Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.
По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадо
Жилой фонд западной части Центральной планировочной зоны состоит из усадебной деревянной застройки и микрорайонов многоэтажной застройки вдоль пр. Калинина и ул. Софьи Перовской. Эта часть района требует реконструкции как промпредприятий, так и ветхой деревянной застройки.
Южнее реки Лазури город развивался во второй половине XX века и представлен как застройкой “сталинской эпохи”, так и микрорайонами панельного домостроения. Основная меридиональная ось – пр. Чайковского фланкируется построенным в 70-е годы железнодорожным вокзалом.
Восточная часть Центральной планировочной зоны застроена, в основном, микрорайонами типовой 5-12 этажной застройки и большими по площади производственными зонами: “Химволокно”, “Лазурная-1”, “Лазурная-2” и промузлами. Данные территории можно характеризовать как крайне нерационально используемые и планировочно не организованные.
Выводы. Центральная планировочная зона характеризуется следующими проблемами организации территории:
▪ практически отсутствуют свободные территории для размещения нового жилищного и общественного строительства;
▪ ограничены возможности реконструкции исторических кварталов;
▪ мозаичность селитебных и производственных территорий;
▪ отсутствие рациональной планировочной организации и неэффективное использование территории промзоны Лазурной;
▪ наличие предприятий в промзоне “Химволокно”, имеющих большие санитарно-защитные зоны, перекрывающие селитебные территории, в том числе капитальной жилой застройки;
▪ отсутствие единого каркаса озелененных и обводненных территорий;
▪ отсутствие единой системы обустроенных прибрежных территорий;
▪ отсутствие сформированного каркаса общегородского центра и подцентров планировочной зоны.
Южная планировочная зона включает территории, ограниченные с севера железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург и с юга – городской чертой г.Твери. Западная часть южной планировочной зоны пересекается автомобильной дорогой федерального значения Москва – Санкт-Петербург и включает территорию поселка Мигалово и аэропорта “Мигалово”.
Основная планировочная широтная ось, формирующаяся по улице Оснабрюкская - ул. Можайского – ул. Бригадная, не получила своего завершения так же, как основные формирующиеся, не завершенные меридиональные оси: Октябрьский пр. - Бурашевское шоссе. Исключением является пр.Ленина, пересекающий всю юго-западную часть зоны. Южная планировочная зона не имеет единой взаимосвязанной планировочной структуры.
Большую по площади территорию
занимает Юго-Западная (Борихино Поле)
производственная зона (Пролетарский
район), в районе Мамулино и Бортниково
располагаются две коммунально-
Южная планировочная зона обладает резервными территориями для дальнейшего развития города, освоение которых на современном этапе сдерживается недостаточной мощностью объектов инженерного обеспечения.
Южная планировочная зоны характеризуется следующими проблемами организации территории:
• отсутствие сформировавшейся взаимоувязанной планировочной структуры территории;
• мозаичность селитебных и производственных территорий;
• наличие большого количества ветхого и неблагоустроенного жилья;
• отсутствие сформированного общественного центра и подцентров данной территории;
• недостаточная мощность объектов инженерного обеспечения.
В настоящее время активно осваиваются территории вдоль автомобильной дороги федерального значения Москва – Санкт-Петербург. В основном это земли Калининского района. Вдоль трассы формируются коридоры и узлы экономической активности: коммерческие зоны, новые производственные зоны в районе сельских населенных мест Боровлево, Садыково, Неготино, Брусилово, Никулино, Пасынково.
Таким образом, анализ современной градостроительной ситуации, сложившейся в городе в целом, выявил следующие проблемы:
• в городе резко обостряется дефицит участков для промышленного и гражданского строительства в границах городского округа;
• имеются значительные ресурсы уплотнения и изменения функционального использования производственных зон;
• недостаточно сформированы функциональные взаимосвязи планировочных районов города;
• перегруженность города, особенно Центральной части, транзитным автотранспортом, что обусловлено отсутствием транспортных обходов исторического центра, низкой пропускной способностью мостов через р. Волгу.
• мозаичность функциональных зон - селитебных и производственных, особенно центральной части города и Заволжья;
• наличие ряда внеселитебных территорий (земли Министерства обороны), препятствующих полному и рациональному освоению территории;
• наличие предприятий, имеющих большие санитарно-защитные зоны, перекрывающие селитебные территории, в том числе застроенные капитальной жилой застройкой;
• наличие сибиреязвенного скотомогильника;
• наличие двух аэродромов “Мигалово” и “Змеево”, зоны подлета к которым и шумовые зоны перекрывают жилые кварталы, в том числе практически всю Центральную часть города;
• переуплотнение селитебных зон Центральной части города, снижение комфортности проживания на данных территориях;
• отсутствие в городе сформированной единой системы общегородских центров и общественных центров планировочных районов. Проблема исключительной концентрации общественных функций в исторической части города;
• незавершенность градостроительных узлов;
• отсутствие единой системы озелененных и обводненных пространств, дефицит территорий природоохранного значения и сформированных рекреационных зон;
• отсутствие в городе системы набережных рек Волги, Тверцы, Тьмаки, благоустройства прибрежных территорий, подвергающихся затоплению паводком 1% обеспеченности.
Направления территориального развития города
Основные решения проектного территориального развития города:
• Формирование компактной городской застройки путем освоения северных, северо-западных и северо-восточных территорий левобережной части города (Заволжье и Затверечье), южных и юго-восточных территорий вплоть до автомагистрали федерального значения Москва – Санкт-Петербург.
• В качестве основных территорий, предлагаемых для развития города, принимаются свободные от застройки территории в планировочных районах Заволжский, Затверечский, Сахаровский, Черкасский, Южный, Бортниковский, Мигаловский.
• Сбалансированное развитие правобережной и левобережной частей города с усилением транспортно-планировочных и композиционных связей двух берегов, деконцентрацией общественной застройки и мест приложения труда.
• Формирование центральной зоны города как центра областного значения с завершением архитектурно-ландшафтного комплекса центральной части с выходом на берег р. Волги. Регенерация исторической части города с развитием каркаса общественной застройки – административных объектов, зон и узлов коммерческой и туристско-рекреационной деятельности, сопутствующих сервисных функций.
• Развитие системы районных центров, обеспечивающих структурное единство и композиционную целостность города.
• Развитие функциональных взаимосвязей планировочных районов путем совершенствования транспортной инфраструктуры.
• Дифференциация жилья по уровню комфортности (усадебная, коттеджная, блокированная застройка), увеличение доли малоэтажного строительства. Максимальное сохранение в Центральной (исторической) части города ценной историко-градостроительной среды, сохранение исторической планировочной структуры. Сохранение и частичное восстановление объектов культурного наследия.
• Формирование природно-ландшафтного каркаса города. Архитектурно-ландшафтное оформление долин рек Волги, Тьмаки, Тверцы.
• Развитие производственных зон за счет реорганизации существующих промзон
• Формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов .
• Реорганизация жилых территорий путем реконструкции кварталов 2-3-х этажных домов барачного типа (жилые кварталы в районе ул. Ротмистрова).
• Формирование спортивно-рекреационных зон на основе лесов лесопарковой части зеленой зоны, водотоков и водоемов.
Генпланом предусматривается формирование компактного пятна города с пропорциональным членением на 3 планировочные зоны: Северную, Центральную и Южную.
Северная планировочная зона. Проектом предлагается:
• Формирование новых районов и кварталов капитальной многоэтажной застройки в северо-восточном и западном направлении.
• Формирование инновационного парка западном направлении.
• Формирование рекреационных зон и комплексов - северная лесопарковая зона, водно-спортивная зона «Карьеры».
• Формирование нового общественного центра – центра Заволжской планировочной зоны на территории “Химбазы”.
• Формирование системы набережных рек Волги и Тверцы с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях.
Центральная планировочная зона. Основные проектные предложения:
• Регенерация исторического центра в соответствии с предложениями по охране объектов культурного наследия, сохранением исторической структуры, сохранением и восстановлением элементов исторического ландшафта, благоустройством долин рек Тьмаки и Лазури.
• Реконструкция жилого района между пр. Чайковского и ул. Пролетарская, с выносом коммунальных предприятий.
• Реконструкция жилого образования Красная Слобода с выносом коммунальных организаций и промпредприятий, находящихся в прибрежных территориях р. Волги.
• Формирование системы набережных реки Волги с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях.
• Реорганизация производственных зон “Химволокно”, Лазурная–1, Лазурная–2, “Химинститут
• Формирование спортивно-рекреационных зон в Затьмачье и вдоль берега Волги.
Южная планировочная зона:
• Формирование новых жилых районов и кварталов многоэтажной застройки в центральной части южной планировочной зоны в продолжении районов Южный, Южный “Д” и Мамулино.
• Реконструкция и упорядочение жилых кварталов Пролетарского района (жилые образования Первомайский и Кировский) с выносом промпредприятий и коммунально-складских организаций из прибрежных и водоохранных зон с организацией системы озелененных набережных рек Волги и Тьмаки.
• Реконструкция районов ветхой усадебной застройки в районе от ул. Западной до Октябрьского проспекта, южнее железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
• Упорядочение существующей и частично строительство новой усадебной застройки в районе п. Крупской и Бортниково с организацией спортивно-рекреационных зон, подцентров общественной застройки и системы озелененных территорий.
• Формирование нового общественного центра и подцентров жилых районов Южной планировочной зоны в продолжении главной планировочной оси пр. Чайковского (меридионального направления) и ул. Оснабрюкской (широтного направления).
• Формирование единой системы озеленения Южной планировочной зоны путем создания бульваров, скверов, парков, спортивно-рекреационных зон, озеленения долины реки Тьмаки.
• Реорганизация производственной зоны «Борихино» и производственных зон Мигалово, Кольцово, “Пасынково”.
• Формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов вдоль автодороги федерального значения (южный обход) Москва – Санкт-Петербург на пересечениях с вылетными магистралями на Тургино, Волоколамск, Старицу в районе деревень Неготино, Никольское, Глазково.
• Формирование перспективы для комплекса международного аэродрома совместного базирования с организацией коммерческо-производственных зон и комплекса пассажирского аэропорта.
• Организация на пересечении Старицкого шоссе и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург коммерческо-производственного комплекса с железнодорожным вокзалом Тверь–2.
Предложения (за расчётный срок) по изменению границы муниципального образования
Проблема дефицита территорий в муниципальных границах для развития городских населенных пунктов свойственна всем регионам РФ, но в условиях города Твери является одной из наиболее острых.
Предложения генплана по изменению границы МО «Город Тверь» основываются на гипотезе компактного развития городской застройки, в то же время не предусматривают поглощение городским округом локальных узлов развития селитебных либо производственных функций. Расширение территории города Твери намечено за счет земель к северо-западу от Заволжского района, в районе населенных пунктов Глазково и Змеево, вдоль Сахаровского шоссе (для устранения эксклавности пос. Сахарово), а также в южной части города до обходной автодороги и в юго-западном направлении (резерв для перспективного развития аэропорта Мигалово и смежной производственной зоны).