Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:40, автореферат
Актуальность темы исследования. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация крупных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.
В работе предпринята попытка оценить важность международных транспортных коридоров для страны не только с точки зрения коммерческой выгоды, но и с более широких позиций национальной безопасности – таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая. Научным и, вместе с тем, практическим доказательством необходимости комплексного подхода к проблеме взаимосвязи между основными векторами современных грузопотоков является и то, что МТК проходят по участкам наиболее насыщенных национальных транспортных коридоров.
Развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, – одно из приоритетных международных направлений «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года»3. Для нашей страны одной из основных задач в рамках формируемой международной транспортной инфраструктуры является обеспечение развития евроазиатских экономических связей. Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры.
Вместе с тем, для освоения перспективных объемов перевозок грузов и пассажиров по МТК потребуется преодоление сложившихся диспропорций в развитии транспортной системы, улучшение состояния ее материально-технической базы, применение современных технологий.
В третьей главе автором предложен системный подход к исследованию международного рынка транспортных услуг, на основе которого проведен анализ развития транспортной системы как элемента мировой производственной инфраструктуры и рынка транспортных услуг; разработан комплекс мер и рекомендаций по перспективным направлениям развития системы международных транспортных услуг, использования транспортно-логистического сервиса и логистических технологий в организации грузо-и товародвижения на международном уровне.
Согласно данным UNCTAD за 2007 г., на транспортные услуги в мире приходилось 23,4% от общемирового экспорта и импорта всех видов услуг (5,5 трлн. долл.)4.
В работе отмечается, что самым крупным поставщиком транспортных услуг на мировой рынок на протяжении уже многих лет являются США. В 2007 г. совокупный экспорт транспортные услуг США составил около 68,5 млрд. долл. Однако на протяжении последних 16-ти лет США постепенно, но неизменно теряла свою долю на мировом рынке экспорта транспортных услуг. Так, если в 1991 г. США принадлежало 18,3% рынка, то в 2007 г. уже только 11,4%.
Единоличным лидером в импорте транспортных услуг также являются США. По данным за 2007 г. США импортировали транспортных услуг на сумму 92,8 млрд. долл. В основном за счет фрахта судов, доставляющих в США сырье (нефть – до 600 млн. т.). Что же касается доли США на мировом рынке закупок транспортных услуг, то в целом за последние 16 лет, несмотря на некоторое колебания, она серьезно не изменилась. Если по данным за 1991 год она составляла приблизительно 13,8%, то в 2007 году – 13,5%
Вслед за США по объемам импорта транспортных услуг в 2007 году идут: Германия – 52 млрд. долл. (7,56% рынка); Япония – 42,3 млрд. долл. (6,24% рынка); Великобритания – 35,8 млрд. долл. (5,21% рынка); Франция – 29,5 млрд. долл. (5,01% рынка); Дания – 23,9 млрд. долл. (3,48% рынка); Индия – 23,8 млрд. долл. (3,47% рынка); Республика Корея – 23,4 млрд. долл. (3,41% рынка); Италия – 22,6 млрд. долл. (3,3% рынка); Нидерланды – 16,6 млрд. долл. (2,41% рынка) и др.
Лидирующие позиции указанных стран на мировом рынке покупки и продажи транспортных услуг, по мнению ведущих отечественных авторов, объясняются активным участием данных стран в мировом товарообмене, в международном разделении труда.5
При определении перспектив развития транспортной системы как элемента мировой производственной инфраструктуры и рынка транспортных услуг, в работе раскрывается содержание национальной и мировой транспортной системы и решается проблема сопоставимости статистических данных о развитии мировой транспортной инфраструктуры.
Транспорт как перевозочный процесс – ключевой элемент транспортной системы. Благодаря перевозкам, осуществляемым конкретными видами транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный), транспортная система «оживает» и приносит прибыль многочисленным участникам процесса. В мировой транспортной системе, как показало проведенное автором исследование, каждый из указанных видов транспорта в значительной степени взаимодействует с другими, но при этом, отличаясь по таким характеристикам как – скорость, доступность, надежность, грузоподъемность, частота – имеет в каждом конкретном случае свою относительную привлекательность.
По прогнозам автора, транспортная система в будущем будет восприниматься как единая непрерывная сеть операторов перевозок, непосредственно отвечающих за перемещение пассажиров и грузов, и объектов транспортной инфраструктуры. Транспортные системы должны содержаться так, чтобы способствовать глобальной торговле, обслуживать городскую инфраструктуру и удовлетворять нужды людей. Для обеспечения эффективного поиска совершенства и новшеств в сфере транспорта, от всех заинтересованных сторон требуется коллективное творческое и бдительное руководство. Транспортные системы должны способствовать развитию международной торговли, обслуживать городскую и периферийную инфраструктуру, удовлетворяя тем самым потребности общества в целом.
В связи с этим в работе разработан комплекс мер по использованию международного транспортно-логистического сервиса и логистических технологий в организации грузо-и товародвижения на международном уровне.
Под логистическими технологиями в рамках данного диссертационного исследования понимается деятельность по эффективному управлению, планированию и обеспечению материальных и информационных потоков. Цель логистики, ее функция заключается в эффективном товародвижении, начиная от товаропроизводителя и кончая потребителем.
Автор считает, что развитие транспортно-логистического сервиса влечет за собой появление ряда сложных проблем, связанных с ликвидацией мелких и средних предпринимателей в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, которые не выдерживают конкуренции более крупных структур, в частности, крупных международных транспортно-распределительных центров. Лишь эти центры способны применять в своей деятельности современные информационные технологии для постоянного отслеживания материальных потоков и обеспечивать эффективное управление доставкой грузов конечным потребителям. Характерная особенность современных крупных центров транспортно-логистического сервиса заключается в их корпоративности, связанной с интеграцией крупных транспортно-экспедиционных предприятий с транспортно-складскими и терминальными комплексами.
Анализ международной
практики формирования и внедрения
логистических систем и технологий
в глобальные товаропроводящие сети
свидетельствует о том, что во
многом благодаря широкому разнообразию
применяемых логистических
В диссертационной работе, в качестве наиболее распространенных примеров, рассматриваются несколько подобных логистических схем. В частности подробно исследована и представлена логистическая схема организации доставки грузов в интермодальном сообщении с участием оператора смешанной перевозки (рис. 2).6
Условные обозначения:
Сплошные стрелки – движение груза по логистической цепи в интермодальном сообщении «от двери до двери»;
Штриховые стрелки – договорные отношения отправителя (получателя) грузов с оператором смешанной (интермодальной) перевозки;
Пунктирные стрелки – договорные отношения оператора смешанной перевозки с участниками логистической цепи по доставке грузов.
Рис.2. Логистическая схема организации доставки грузов в интермодальном сообщении с участием оператора смешанной перевозки
Интермодальная перевозка грузов, осуществляемая по международным транспортным коридорам, предполагает наиболее тесную интеграцию, основанную на единстве всех звеньев транспортно-распределительной цепи в организационно-технологическом аспекте, а также на единой форме взаимодействия и координации всех участников транспортного процесса. Одновременно достигается комплексное развитие инфраструктуры различных видов транспорта, создание в узлах транспортной сети мультимодальных терминальных комплексов и других объектов транспортной инфраструктуры, информатизация процесса товародвижения.
Кроме того, в работе детально изучена логистическая схема организации перевозок грузов в смешанном сообщении без участия логистических посредников, когда все договорные обязательства по доставке грузов, включая передачу с одного вида транспорта на другой, берет на себя грузоотправитель (рис.3).
Условные обозначения:
Сплошные стрелки – движение груза по логистической цепи;
Штриховые стрелки – договорные отношения грузоотправителя (грузополучателя) с экспедиторами смешанной перевозки грузов;
Пунктирные стрелки – договорные отношения экспедиторов смешанной перевозки с предприятиями и организациями различных видов транспорта и другими структурами – звеньями логистической цепи.
Рис. 3. Логистическая схема организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием экспедиторов
Наиболее эффективной разновидностью смешанных перевозок грузов с участием нескольких видов транспорта, по мнению автора, являются прямые смешанные перевозки. В их рамках транспортировка на всем пути следования грузов осуществляется по единому перевозочному документу. При этом передача груза с одного вида транспорта на другой осуществляется в перевалочных пунктах без участия грузоотправителя или грузополучателя.
Логистическая схема
организации перевозок грузов в
смешанном автомобильно-
Условные обозначения:
Сплошные стрелки – движение груза по логистической цепи;
Штриховые стрелки – договорные отношения отправителя (получателя) груза с участниками (логистическими звеньями) логистической цепи по грузов.
Рис. 4. Логистическая схема организации перевозок грузов в смешанном сообщении без участия логистических посредников.
Проведенное исследование международного и отечественного опыта в области использования транспортно-логистического сервиса и технологий в организации товародвижения на международном уровне позволило не только раскрыть основные направления повышения эффективности товародвижения, оценить существующие глобальные товаропроводящие сети, но и подтвердить перспективность предложенных ранее направлений развития международной транспортной системы в условиях глобализации.
Основные теоретические выводы и рекомендации.
В результате проведенного исследования автором определены следующие основные выводы и рекомендации:
1. На основе проведенных
исследований трех
- третий центр –
это Юго-Восточная Азия, неоднозначный
и крайне противоречивый
2. В проведенном исследовании делается вывод, что характерное для мировой экономики на протяжении нескольких последних десятилетий усиление интернационализации и глобализации производства приводит в свою очередь к интернационализации и глобализации транспортно-логистические систем и товаропроводящих сетей. При этом выделяются следующие основные движущие силы глобализации в логистике: экономический рост; перспективы развития мировых рынков; регионализация; глобальная конкуренция; экспансия технологий; дерегулирование транспорта; развитие логистической инфраструктуры.
3. Фактор использования
компаниями, ориентированными на
международный рынок, в