Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения
Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:
металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и
цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния
из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия
многих отраслей машиностроения
размещается в районах
продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести
военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности,
многие предприятия
выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства.
Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения[1].
Фактор размещения |
Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора,% |
Тяготение к: |
|
– районам с развитой научной базой |
42 |
– районам сосредоточения трудовых ресурсов |
24 |
– районам потребления продукции |
22 |
– металлургическим базам |
12 |
Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных машин
и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для
машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение
развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве
районов не одинакова (табл. 2).
Таблица 2. Доля продукции машиностроения в хозяйстве районов.
Экономический район |
Доля производимой продукции (%) |
Северный |
1.5 |
Северо-западный |
5 |
Центральный |
23 |
Волго-Вятский |
10 |
Центрально-Черноземный |
4 |
Поволжский |
18 |
Уральский |
20 |
Северокавказский |
6 |
Западно-Сибирский |
7 |
Восточно-Сибирский |
3 |
Дальневосточный |
2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная
экономическая зона и всего
12.5% выпускает Восточная
Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на
Европейскую зону (79% продукции
вывозится в европейские
европейских районов поступает 67% продукции). [7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно
выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67% продукции).
2. Общее машиностроение (18% продукции).
3. Среднее машиностроение (15% продукции).
§ 2.Тяжелое машиностроение
Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых
станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов,
локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого
машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке
крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели
отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,
самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов,
так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в
порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли
имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит
60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют
от 40 до 85%, затраты на зарплату 8-15%, затраты на транспорт от 15 до 25%,
затраты на электроэнергию 8-15%. Заводы тяжелого машиностроения могут быть
ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления.
Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное –
в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого
машиностроения относятся:
- Центральный (Электросталь).
- Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
- Сибирь (производство металлургического и горного
оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г.
Новосибирске)
- Северо – Западный: Санкт-Петербург – исторически
сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий
турбогенераторы)
- новые центры, связанные с производством атомных реакторов – завод
"Автоммаш" в г. Волгодонске.
Производство
производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля
специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи
руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного
оборудования или отдельных узлов.
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды,
агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей
(Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном
районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье
(Сызрань). Литейные машины – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д. [9]
Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось
преимущественно вне металлургических
баз в крупных центрах
машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой
сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и
генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург),
Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.
Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или
индивидуальной продукции – Санкт-Петербург. В этих районах и центрах
сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все
они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но
разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое
развитие атомной энергетики
заставило перейти к
оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование – мощные
дизели для судов – выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,
Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне.
[17]
Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,
производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном
(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).
Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых
станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и
нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов.
Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск),
Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском
(Екатеринбург) и т.д.
Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах
страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург,
Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое
размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с
учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.
[9]
Вне металлургических баз
размещается и большинство
судостроительной
количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные
заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными
типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает
установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому
в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с
многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только
оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов
начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские
верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от
моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском
море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов со
специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских,
наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные
заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также
в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи
расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. [17]
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных
магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск),
Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров
на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между
собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в
нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся
также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное
географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-
смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма
эффективным.
Железнодорожное машиностроение – одна из старейших отраслей машиностроения,
сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в
60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к
изменению видов тяги: замене
малоэкономичных паровозов
мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов,
созданию новых типов
вагонов для перевозки
насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и
специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией,
использующей разнообразные конструкционные материалы – черные и цветные
металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием –
мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для
обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки
сыпучих материалов. [9]
Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в
г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.
Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют
преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).
Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане.
Пассажирские – в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные – в Усть-Катаве (Урал);
для метрополитена – в Мытищах, Санкт-Петербурге. [17]
§ 3.Общее машиностроение
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами
потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего
машиностроения производят технологическое оборудование для
нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной
промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.
Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением
заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке
кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей
промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах
сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения –
одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах
страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.
Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33%,
затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие – от 4 до 8%,
затраты на электроэнергию 3 – 5%.
Сельскохозяйственное
предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для
обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное
машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль
сельскохозяйственного производства:
- производство
зерновых комбайнов – на
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России