказались поделенными
между основными национальными
авиакомпаниями, на которых присутствие
авиакомпаний других государств СНГ
является исключением. При этом большинство
связей обслуживается одной
Процесс приватизации разрушил государственную монополию на воздушном транспорте и создал предпосылки для формирования конкурентных рынков. Как известно, рынок чистой или монополистической конкуренции предполагает присутствие достаточно большого числа конкурирующих фирм, легкие условия вступления в отрасль, отсутствие или незначительный контроль над ценами и др. Существующее положение на рынках воздушного транспорта России, СНГ и Балтии не соответствует этим требованиям. Специфика их такова, что накладывает определенные ограничения на численность перевозчиков на одном рынке.
По условиям производства и реализации своей продукции рынки воздушного транспорта могут формироваться как олигопольные или монопольные рынки (в зависимости от условий эксплуатации), что требует, соответственно, иной системы формирования тарифов.
В настоящее время рынки воздушного транспорта России, стран СНГ и Балтии из-за сложившихся экономических условий можно отнести к рынкам с высокой степенью монополизации. Однако для оценки уровня монополизации транспортных рынков нужна дополнительная информация.
В рыночной экономике для
решения этих вопросов применяются
индексы Харфиндела-Хиршмана, в соответствии
с которыми безопасный рынок предполагает
наличие на нем 10 и более конкурирующих
фирм, причем доля крупнейшей из них
не должна превышать 31%, двух крупнейших
- 44%, трех - 54%, и четырех - 63%. При более
высоком уровне монополизации возникает
потребность в его
Максимальное число
Неслучайно, например, Национальная акционерная авиакомпания "Казахстан Ауе Жолы" и независимые авиафирмы "Саяхат", "Азамат", "Аэросервис", "Пилот", "Азия Сервисауежолы" объединились в союз эксплуатационников, который должен создать участникам равные условия в работе и добиться коренного совершенствования в стране системы воздушных перевозок. Пойти навстречу конкурентам национальную авиакомпанию заставило сложное финансовое положение, большая изношенность парка и конкуренция с зарубежными авиакомпаниями, отличающимися лучшим сервисом, а зачастую и более низкой стоимостью обслуживания клиентов, что способствует ослаблению экономических позиций казахских авиаторов на конкурентных рынках.
Итак, можно сделать вывод: поскольку в настоящее время авиакомпании фактически работают на монопольных рынках, требуется разработка системы их межгосударственного регулирования.
2. Обзор современного
состояния авиакомпаний
В США за работу авиатранспорта
отвечало Управление гражданской авиации.
Созданное в 1938 г., оно контролировало
тарифы на полеты между штатами, закрепляло
авиакомпании за определенными маршрутами,
ограничивало выход на рынок новых
авиаперевозчиков. Поскольку доступ
к рынку был затруднен, а тарифы
устанавливались
В 1978 г. после слушаний в Сенате по результатам работы Управления был принят закон о дерегулировании деятельности авиакомпаний. Они получили возможность самостоятельно назначать цены и обслуживать любые маршруты. Управление гражданской авиации было упразднено.
США стали первой страной на Западе, отказавшейся от государственного регулирования воздушного транспорта.
Либерализация авиаперевозок
оказала прямое влияние на туризм.
Во-первых, были сняты ограничения
на обслуживание воздушных маршрутов.
Высокие чистые прибыли сделали
сферу авиаперевозок очень
Во-вторых, на регулярных авиалиниях были введены большие скидки с авиатарифа. Воспользовавшись ими, туристские фирмы могли продавать билеты на самолеты по конкурентным ценам и расширять клиентуру авиакомпаний.
Главным следствием либерализации воздушного транспорта в США стало снижение цен на внутренних и международных линиях сообщения, что способствовало увеличению спроса на авиапутешествия. С 1970 по 1985 г. пассажирооборот американских авиакомпаний, скорректированный на рост численности населения, более чем удвоился.
Снижение цен происходило вследствие сокращения затрат в расчете на пассажиро-километр, которое в свою очередь было связано с повышением загрузки авиалиний. Раньше цены на билеты устанавливались исходя из 60%-ной заполняемости мест. Убытки, возникающие из-за 40%-ной недозагрузки, перекладывались на пассажиров и включались в авиатариф. Сегодня авиакомпании закладывают более высокую норму загрузки - 70-80%, тем самым снижая цены, а также экономят на административных расходах.
Значительное увеличение загрузки авиалиний и сокращение издержек были достигнуты благодаря изменению маршрутной системы. Старая система перевозок, основанная на прямых рейсах, была замещена моделью "ступица и спица". Аэропорт превратился в региональный транспортный узел (хаб), из которого, словно спицы в колесе, расходятся линии стыковочных рейсов. К середине 80-х годов авиатранспорт США перешел на эту модель развития.
В настоящее время каждая крупная американская авиакомпания имеет свой хаб. Например, перевалочные пункты "Юнайтед Эйрлайнз" расположены в Чикаго и Денвере, а авиакомпании "Ти-Ви-Эй" - в г. Сент-Луис. "Америкэн Эйрлайнз" базируется в Далласе. Здесь начинаются и заканчиваются многие рейсы, выполняемые этой авиакомпанией, а на длительных перелетах производится смена самолетов. Транзитный транспортный узел, используемый авиакомпанией "Дельта Эйрлайнз", находится в Атланте. Некоторые жители Флориды шутят: "После смерти вы можете отправиться в рай или ад, но по пути вы непременно сделаете остановку в Атланте".
Центрально-радиальная система
маршрутов дает преимущества как
пассажирам, так и перевозчикам.
Увеличивается частота полетов,
более эффективно используется парк
машин: сокращаются простои, растет
загрузка. Все эти преимущества могут
быть достигнуты при условии, что
продолжительность ожидания транзитными
пассажирами в аэропорту