Генеральный план города Твери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.
По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадо

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная записка.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

генеральный план города Твери

 

Генеральный план города Твери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ

 

Историко-культурный потенциал территории

Формирование  исторической планировочной структуры.

Город Тверь основан  в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.

По окончании Северной войны  в 1721 году Тверь перестает служить  крепостью. Город развивается в  направлении четырех посадов. Положение  между Петербургом и Москвой укрепляет торговое значение города. Активно развиваются промыслы, обустраиваются гавани на Волге и Тверце.

Регулярная перепланировка города после пожара 1763 года вобрала наиболее устойчивые и ценные элементы планировки средневекового города, сохранив Кремль, как главный градообразующий центр, объединивший исторические посады города. Трехлучевая планировочная структура улиц центральной части была положена в основу нового регулярного плана города.

К 1777 году все существовавшие в  пределах вала посады были заново перепланированы по регулярному плану, сохранив каменные объемы церквей, включенных в застройку кварталов или ставших локальными доминантами небольших площадей. К концу XIX века Тверь в границах регулярного плана была застроена. В 1851 году открывается железная дорога Москва – Санкт-Петербург, строится комплекс Морозовского городка, возникает поселок Красная Слобода. Появляется новая меридиональная ось в развитии планировочной структуры города.

Тяготение промышленных зон к железной дороге обусловило появление вблизи каждого предприятия жилых слобод по типу регулярных сельских поселений с церковью, становившейся доминантой на небольшой прямоугольной площади – слобода у Драгунских казарм, Красная слобода, Каулинские Горки, Ведловская слобода и т.п. Соразмерность планировочных принципов построения кварталов слобод сложившейся исторической сетке города XVIII века, их сомасштабность застройки, послужила основанием для формирования  общей планировочной структуры города XIX – начала XX века.

Генеральный план 1927 года (архитектор А. П. Иваницкий) удачно развил основные положения первого и последующих генеральных планов города, определил направления территориального развития города и заложил современную планировочную структуру. Последующие генеральные планы (кроме генплана 1938 года) развивали и уточняли основные планировочные принципы организации города. В процессе реализации изменялась этажность, уточнялись направления магистралей, размещались новые промзоны. Устойчивые элементы планировочной структуры города на протяжении трех веков оставались, в основном, неизменными и служили основным каркасом развивающегося города.

Историческая  застройка города.

К концу XIX века Тверь являлась крупным промышленным и торговым центром с быстро растущим населением (до 60000 человек). В городе было 156 фабрик и заводов, 3764 жилых домов (из которых 1044 - каменные), на территории города была 51 церковь и 3 монастыря. Активное уничтожение культовых зданий в Твери началось уже в XX веке. В 30-е годы последовало массовое разрушение многих важнейших храмов города. Этот процесс привел к радикальному изменению облика старой Твери, которая лишилась всей структуры высотных композиционных доминант. Не менее радикальным изменениям подверглась и наиболее ценная гражданская архитектура центральной части. В результате строительных мероприятий советского времени ансамбль центра города во многом утерял свою композиционную целостность. Однако, несмотря на все потери, в Твери сегодня сохранились многочисленные памятники зодчества прошлых столетий, составляющие старинный облик города.

В историческую часть города включены территории города в границах XIX века и соответствующие историческому делению города: Городская часть, Заволжье, Затьмачье и Затверечье.

В Центральной (Городской части) уцелели большие фрагменты регулярной жилой каменной застройки XVIII – XIX веков (ул. Советская, Пушкинская, Крылова, Медниковская, Симеоновская, Новоторжская, бульвар Радищева и другие). Здесь расположены основные ансамбли и комплексы исторического центра города: ансамбль Путевого дворца, ансамбль улиц с Трехлучевой композицией, заложенной генпланом 1767 года, ансамблем зданий губернского казначейства (начало XX века), комплексом торговых и общественных зданий (XVIII – XIX век), комплекса общественных и жилых зданий (XVIII – XIX веков), ансамбля “церкви Рождества Христова”, что в Рыбаках, комплекс застройки набережной р. Волги (конец XVIII – XX веков), ансамбля застройки Фонтанной площади, комплекса зданий женского епархиального училища (XIX - начало XX веков) и т.д.

Затьмачье в центральной части сохранило малоэтажную, преимущественно деревянную застройку XIX - начало XX веков, посреди которой расположена церковь Белой Троицы середины XVI века. В юго-западной части Затьмачья большой интерес представляют архитектурный комплекс Христорождественского монастыря и незаурядный памятник эпохи капитализма – Морозовский городок.

Затверечье. В Затверечьи интересна уцелевшая трассировка улиц, составленная архитектором П. Р. Никитиным и живописный ритм храмов, доминирующих в городском ландшафте. Здесь расположен ансамбль церкви Екатерины (XVIII – XIX веков), ряд усадебных комплексов, церковь Никиты-Мученика, церковь Мины и Виктора, а также ряд памятников гражданской архитектуры вдоль набережной р. Тверцы.

Заволжье. Эта часть города наиболее подверглась реконструкции и сносу, а также уничтожению исторической планировочной структуры во второй половине XX века. Сохранился Успенский собор Отрочь монастыря (1722 год). Основная часть Тверского Отрочь монастыря была разрушена при строительстве речного вокзала в 30-х годах XX века, в настоящее время являющегося памятником архитектуры советского времени. На набережной Афанасия Никитина сохранилась церковь Воскресения (Трех Исповедников), что за Волгой (первая четверть XIX века) с приделом в стиле ампир – одна из ранних работ К. И. Росси. Одной из лучших в Твери построек в стиле раннего классицизма является жилой дом (XVIII в.), образующий с Воскресенской площадью цельный архитектурный ансамбль площади – “кармана”. В панораме Заволжской части, открывающейся со стороны реки, этот ансамбль занимает главенствующую роль.

Город Тверь в границах исторической части, в основном, сохранил сложившуюся в конце XVIII века планировочную структуру. Сохранилась лучевая (тангенциональная) планировка XVIII века, связанная с деятельностью архитекторов Никитина и Квасова, сохранились исторические направления улиц регулярной планировки и исторических трактов.

Задачи по сохранению историко-культурного наследия.

В настоящее время  в списки объектов историко-культурного наследия включены около 450 памятников истории, архитектуры, монументального искусства, археологии, садово-паркового искусства (часть объектов находится вне границ исторического центра – это территории бывших монастырей, культовые здания и усадьба Сахарово).

В настоящее время  разрабатывается “Проект зон  охраны объектов культурного наследия города Твери”, в котором предлагается система зон охраны для всех видов  памятников города Твери – археологии, истории, архитектуры, искусства, а  также природного ландшафта. Все зоны, как взаимоувязанная система, различаются режимами охранных мероприятий и использования.

Система зон охраны объектов культурного  наследия устанавливается в целях  обеспечения сохранности объекта  культурного наследия в его исторической среде, для сохранения объемно-пространственных взаимосвязей архитектурных ансамблей и отдельных памятников, для создания условий их наилучшего зрительного восприятия.

 

Современная планировочная  ситуация

Современный город Тверь  расположен на двух берегах  р. Волги (Иваньковское водохранилище). Во второй половине XX века город получил развитие в северо-западном и южном направлениях.

В городе исторически  сложилась четырехчастная планировочная  структура, продиктованная тремя реками: Волгой, Тверцой и Тьмакой – это Заволжье, Затверечье, Затьмачье и Центральная часть, позднее, после строительства железной дороги появился Южный планировочный район. В настоящее время все пятно застройки города целесообразно разделить на 3 планировочные зоны: Северную, Центральную и Южную.

Северная планировочная  зона (Заволжье и Затверечье). Основная широтная планировочная ось: Петербургское шоссе – ул. Горького – ул. Академика Туполева – Сахаровское шоссе. Основная меридиональная ось: ул. Паши Савельевой – ул. Благоева – ул. Шишкова – Бежецкое шоссе.

Часть прибрежных территорий р. Волги, а также почти все Затверечье входит в границы исторической части  города с наиболее сохранившимися элементами исторической планировочной структуры. Северо-западную часть занимает формирующаяся, большая по площади Северо-Западная производственная зона, к которой примыкает микрорайон Юность – многоэтажная секционная застройка 80-х годов XX века. В состав Северо-западной промзоны входят такие предприятия как завод «Центросвар», завод «Стеклопластиков и стекловолокна», предприятие «Вторресурсы» и т.д. Зона имеет резервные территории для размещения новых производственных объектов. Требуется упорядочение территорий коммунально-складских организаций.

Северная промзона, формирующаяся  вокруг ТЭЦ-3, включает предприятия энергетики, тепличного хозяйства и коммунально-складские предприятия. В центре производственной зоны находится жилое образование Литвинки.

Большие по площади территории в  центре Заволжья занимают спецобъекты (Министерство обороны РФ), фактически использующиеся частично. Эти территории и примыкающие к ним незастроенные земли являются резервом для развития общественного центра Заволжья. Следует отметить, что северная планировочная зона не получила своего композиционного завершения, несмотря на имеющиеся земельные ресурсы, в силу того, что все Заволжье пересекается железнодорожной магистралью общего пользования Тверь – Васильевский Мох, что мешает организации единого планировочного района.

Частью северной планировочной  зоны является Затверечье (историческая часть города), представленное, в основном, усадебной застройкой и коммунально-складскими организациями вдоль Бежецкого шоссе. На севере Затверечья располагается аэродром «Змеево»; на востоке спецобъект (ЦНИИ–2 МО РФ). Поселок Сахарово, расположенный в 12 км от центра города также входит в состав городских земель и развивается на базе Государственной Сельскохозяйственной Академии.

В начале XIX века в сельце Сахарово была заложена усадьба с “английским парком”, которая принадлежала позже семье Ремейко-Гурко. Усадьба имеет большое историко-культурное значение как ценный ансамбль садово-паркового искусства с интересными архитектурными сооружениями рубежа XIX – XX веков. Территории, прилегающие к усадьбе, застроены 2–5 этажными домами. С юга примыкает д.Андреевская.

Выводы: Северная планировочная зона характеризуется следующими проблемами организации территории.

1. Отсутствие сформировавшейся взаимоувязанной планировочной структуры по нескольким причинам:

▪ большая часть Заволжья пересекается по диагонали железнодорожной магистралью общего пользования Тверь – Васильевский Мох;

▪ центральная часть Заволжья занята спецобъектами, часть территорий которых используется под гаражные кооперативы;

▪ наличие в восточной части Затверечья сибиреязвенного скотомогильника (СЗЗ – 1000м) и спецобъекта ВМФ (СЗЗ – 500м), не позволяющего планировочно организовать восточную часть Северной планировочной зоны;

2. Наличие в северо-восточной части территории аэродрома “Змеево”, зона воздушного подхода которого и шумовая зона являются планировочными ограничениями техногенного характера.

3. Наличие территорий, затапливаемых 1% паводком и отсутствие инженерных мероприятий по защите территорий от затопления.

Центральная планировочная  зона включает территорию, ограниченную с севера рекой Волгой, а с юга железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург.

Основная широтная планировочная  ось формируется по Московскому  шоссе – ул. Вагжанова – ул. Советская – Тьмацкая ул. – ул. Софьи Перовской – пр. Калинина. Незавершенные широтные планировочные оси: пр. Победы – ул. Спартака, ул. Коминтерна – ул. Гончаровой – ул. Профинтерна.

Основные меридиональные оси: Тверской проспект – ул. Чайковского; ул. Орджоникидзе – Бурашевское шоссе – Волоколамский  проспект – Октябрьский проспект.

В центральную планировочную зону входят: часть Пролетарского района, Центральный район и часть Московского района. Основную часть Центрального административного района составляет историческое ядро города с сохранившимися элементами планировочной структуры XVII-XIX вв. (улицы и площади). Здесь сосредоточена основная масса объектов культурного наследия, исторические ландшафты, сохранившихся в долине р. Тьмаки и на прибрежных территориях р. Волги. Эта часть города представлена в основном общественной и жилой застройкой с небольшими участками производственных территорий.

В западной части Центральной  планировочной зоны (часть Пролетарского  района) расположены старейшие промышленные предприятия города – хлопчатобумажный комбинат и фабрика Вагжанова, в  настоящее время уже не функционирующие – это так называемый “Морозовский городок” – один из наиболее интересных прифабричных комплексов Центральной России рубежа XIX – XX вв.

Информация о работе Генеральный план города Твери