Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа
Основанием для разработки темы реферата является выданная актуальная тема по проблеме совершенствования и оптимизации параметров СТО. Исходными данными для разработки темы реферата являются: выполнение анализа состояния, проектирование, технологическое обеспечение, оснащение оборудованием, подготовка персонала и т. д.; дать основные характеристики современных СТО; показать перспективы совершенствования СТО; оценить эффективность использования перспективных СТО.
Актуальность реферата заключается в информировании специалистов автомобильного комплекса о современных достижениях в области технического обслуживания и мойки автомобилей.
Введение 3
1 Анализ состояния оборудования поста технического обслуживания
и поста мойки СТО 5
1.1 Основные определения, цель и задачи СТО 5
1.2 Общая характеристика СТО 6
1.3 Нормативные документы, регламентирующие показатели
технического обслуживания автомобилей 8
2 Основные характеристики современных СТО 10
2.1 Организация и технологический процесс при функционировании
СТО и станций мойки автомобилей 10
2.2 Характеристики оборудования, используемого
при функционировании СТО 11
2.3 Недостатки функционирования СТО 27
3 Перспективы совершенствования СТО 28
4 Оценка эффективности использования перспективных СТО 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
– технологические процессы обеспечения работоспособности автомобилей характеризуются современным и качественным выполнением технического обслуживания и ремонта; своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры; соблюдением государственных стандартов и правил технической эксплуатации.
ГОСТ 18322-78 регламентирует следующие аспекты:
– устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий
– в техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.
– термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе [3].
2 Основные характеристики
2.1 Организация и технологический процесс при функционировании СТО и станций мойки автомобилей
В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема обслуживания. Автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ТР, проходят участок моечно-уборочных работ и поступают на участок приёмки для определения необходимого объёма на участок приёмки для определения необходимого объёма и стоимости работ. Если на участке приёмки автомобилей возникают затруднения с определением объёма необходимых работ, то он уточняется после прохождения автомобилем участка диагностики. Участок приёмки-выдачи и диагностики автомобилей является управляющим и контролирующим блоком в организационной схеме станций технического обслуживания автомобилей. Контакты с клиентами ограничиваются участком приёмки-выдачи автомобилей (иногда допускается их присутствие на участке диагностики, но более предпочтительным является наблюдение клиентов за диагностированием своих автомобилей через стеклянную перегородку). На других производственных участках станции присутствие клиентов крайне нежелательно.
После диагностирования автомобиль поступает в зону ТО и ТР. Производственные участки ТО и ТР с рабочими постами считаются основными. Участки, специализирующиеся на выполнении различных видов внепостовых (цеховых) работ, например, ремонта топливной аппаратуры электрооборудования, аккумуляторных батарей и др., обеспечивающие работу основных участков, считаются вспомогательными.
Для современных станций
После выполнения необходимого комплекса работ, автомобиль поступает на участок контроля и выдачи. При необходимости качество работ может быть проверено на постах диагностики. В случае, когда посты диагностики и приёмки заняты или отсутствует владелец, автомобиль поступает в зону ожидания [6].
2. 2 Характеристики оборудования, используемого при функционировании СТО
В большинстве случаев, на СТО устанавливаются подъёмники модификации П157, предназначенные для подъёма легковых автомобилей и микроавтобусов при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Подъёмник разработан в ЦПКТБ «Автоспецоборудование» (АСО) и изготовлен Грозненским опытно-экспериментальным заводом АСО.
Автомобиль поднимается за кузов (захват осуществляется под короб жесткости или в местах, предназначенных для установки домкратов). При этом обеспечивается свободный доступ ко всем агрегатам и механизмам, расположенным в нижней части автомобиля. Въезд автомобиля на подъемник и съезд с него может осуществляться с обеих сторон.
Техническая характеристика подъемника:
вид привода – электромеханический;
максимальная грузоподъемность, т …………………………………………...…… 2,00;
установленная мощность электродвигателей,
кВт ..............................
скорость, м/с
подъема ..............................
спуска ..............................
максимальная высота подъема подхватываемых элементов
над уровнем пола, мм ..............................
установленная безотказная наработка,
ч ..............................
срок службы до списания, лет ..............................
средняя оперативная трудоемкость
технического обслуживания, чел
..............................
габаритные размеры, мм
длина …………………………………………………………………………. 3170;
ширина …………………………………………………………………...….
высота ..............................
масса, кг ..............................
Устройство подъемника. Подъемник (рис. 1) состоит из двух стоек 4, имеющих индивидуальные приводы. Управление подъемником осуществляется от кнопочной станции 3, смонтированной на аппаратном шкафу 2.
1 – каретка; 2 – аппаратный шкаф, 3 – кнопочная станция; 4 – стойка
Рисунок 1 – Положение автомобиля на подъемнике модификации П157
Стойка изготовлена из цельнометаллического С-образного профиля. По внутренней поверхности стойки на катках 6 (рис. 2) перемещается каретка 1 (рис. 1). Каретка опирается на грузовую гайку 7 (рис. 2). Грузовой винт 5 подвешен на опорной плите 3 и через эластичную муфту 2 соединен с мотор-редуктором 1. Под грузовой гайкой с зазором 16 ... 18 мм по грузовому винту перемещается страховочная гайка 14, на которую нагрузка не действует. Гайка предназначена для механической страховки в случае износа и обрыва грузовой гайки и позволяет только опустить каретку в крайнее положение. На страховочной гайке шарнирно закреплена скоба 12.
1 – мотор-редуктор; 2 – эластичная муфта; 3 – опорная плита; 4 и 10 – конечные выключатели;
5 – грузовой винт; 6 – каток, 7 – грузовая гайка, 8 и 9 – упоры; 11 – балка; 12 – скоба; 13 – аварийный конечный выключатель; 14 – страховочная гайка; 15 – кнопочная станция; 16 – аппаратный шкаф; 17 – выворачиваемый подхват; 18 – телескопическая балка; 19 – фиксирующее устройство
Рисунок 2 – Устройство двухстоечного подъемника модификации П157
При износе грузовой гайки зазор между ней и страховочной гайкой 14 уменьшается. При этом скоба 12 поворачивается на величину, зависящую от степени износа. При опускании вниз она нажимает на аварийный выключатель 13, и электрическая схема отключается от источника электроэнергии. Следующий подъем можно осуществить только после замены грузовой гайки.
Крайние положения каретки ограничены конечными выключателями 4 и 10, взаимодействующими с подпружиненными упорами 8 и 9, которые закреплены на каретке. В основании каретки закреплен короб, на котором шарнирно установлены балки 11 с телескопическими балками 18. На конце телескопических балок смонтированы выворачиваемые подхваты 17. Для предотвращения самопроизвольного поворота балок они снабжены фиксирующими устройствами 19.
Работа подъемника. При включении автомата рабочей станции подается напряжение к сети в силовую цепь и цепь управления подъемником. Загорается лампа, сигнализирующая о наличии напряжения в сети. При нажатии верхней кнопки подается напряжение на катушки реверсивных магнитных пускателей, и включаются электродвигатели стоек для осуществления хода «вверх». Конечные выключатели 4 (рис. 2) ограничивают этот ход, при нажатии на любой из них размыкается электрическая цепь, и электродвигатели стоек отключаются.
При нажатии нижней кнопки подается напряжение на две другие катушки реверсивных магнитных пускателей, и электродвигатели стоек переключаются на ход «реверс», происходит опускание автомобиля. Конечные выключатели 10 ограничивают этот ход. Для быстрого выключения электродвигателей стоек имеются специальные реле торможения противовключения, укрепленные на валах двигателей.
При несрабатывании конечных выключателей 10 на каждой стойке установлены еще аварийные конечные выключатели 13, при нажатии на любой из которых катушки магнитных пускателей обесточиваются и блокируют подъем и опускание автомобиля до тех пор, пока не будет устранена причина срабатывания этих конечных выключателей. В электрической схеме подъемника предусмотрена специальная защита электродвигателей стоек от перегрузок и коротких замыканий тепловыми и электромагнитными предохранителями, встроенными в автомат управления.
При использовании подъемника необходимо выполнить следующие действия:
установить автомобиль на подъемник, обеспечив симметричное положение автомобиля относительно поперечной и продольной осей подъемника;
снять с фиксации балки подхватов и подвести их под кузов автомобиля, а подхваты под короб жесткости или под места, предназначенные для установки домкратов;
зафиксировать балки; нажатием верхней кнопки поста управления осуществить подъем автомобиля на 100 ... 150 мм и убедиться в правильной установке подхватов и устойчивом положении автомобиля на них, после чего можно продолжать подъем на полную высоту; для опускания автомобиля нажать нижнюю кнопку;
ликвидировать фиксацию, вывести из-под кузова и развести балки подхватов до упора; осуществить выезд автомобиля с подъемника вперед или назад.
При техническом обслуживании необходимо выполнять следующие работы: ежедневно проверять правильность работы конечных выключателей; один раз в неделю проверять наличие трансмиссионной смазки в ванночке и при необходимости доливать ее;
один раз в месяц смазывать через пресс-масленки консистентной смазкой подшипники и проверять надежность крепления стоек; один раз в год проводить испытание подъемника по полной программе в соответствии с требованиями техники безопасности к подъемно-разгрузочным устройствам.
Возможные неисправности подъемника и методы их устранения представлены в таблице 1.
Наиболее распространенной маслораздаточной колонкой для заправки маслом двигателей является колонка модификации 367М с насосной установкой модификации 3106А или 3106Б. Разработчиком и изготовителем маслораздаточной колонки является Череповецкий завод АСО.
Маслораздаточная колонка
Техническая характеристика колонки модификации 367М:
тип – стационарная объемная с электрическим приводом;
подача при температуре масла, л/мин
20 °С ..............................
8 °С ..............................
рабочее давление, МПа ..............................
высота всасывания, мм ..............................
Таблица 1 – Возможные неисправности подъёмников и методы их устранения
Признак неисправности |
Вероятная причина |
Метод устранения |
Электродвигатели не включаются на подъем после опускания кареток |
Вышел из строя кнопочный пост управления. Сработал аварийный вык-лючатель вследствие полного износа грузовой гайки. Обрыв одного из проводов цепи управления |
Снять пост управления и отремонтировать. Заменить грузовую гайку |
При подъеме или опускании одна из кареток прекратила движение |
Не работает один из электродвигателей |
Проверить силовую цепь и цепь управления |
На рабочей поверхности грузового винта в слое смазочного материала видны включения бронзы |
Попадание инородного тела на трущиеся поверхности пары винт – гайка. Применение несоответствующего смазочного материала |
Промыть грузовой винт и бронзовую гайку по всей длине резьбы, протереть и смазать Заменить смазочный материал |
При включении подъемника наблюдается нарушение одновременного движения кареток |
Неправильно установлены фазы двигателей |
Поменять фазы |
внутренний диаметр раздаточного
рукава, мм ..............................
насос – шестеренный типа Г11-22А;
электродвигатель:
модель .......................
мощность, кВт ..........................
частота вращения вала, мин-1
….............................
давление масла в гидросистеме, МПа, соответствующие:
включению электродвигателя ..............................
выключению электродвигателя
..............................
габаритные размеры, мм:
маслораздаточной колонки:
Информация о работе Оценка эффективности использования перспективных СТО