Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.
По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадо
генеральный план города Твери |
Генеральный план города Твери
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ
Историко-культурный потенциал территории
Формирование исторической планировочной структуры.
Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.
По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадов. Положение между Петербургом и Москвой укрепляет торговое значение города. Активно развиваются промыслы, обустраиваются гавани на Волге и Тверце.
Регулярная перепланировка города после пожара 1763 года вобрала наиболее устойчивые и ценные элементы планировки средневекового города, сохранив Кремль, как главный градообразующий центр, объединивший исторические посады города. Трехлучевая планировочная структура улиц центральной части была положена в основу нового регулярного плана города.
К 1777 году все существовавшие в пределах вала посады были заново перепланированы по регулярному плану, сохранив каменные объемы церквей, включенных в застройку кварталов или ставших локальными доминантами небольших площадей. К концу XIX века Тверь в границах регулярного плана была застроена. В 1851 году открывается железная дорога Москва – Санкт-Петербург, строится комплекс Морозовского городка, возникает поселок Красная Слобода. Появляется новая меридиональная ось в развитии планировочной структуры города.
Тяготение промышленных зон к железной дороге обусловило появление вблизи каждого предприятия жилых слобод по типу регулярных сельских поселений с церковью, становившейся доминантой на небольшой прямоугольной площади – слобода у Драгунских казарм, Красная слобода, Каулинские Горки, Ведловская слобода и т.п. Соразмерность планировочных принципов построения кварталов слобод сложившейся исторической сетке города XVIII века, их сомасштабность застройки, послужила основанием для формирования общей планировочной структуры города XIX – начала XX века.
Генеральный план 1927 года (архитектор А. П. Иваницкий) удачно развил основные положения первого и последующих генеральных планов города, определил направления территориального развития города и заложил современную планировочную структуру. Последующие генеральные планы (кроме генплана 1938 года) развивали и уточняли основные планировочные принципы организации города. В процессе реализации изменялась этажность, уточнялись направления магистралей, размещались новые промзоны. Устойчивые элементы планировочной структуры города на протяжении трех веков оставались, в основном, неизменными и служили основным каркасом развивающегося города.
Историческая застройка города.
К концу XIX века Тверь являлась крупным промышленным и торговым центром с быстро растущим населением (до 60000 человек). В городе было 156 фабрик и заводов, 3764 жилых домов (из которых 1044 - каменные), на территории города была 51 церковь и 3 монастыря. Активное уничтожение культовых зданий в Твери началось уже в XX веке. В 30-е годы последовало массовое разрушение многих важнейших храмов города. Этот процесс привел к радикальному изменению облика старой Твери, которая лишилась всей структуры высотных композиционных доминант. Не менее радикальным изменениям подверглась и наиболее ценная гражданская архитектура центральной части. В результате строительных мероприятий советского времени ансамбль центра города во многом утерял свою композиционную целостность. Однако, несмотря на все потери, в Твери сегодня сохранились многочисленные памятники зодчества прошлых столетий, составляющие старинный облик города.
В историческую часть города включены территории города в границах XIX века и соответствующие историческому делению города: Городская часть, Заволжье, Затьмачье и Затверечье.
В Центральной (Городской части) уцелели большие фрагменты регулярной жилой каменной застройки XVIII – XIX веков (ул. Советская, Пушкинская, Крылова, Медниковская, Симеоновская, Новоторжская, бульвар Радищева и другие). Здесь расположены основные ансамбли и комплексы исторического центра города: ансамбль Путевого дворца, ансамбль улиц с Трехлучевой композицией, заложенной генпланом 1767 года, ансамблем зданий губернского казначейства (начало XX века), комплексом торговых и общественных зданий (XVIII – XIX век), комплекса общественных и жилых зданий (XVIII – XIX веков), ансамбля “церкви Рождества Христова”, что в Рыбаках, комплекс застройки набережной р. Волги (конец XVIII – XX веков), ансамбля застройки Фонтанной площади, комплекса зданий женского епархиального училища (XIX - начало XX веков) и т.д.
Затьмачье в центральной части сохранило малоэтажную, преимущественно деревянную застройку XIX - начало XX веков, посреди которой расположена церковь Белой Троицы середины XVI века. В юго-западной части Затьмачья большой интерес представляют архитектурный комплекс Христорождественского монастыря и незаурядный памятник эпохи капитализма – Морозовский городок.
Затверечье. В Затверечьи интересна уцелевшая трассировка улиц, составленная архитектором П. Р. Никитиным и живописный ритм храмов, доминирующих в городском ландшафте. Здесь расположен ансамбль церкви Екатерины (XVIII – XIX веков), ряд усадебных комплексов, церковь Никиты-Мученика, церковь Мины и Виктора, а также ряд памятников гражданской архитектуры вдоль набережной р. Тверцы.
Заволжье. Эта часть города наиболее подверглась реконструкции и сносу, а также уничтожению исторической планировочной структуры во второй половине XX века. Сохранился Успенский собор Отрочь монастыря (1722 год). Основная часть Тверского Отрочь монастыря была разрушена при строительстве речного вокзала в 30-х годах XX века, в настоящее время являющегося памятником архитектуры советского времени. На набережной Афанасия Никитина сохранилась церковь Воскресения (Трех Исповедников), что за Волгой (первая четверть XIX века) с приделом в стиле ампир – одна из ранних работ К. И. Росси. Одной из лучших в Твери построек в стиле раннего классицизма является жилой дом (XVIII в.), образующий с Воскресенской площадью цельный архитектурный ансамбль площади – “кармана”. В панораме Заволжской части, открывающейся со стороны реки, этот ансамбль занимает главенствующую роль.
Город Тверь в границах исторической части, в основном, сохранил сложившуюся в конце XVIII века планировочную структуру. Сохранилась лучевая (тангенциональная) планировка XVIII века, связанная с деятельностью архитекторов Никитина и Квасова, сохранились исторические направления улиц регулярной планировки и исторических трактов.
Задачи по сохранению историко-культурного наследия.
В настоящее время в списки объектов историко-культурного наследия включены около 450 памятников истории, архитектуры, монументального искусства, археологии, садово-паркового искусства (часть объектов находится вне границ исторического центра – это территории бывших монастырей, культовые здания и усадьба Сахарово).
В настоящее время разрабатывается “Проект зон охраны объектов культурного наследия города Твери”, в котором предлагается система зон охраны для всех видов памятников города Твери – археологии, истории, архитектуры, искусства, а также природного ландшафта. Все зоны, как взаимоувязанная система, различаются режимами охранных мероприятий и использования.
Система зон охраны объектов культурного
наследия устанавливается в целях
обеспечения сохранности
Современная планировочная ситуация
Современный город Тверь расположен на двух берегах р. Волги (Иваньковское водохранилище). Во второй половине XX века город получил развитие в северо-западном и южном направлениях.
В городе исторически сложилась четырехчастная планировочная структура, продиктованная тремя реками: Волгой, Тверцой и Тьмакой – это Заволжье, Затверечье, Затьмачье и Центральная часть, позднее, после строительства железной дороги появился Южный планировочный район. В настоящее время все пятно застройки города целесообразно разделить на 3 планировочные зоны: Северную, Центральную и Южную.
Северная планировочная зона (Заволжье и Затверечье). Основная широтная планировочная ось: Петербургское шоссе – ул. Горького – ул. Академика Туполева – Сахаровское шоссе. Основная меридиональная ось: ул. Паши Савельевой – ул. Благоева – ул. Шишкова – Бежецкое шоссе.
Часть прибрежных территорий р. Волги, а также почти все Затверечье входит в границы исторической части города с наиболее сохранившимися элементами исторической планировочной структуры. Северо-западную часть занимает формирующаяся, большая по площади Северо-Западная производственная зона, к которой примыкает микрорайон Юность – многоэтажная секционная застройка 80-х годов XX века. В состав Северо-западной промзоны входят такие предприятия как завод «Центросвар», завод «Стеклопластиков и стекловолокна», предприятие «Вторресурсы» и т.д. Зона имеет резервные территории для размещения новых производственных объектов. Требуется упорядочение территорий коммунально-складских организаций.
Северная промзона, формирующаяся вокруг ТЭЦ-3, включает предприятия энергетики, тепличного хозяйства и коммунально-складские предприятия. В центре производственной зоны находится жилое образование Литвинки.
Большие по площади территории в центре Заволжья занимают спецобъекты (Министерство обороны РФ), фактически использующиеся частично. Эти территории и примыкающие к ним незастроенные земли являются резервом для развития общественного центра Заволжья. Следует отметить, что северная планировочная зона не получила своего композиционного завершения, несмотря на имеющиеся земельные ресурсы, в силу того, что все Заволжье пересекается железнодорожной магистралью общего пользования Тверь – Васильевский Мох, что мешает организации единого планировочного района.
Частью северной планировочной зоны является Затверечье (историческая часть города), представленное, в основном, усадебной застройкой и коммунально-складскими организациями вдоль Бежецкого шоссе. На севере Затверечья располагается аэродром «Змеево»; на востоке спецобъект (ЦНИИ–2 МО РФ). Поселок Сахарово, расположенный в 12 км от центра города также входит в состав городских земель и развивается на базе Государственной Сельскохозяйственной Академии.
В начале XIX века в сельце Сахарово была заложена усадьба с “английским парком”, которая принадлежала позже семье Ремейко-Гурко. Усадьба имеет большое историко-культурное значение как ценный ансамбль садово-паркового искусства с интересными архитектурными сооружениями рубежа XIX – XX веков. Территории, прилегающие к усадьбе, застроены 2–5 этажными домами. С юга примыкает д.Андреевская.
Выводы: Северная планировочная зона характеризуется следующими проблемами организации территории.
1. Отсутствие сформировавшейся взаимоувязанной планировочной структуры по нескольким причинам:
▪ большая часть Заволжья пересекается по диагонали железнодорожной магистралью общего пользования Тверь – Васильевский Мох;
▪ центральная часть Заволжья занята спецобъектами, часть территорий которых используется под гаражные кооперативы;
▪ наличие в восточной части Затверечья сибиреязвенного скотомогильника (СЗЗ – 1000м) и спецобъекта ВМФ (СЗЗ – 500м), не позволяющего планировочно организовать восточную часть Северной планировочной зоны;
2. Наличие в северо-восточной части территории аэродрома “Змеево”, зона воздушного подхода которого и шумовая зона являются планировочными ограничениями техногенного характера.
3. Наличие территорий, затапливаемых 1% паводком и отсутствие инженерных мероприятий по защите территорий от затопления.
Центральная планировочная зона включает территорию, ограниченную с севера рекой Волгой, а с юга железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург.
Основная широтная планировочная ось формируется по Московскому шоссе – ул. Вагжанова – ул. Советская – Тьмацкая ул. – ул. Софьи Перовской – пр. Калинина. Незавершенные широтные планировочные оси: пр. Победы – ул. Спартака, ул. Коминтерна – ул. Гончаровой – ул. Профинтерна.
Основные меридиональные оси: Тверской
проспект – ул. Чайковского; ул. Орджоникидзе
– Бурашевское шоссе –
В центральную планировочную зону входят: часть Пролетарского района, Центральный район и часть Московского района. Основную часть Центрального административного района составляет историческое ядро города с сохранившимися элементами планировочной структуры XVII-XIX вв. (улицы и площади). Здесь сосредоточена основная масса объектов культурного наследия, исторические ландшафты, сохранившихся в долине р. Тьмаки и на прибрежных территориях р. Волги. Эта часть города представлена в основном общественной и жилой застройкой с небольшими участками производственных территорий.
В западной части Центральной
планировочной зоны (часть Пролетарского
района) расположены старейшие