Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 13:43, курс лекций
В настоящее время в условиях рынка для конкуренции с другими видами транспорта необходимо увеличение рентабельности перевозок при жесткой экономии топливоэнергетических ресурсов и высокой производительности.
Ежегодно на тягу поездов расходуется около 18 % дизельного топлива и 4,5 % электроэнергии от общего их производства, причем, их основная доля приходится на грузовое движение.
Масса и скорость поездов определяют производительность локомотивов. Эти показатели тесно связаны с пропускной и провозной способностями железных дорог, участковой скоростью, среднесуточным пробегом и оборотом подвижного состава, а также потребным парком локомотивов и вагонов для освоения объема перевозок.
1.Введение.
2.Виды тяги и их технико-экономическое сравнение.
3.Общие понятия о подвижном составе.
◦Вагоны.
4.Принцип работы пневматических тормозов.
5.Принципы работы локомотивов:
6.1. Паровоза.
6.2. Тепловозa.
6.2.1. Принцип работы четырехтактного дизеля.
6.2.2. Принцип работы двухтактного дизеля.
6.2.3. Системы дизеля.
6.2.4. Способы передачи мощности от вала дизеля к колесным парам.
6.2.5. Электрические передачи на тепловозах.
6.3.Газотурбовоза.
6.4. Электровозa.
6.Осевые формулы локомотивов.
7.Принципиальная схема электроснабжения.
9. Внешнее электроснабжение.
10. Общие сведения о тяговом электроснабжении:
10.1. Схема тягового электроснабжения.
10.2. Система постоянного тока.
10.3. Система переменного (однофазно-постоянного) тока.
11. Общие сведения о конструкции контактной сети:
11.1. Виды контактных подвесок.
11.2. Анкеровка и секционирование контактной сети.
11.3. Опоры контактной сети.
11.4. Провода контактной сети
11.5. Изоляторы.
11.6. Рельсовые цепи.
12.Общее устройство электродвигателя постоянного тока и принцип его работы.
13.Сущность электрического торможения.
14.Образование силы тяги.
15.Образование силы торможения.
16.Сопротивления движению поезда.
17.Определение массы состава.
18.Тяговая характеристика локомотива.
19.Режимы движения поезда.
20.К.П.Д. локомотивной тяги.
21.Локомотивное хозяйство.
22.Локомотивный парк и его учет.
23.Способы обслуживания поездов локомотивами.
24.Способы обслуживания локомотивов локомотивными бригадами.
25.Показатели использования локомотивов.
26.Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта локомотивов – выписка из приказа начальника Горьковской железной дороги №211/Н от 24.02.05 г. «Об улучшении технического состояния тягового подвижного состава».
27.Цикличность ремонта электровоза ВЛ60к.
4.Кривошипно-шатунный механизм.
У паровоза низкий КПД (5-7 %) из-за значительных потерь тепла в окружающую атмосферу.
6.2. Тепловоза – в качестве силовой энергетической установки используются двигатели внутреннего сгорания – дизели (Дизель Рудольф – немецкий ученый – изобретатель). В дизеле в отличие от карбюраторных двигателей топливо в мелкораспыленном виде воспламеняется не от искры электрической свечи, а от высокой температуры предварительно сжатого воздуха в цилиндре.
6.2.1Принцип работы четырехтактного дизеля.
Рассмотрим процесс преобразования тепловой энергии, полученной от сгорания топлива в цилиндре дизеля, в механическую работу для вращения вала двигателя:
1.Цилиндр дизеля. 5.Коленчатый вал.
2. Поршень. 6.Впускной клапан.
3.Шатун.
4.Кривошип. 8.Выпускной клапан.
При вращении коленчатого вала через кривошипно-шатунный механизм поршень в цилиндре будет совершать возвратно-поступательное движение.
При ходе поршня вниз открывается впускной клапан, и воздух от воздушного нагнетателя поступает в цилиндр. Проходит первый такт. При смене направления движения поршня наступает второй такт. Впускной клапан закрывается, и воздух в цилиндре сжимается. При подходе поршня к верхней точке температура воздуха из-за сжатия достигает 600-650оС. В конце сжатия воздуха через форсунку в мелкораспыленном виде под давлением вспрыскивается дизельное топливо, и оно воспламеняется. При сгорании топлива в течение короткого времени выделяется большое количество газов с высокой тепловой энергией. Газы давят на поршень, и поршень перемещается вниз – рабочий ход или третий такт. В конце рабочего хода открывается выпускной клапан и через него при перемещении поршня вверх газы выбрасываются в атмосферу – четвертый такт. В верхнем положении поршня выпускной клапан закрывается, впускной открывается и цикл повторяется
6.2.2. Принцип работы двухтактного дизеля.
1.Цилиндр дизеля. 5.Коленчатый вал.
2.Поршень. 6.Впускные окна.
3.Шатун. 7.Форсунка.
4.Кривошип. 8.Выпускные клапана.
При ходе поршня вверх выпускные клапана закрываются, и в цилиндре поступивший воздух через впускные окна сжимается – первый такт. При подходе поршня к верхней точке через форсунку впрыскивается дизельное топливо и воспламеняется. Образовавшиеся газы давят на поршень и перемещают его вниз – рабочий ход или второй такт. При опускании поршень открывает впускные окна и в этот же момент открываются выпускные клапана. Поступающим воздухом происходит продувка и очистка цилиндра от отработанных газов. Затем поршень перемещается вверх, выпускные клапана закрываются и т.д.
Перед подачей в цилиндр воздух сжимается в нагнетателе до 1,5 3,0 кГс/см2. Этот процесс называется наддув. В случае подачи воздуха в цилиндр под давлением поступает большее количество воздуха, и мощность дизеля увеличивается в 1,5 2,0 раза.
На транспорте и в народном хозяйстве широко применяют четырехтактные и двухтактные дизели. Какой из них лучше – до сих пор спорят и специалисты. В мировой практике 65 70 % четырехтактных дизелей, остальные двухтактные. На современных тепловозах, в основном, применяются четырехтактные дизели.
В дизеле несколько цилиндров (от 6 до 20). У коленчатого вала кривошипы или колена друг относительно друга смещены на угол 120о. При таком расположении в одном цилиндре происходит первый такт, в другом – второй, в третьем – третий, в четвертом – четвертый. При соответствующем переключении впускных и выпускных клапанов происходит непрерывное вращение коленчатого вала. От коленчатого вала вращение передается на якорь генератора на тепловозах с электрической передачей; или через гидромуфту, или гидротрансформатор на колесные пары на тепловозах с гидропередачей; или через муфту, зубчатую передачу на колесные пары на тепловозах с механической передачей. От другого конца коленчатого вала вращение передается на привод масляного насоса, вспомогательных агрегатов. Имеется редуктор для привода распределительного вала с кулачками для открытия впускных и выпускных клапанов, для впрыска топлива в форсунки в определенной последовательности по цилиндрам дизеля.
6.2.3. Системы дизеля:
Для запуска дизеля подключается аккумуляторная батарея, включают маслопрокачивающий насос, топлиподкачивающий насос, подключают стартер-генератор к аккумуляторной батарее, который раскручивает коленчатый вал дизеля. После запуска дизеля стартер-генератор отключается от аккумуляторной батареи и к нему подключаются вспомогательные цепи. Так, например, происходит запуск дизеля на тепловозе 2ТЭ116. На других тепловозах могут быть и отличия.
6.2.4.Способы передачи мощности от вала дизеля к колесным парам:
Как правило, в гидравлических передачах используются оба типа гидроаппаратов расположенных в одном корпусе. При трогании и разгоне заполняют маслом гидротрансформатор, затем после достижения достаточной скорости гидротрансформатор опоражнивают и заполняют маслом гидромуфту. Гидравлические передачи по сравнению с электрическими передачами имеют меньшие габариты, меньшие вес, стоимость на единицу мощности и малый расход цветных металлов. Но К.П.Д. ниже (примерно на 5 %), чем при электрической передаче. Гидравлические передачи применяют на маневровых, промышленных тепловозах и дизельпоездах.
6.2.5.Электрические передачи на тепловозах.
6.3. Газотурбовоза – при сгорании топлива (нефти, мазута) в огневых коробках газотурбинного двигателя мощный поток горячих газов попадает на лопатки газовой турбины, вал которой соединен с электрическим генератором, от которого электрическое напряжение подается на электродвигатели, которые через зубчатые передачи вращают колесные пары. Имеется компрессор для подачи воздуха в камеры сгорания и для разбавления горячих газов, имеющих температуру около 2000оС, чтобы на лопатки турбин смесь газов с воздухом поступала с температурой не более 800оС (иначе не выдержат лопатки турбины по жаропрочности). Пока газотурбовозы выполнены как опытные образцы.
6.4. Электровоза – при подаче электрического напряжения по подвешенному над железнодорожной колеей контактному проводу и рельсу и при соответствующем его преобразовании на электродвигатели, которые через зубчатые передачи передают вращение на колесные пары. В зависимости от подаваемого напряжения электровозы подразделяются на электровозы постоянного тока с номинальным напряжением в контактной сети 3000 В и на электровозы переменного тока с номинальным напряжением в контактной сети 25000 В, и на электровозы двойного питания, способные работать как от контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В, так и от контактной сети переменного тока с напряжением 25000 В.
7. Осевые формулы локомотивов.
По осевой формуле определяется количество секций локомотива, число и тип тележек, способ передачи тяговых и тормозных усилий, количество движущих и бегунковых колесных пар, наличие индивидуального или группового привода.
Например: 2 (2о+2о) или 2о+2о+2о+2о – локомотив восьмиосный с четырьмя сочленными двухосными тележками (знак «+»), колесные пары имеют индивидуальный привод (знак «0») – это осевая формула электровоза ВЛ8. У тепловоза ТЭМ 7 осевая формула 2о+2о-2о+2о – локомотив восьмиосный с двумя раздельными (знак « - ») четырехосными тележками, состоящими из двух спаренных двухосных. Для тепловоза 3ТЭ10М – 3 (3о-3о) – локомотив трехсекционный, каждая секция имеет по две трехосные несочленные тележки. Для электровоза ВЛ15 и электровоза ВЛ85 – 2(2о-2о-2о) – локомотив двухсекционный, каждая секция имеет по три двухосные несочленные тележки, колесные пары имеют индивидуальный привод. Если тележки несочленны, то тяговые и тормозные усилия от колесных пар на состав передаются через рамы тележек на раму кузова и далее через автосцепки.
Информация о работе Экономика и управление на предприятии "Железнодорожный транспорт"