Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат

Описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения

Содержание

Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:

Работа состоит из  1 файл

МАШИНОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ЛЁШИ.docx

— 148.44 Кб (Скачать документ)

металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и

цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие  расстояния

из-за их большого размера  и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия

многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления  конечной

продукции.

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести 

военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы

государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного  комплекса,

выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства.

Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения[1].

    

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с учетом данного  фактора,%

Тяготение к:

 

– районам с развитой научной базой

42

– районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

– районам потребления  продукции

22

– металлургическим базам

12


 

Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных  машин

и 130 тыс. деталей. Его продукция  нужна практически повсюду, т.е. для

машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому  машиностроение

развито во всех экономических  районах России, хотя его роль в  хозяйстве

районов не одинакова (табл. 2).

Таблица 2. Доля продукции  машиностроения в хозяйстве районов.

    

Экономический район

Доля производимой продукции (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западно-Сибирский

7

Восточно-Сибирский

3

Дальневосточный

2.5


 

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная

экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая  зона. В

Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на

Европейскую зону (79% продукции  вывозится в европейские районы, а из

европейских районов поступает 67% продукции). [7]

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно  можно

выделить несколько групп  отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67% продукции).

2. Общее машиностроение (18% продукции).

3. Среднее машиностроение (15% продукции).

    

§ 2.Тяжелое машиностроение

 

Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим  потреблением

металла, относительно малой  трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое

машиностроение включает производство оборудования для металлургических

предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых

станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов,

локомотивов и вагонов. Особенности  производства продукции тяжелого

машиностроения заключаются  в отливке, механической  обработке  и  сборке

крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели

отрасли характерны как предприятия  законченного производственного цикла,

самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов,

так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в

порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли

имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит

60% товарной продукции  отрасли  затраты на сырье  и материалы здесь составляют

от 40 до 85%, затраты на зарплату 8-15%, затраты на транспорт от 15 до 25%,

затраты на электроэнергию 8-15%. Заводы тяжелого машиностроения могут  быть

ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления.

Около 90% производства отрасли  сосредоточено в европейской  зоне, остальное –

в Западной Сибири и на Дальнем  востоке. К основным районам и  центрам тяжелого

машиностроения относятся:

-       Центральный (Электросталь).

-       Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)

-       Сибирь (производство металлургического и горного

оборудования в городах  Иркутск, Красноярск, производство турбин в г.

Новосибирске)

-       Северо – Западный:  Санкт-Петербург – исторически

сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий

турбогенераторы)

-       новые  центры, связанные с производством  атомных реакторов – завод

"Автоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического  оборудования сложилось как в  крупных районах

производства металла, так  и вне этих районов. Предприятия  этого профиля

специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для  добычи

руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного

оборудования или отдельных  узлов.

На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды,

агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей

(Екатеринбург, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном

районе (Электросталь).  Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье

(Сызрань). Литейные машины  – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)  и т.д. [9]

Производство крупного энергетического  оборудования возникло и развивалось

преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого

машиностроения, которые  специализируются на производстве отдельных  видов этой

сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины  и

генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург),

Уральский (Екатеринбург)  и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Крупнейший центр по выпуску  этой металлоемкой, но мелкосерийной  или

индивидуальной продукции  – Санкт-Петербург. В этих районах  и центрах

сложилась специализация  на выпуске определенных видов оборудования. Почти все

они производят паровые или  гидравлические турбины и генераторы для них, но

разных мощностей и  конструкций, особенно для разного  типа ГЭС. Быстрое

развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного

оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование – мощные

дизели для судов –  выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,

Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне.

[17]

Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,

производят в Центральном  районе (Подольск), Центрально-Черноземном

(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых

станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и

нередко по индивидуальным заказам для отечественных и  зарубежных заводов.

Предприятия этой отрасли  разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск),

Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском

(Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных  угольных районах

страны  Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург,

Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое

размещение предприятий  по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с

учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

[9]

Вне металлургических баз  размещается и большинство предприятий

судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого

количества неудобных  для транспортировки профилей металла. Судостроительные

заводы специализируются на выпуске судов определенного  назначения, с разными

типами судовых двигателей. Сложность современных судов  обусловливает

установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому

в судостроении исключительно  сильно развиты кооперированные  связи с

многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только

оборудование, но и нередко  целые агрегаты и секции судов. Строительство  судов

начинается на суше, а  достраиваются они на плаву. Поэтому  многие морские

верфи размещены в укрытых  устьях крупных рек (Нева, Амур), или  защищенных от

моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском

море, где находится важнейший  его центр – Санкт-Петербург  с рядом заводов со

специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских,

наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные

заводы в Выборге, в  Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также

в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные  верфи

расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. [17]

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных

магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск),

Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров

на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии  между

собой, позволило перейти  к строительству судов типа "река-море" не только в

нижних течениях рек, но и  в средних и верхних. На этих речных верфях строятся

также суда озерного типа и  небольшие суда морского типа. Выгодное

географическое положение  таких речных верфей относительно предприятий-

смежников в центральных  районах делает сооружение судов  на них весьма

эффективным.

Железнодорожное машиностроение – одна из старейших отраслей машиностроения,

сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в

60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к

изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более  эффективными и

мощными электровозами и  тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов,

созданию новых типов  вагонов для перевозки специализированных, наливных,

насыпных грузов. Современные  тепловозы, электровозы, пассажирские и

специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией,

использующей разнообразные конструкционные материалы – черные и цветные

металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием  –

мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками  для

обогрева специальных  цистерн, пневматическими установками  для разгрузки

сыпучих материалов. [9]

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном  районе (в

г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой  колеи поставляют

преимущественно предприятия  Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).

Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске,  Абакане.

Пассажирские – в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные – в Усть-Катаве (Урал);

для метрополитена – в  Мытищах, Санкт-Петербурге. [17]

    

§ 3.Общее машиностроение

 

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами

потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия  общего

машиностроения производят технологическое оборудование для

нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной

промышленности, дорожные и  простейшие сельскохозяйственные машины.

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением

заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке

кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей

промышленности с химической технологией, нуждается в специальных  видах

сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения –

одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах

страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.

Затраты на зарплату стоимости  продукции здесь составляют от 12 до 33%,

затраты на сырье и материалы  в этой группе не очень большие  – от 4 до 8%,

затраты на электроэнергию 3 – 5%.

Сельскохозяйственное машиностроение  располагает многочисленными и крупными

предприятиями по производству различного сельскохозяйственного  инвентаря для

обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное

машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль

сельскохозяйственного производства:

-       производство  зерновых комбайнов – на Северном  Кавказе (Ростов-на-

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России