Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:40, автореферат
Актуальность темы исследования. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация крупных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.
На правах рукописи
КАРАСЕВ Вадим Анатольевич
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ТРАНСПОРТНО-
Специальность 08.00.14 – Мировая экономика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2008 г.
Работа выполнена на кафедре
Мировой экономики и
Официальные оппоненты: доктор экономических наук,
кандидат экономических наук
Невский Александр Юрьевич
Ведущая организация - Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации
Защита состоится 27 ноября 2008г. в ____ час. на заседании диссертационного совета Д 209.001.02 в Дипломатической академии МИД РФ по адресу: 119992, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД РФ.
Автореферат разослан «___» _____________ 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
к.э.н., доцент
Актуальность темы исследования. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация крупных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.
Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций. Являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ. В то же время, будучи хотя и особой, но органично-неотъемлемой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.
Существующая ситуация в мировой экономике характеризуется, с одной стороны, бурным развитием интеграционных процессов, различиями в степени развития национальных хозяйств и разными уровнями их открытости для участия в международных экономических отношениях при явной потребности в интенсификации товаропотоков. Но, с другой стороны, налицо недостаточное развитие исследований методологической основы функционирования транспортного комплекса в современной науке, как на уровне мирового хозяйства в целом, так и в рамках развивающейся российской экономики. Этот смысловой дисбаланс обусловливает объективную необходимость определения места, роли и значения транспорта как важной составляющей мировой экономики.
В качестве объекта исследования, выступает транспортное обеспечение международных товаропотоков в условиях глобализации мировой экономики.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, складывающиеся между перевозчиками, потребителями транспортных услуг, а также иными экономическими агентами (государство, ТНК, логистические компании и т.д.) в результате осуществления пространственного перемещения грузов.
Целью диссертационного исследования является раскрытие роли рынка транспортных услуг в обеспечении своевременности и бесперебойности товарных потоков на уровне современной глобальной экономики, а также определение перспектив развития международной транспортно-логистической системы в мировой экономике. В соответствии с указанной целью автором работы были поставлены следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:
1. Раскрыть экономическое
значение мировых центров
2. Выявить роль транспортно-логистических систем в процессах товародвижения, дать оценку глобальных товаропроводящих сетей через эффективность внешнеторговой деятельности и усовершенствовать содержание понятия «транспортные коридоры» как фактора повышения качества транспортного обслуживания в международных товаропроводящих системах.
3. Разработать перспективные направления развития рынка транспортных услуг в условиях глобальной экономики и предложить методологический инструментарий к анализу международного рынка транспортных услуг.
4. Провести комплексный анализ специфики развития международной транспортной системы как элемента мировой производственной инфраструктуры и рынка транспортных услуг, выявить закономерности эволюции и разработать комплекс мер по использованию международного транспортно-логистического сервиса и логистических технологий при организации товародвижения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых хотелось бы отметить работы следующих авторов – В.И.Арсенов, Н.Н.Громов, П.В.Куренков, С.В.Милославская, И.М.Могилевкин, В.А.Персианов, К.И. Плужников, С.М.Резер, Ю.А. Щербанин, У. Гроссмэн, А. Мэдисон, и др. В основе анализа процесса развития мирового рынка транспортных услуг и международного транспорта были использованы следующие материалы:
- данные международной статистики, периодических информационных бюллетеней, рабочих документов международных организаций, а также публикации влиятельных научных обществ и их журналов;
В процессе исследования автором были использованы следующие методы:
- исторический и системный
- диалектический метод
- метод сравнительного анализа.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что имеющаяся теоретико-методологическая база в рассматриваемой сфере знаний дополнена анализом слабоизученных проблем и получением новых результатов:
1. Определены и систематизированы основные движущие факторы глобализации рынка транспортных услуг в условиях современного товародвижения: экономический рост, перспективы развития мировых рынков, регионализация, глобальная конкуренция, экспансия технологий, дерегулирование транспорта, развитие логистической инфраструктуры.
2. Уточнено и развито понятие «транспортные коридоры» с учетом фактора повышения качества транспортного обслуживания в международных товаропроводящих системах, разработаны перспективные направления приложения усилий по развитию международных транспортных коридоров, проходящих через территорию РФ, среди которых - минимизация диспропорций развития транспортной системы, улучшение состояния ее материально-технической базы, внедрение современных технологий.
3. Предложен системный подход к изучению международного рынка транспортных услуг, состоящий в раскрытии содержания национальной и мировой транспортной системы и в решении проблемы сопоставимости статистических данных о развитии мировой транспортной инфраструктуры. В рамках этого подхода проведен анализ развития транспортной системы как элемента мировой производственной инфраструктуры и рынка транспортных услуг.
4. Разработан комплекс мер и рекомендаций по перспективным направлениям развития системы международных транспортных услуг, среди которых использование транспортно-логистического сервиса и логистических технологий в организации грузо-и товародвижения на международном уровне.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.14 – Мировая экономика (п.16 – развитие международной транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, динамика роста и роль в интернационализации мирохозяйственных связей).
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что проведенное автором исследование направлено на решение научной проблемы функционирования мировой транспортной системы и вносит вклад в научное обоснование вопросов совершенствования функционирования международного транспортного комплекса (МТК) на территории Российской Федерации.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут найти применение в научно-исследовательских учреждениях, занимающихся изучением транспортной проблематики. Кроме того, они могут быть использованы международными организациями (ВТО, Международная федерация экспедиторских ассоциаций), а также российскими органами исполнительной власти (Минтранс России, Минэкономразвития России) для регулирования развития мирового транспортного рынка и транспортного рынка России с целью преодоления проблемы замедления экономического роста и негативных последствий развития транспорта. Выводы и материалы работы могут быть использованы при написании учебных пособий в научно-практических и библиографических целях и включены в лекционные курсы, семинары.
Апробация работы. Содержащиеся в диссертации концептуальные подходы, выводы и рекомендации использованы: (справки об использовании результатов диссертационного исследования прилагаются). Отдельные положения диссертационного исследования были доложены и получили одобрение на ряде международных, всероссийских научных и научно-практических конференций:
- Международная межвузовская научно-практическая конференция «Россия и ВТО: проблемы и перспективы» (г. Москва, октябрь 2007 г.).
- Научно-практическая конференция «Пути повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации» (9-10 октября 2008 г.).
Автор диссертации периодически привлекается в качестве независимого консультанта на проекты и семинары, касающиеся его исследований.
По теме диссертации автором опубликованы 2 работы общим объемом 2,0 п.л., в изданиях рекомендованных ВАК.
Структура работы и ее содержание подчинены целям и задачам диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 160 страниц основного текста, 10 рисунков, и 2 таблиц, 175 библиографических источников, 5 приложений.
Содержание диссертации:
Глава 1. Анализ мировых центров производства товарной продукции и их логистических транспортных систем
2.1. Товаропроводящие
сети и эффективность
2.2. Транспортные коридоры как фактор повышения качества транспортного обслуживания в международных товаропроводящих системах