Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат

Описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения

Содержание

Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:

Работа состоит из  1 файл

МАШИНОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ЛЁШИ.docx

— 148.44 Кб (Скачать документ)

производства. Наша авиакосмическая промышленность – одна из самых передовых в

мире. [14]

     Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов

связано со штамповкой и  точной отливкой заготовок, точной механической

обработкой деталей, сборкой  деталей, узлов и агрегатов. Преобладает

массово-поточная организация  производства, в котором заняты

высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила.

Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов,

но широкого ассортимента  (черные,  цветные, благородные, редкие металлы,

разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и  точность выпускаемой

продукции  предъявляет  очень высокие требования к культуре производства,

оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные –

электротехнические, электронной  и другой аппаратуры) заняты преимущественно

монтажом и сборкой  поступающих в порядке кооперации деталей и узлов.

Предприятия этой отрасли  размещаются в районах с развитым машиностроением, где

есть научно-исследовательские  и опытно-конструкторские центры (Москва,

Санкт-Петербург). [17]

Одной из главных задач  развития машиностроительного комплекса  является

коренная реконструкция  и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение,

приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное

значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и

внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях

машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно

решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и

государственная поддержка  предприятий, ориентирующихся на производство

продукции высоких технологий.

    

§ 5.Место России в мировом производстве продукции  машиностроения

 

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК (табл. 3). Эта

отрасль дает 15% экспорта России.

Таблица 3. Производство машиностроительной продукции в отдельных странах  мира

(начало 90-х)[3].

    

Страна

Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, %

Доля машиностроения в экспорте страны, %

США

36

48

Япония

37

64

Германия

38

48

Франция

33

35

Великобритания

32

36

Италия

32

34

Китай

26

16

Канада

25

42

Бразилия

24

15

Испания

22

31


 

В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком

кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее

снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и

внутренними факторами. К  первым относят разрушение предметной специализации в

рамках бывшего СССР, а  также изменение соотношения  цен производителей на

продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

К внутренним факторам относят  низкую, по сравнению с зарубежными аналогами,

конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности

в области мониторинга  рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере

эксплуатации.

Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные  виды

оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на внешних

рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной промышленности и

тяжелого энергетического  и транспортного машиностроения.

Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой стоимостью,

а большие запасы избыточного  вооружения позволяют России осуществлять

поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это, потенциал экспорта

российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и

военной техникой очень сильно подвержена влиянию внешнеполитических факторов,

которые сводят на нет технические  и прочие достоинства российского  оружия.

Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего

Востока, этот регион до конца  века останется крупнейшим покупателем  оружия.

Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно  ушли в США,

Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов

Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны

США. Пороговый уровень  российских поставок Тегерану, за которым  могут

последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для

«недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран

тактические ракеты, истребители  МиГ-29 последних модификаций или  современные

системы ПВО осложнения в  российско-американских отношениях последуют

незамедлительно.

У России есть возможность  поставлять вооружение в Сирию, Алжир  и Египет, но

потенциал импорта этих стран  далек от емких рынков аравийских импортеров.

Более благоприятные перспективы  наращивания российского экспорта вооружений в

– Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них $0,6-1 млрд.

[16]

Ограничен и европейский  рынок. Бывшие соцстраны ориентируются  на закупки

западного вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает  их

поддерживать связи с  Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские

страны фигурировали в  первой десятке покупателей российского  вооружения –

Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350

млн., но поставки в Финляндию  и Венгрию шли в счет погашения  долга. В

последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок  странами

Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в  лучшем случае

может довести среднегодовой  объем экспорта в этот регион до $300 млн. [13]

Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет энергетического

и металлургического оборудования. Деятельность по расширению географии  и

номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие группы со многими

зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией, Венгрией, Кубой, КНР,

Вьетнамом и многими другими. В тяжелом, энергетическом и транспортном

машиностроении конкурентоспособны горная техника, железнодорожные локомотивы,

дизельные двигатели, а основное энергетическое оборудование для тепловых и

гидростанций соответствует  по техническим показателям лучшим мировым

образцам. [6]

В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента, которые

отвечают основным критериям  конкурентоспособности и могут  служить базой для

расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок  на внутреннем

рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского завода,

сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки высокой

сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского завода

тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО алмазного

инструмента «Томал». [12]

Из выпускаемой строительно-дорожной техники конкурентоспособными являются:

асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на автомобильном

ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш», гидрооборудование АО

«Пневмостроймашина».

Отдельные виды продукции  химического и нефтяного машиностроения имеют высокий

технический уровень, конкурентоспособны  и не уступают зарубежным аналогам.

Это крупнотоннажные  установки  для производства жидких и газообразных

криогенных продуктов, емкостное  оборудование для хранения и транспортировки

жидких криогенных продуктов  производства АО «Криогенмаш», а также изделия АО

«Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования экспортируется.

Конкурентоспособны и  не уступают мировому уровню буровые  установки АО

«Уралмаш», вагоны метрополитена АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная

машина Красногорского машиностроительного  завода, магистральный пассажирский

тепловоз и дизели холдинговой  компании «Коломинский завод».

Экспорт тракторов составляет 20% от объема их производства. Поэтому  необходим

поиск новых рынков для  расширения сбыта сельскохозяйственных машин,

соответствующих по своим параметрам мировому уровню. Среди них – тракторы

Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные

комбайны Красноярского  комбайнового завода, «Дон 1200» и  «Дон 1500» ПО

«Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода «Сызраньсельмаш»,

грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш». [3]

Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения  по

техническому уровню и  основным параметрам также не уступают аналогам

зарубежных фирм. Это турбо  – и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные

электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных

поставок электротехнической и приборостроительной продукции  сдерживается из-

за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.

Машиностроительные предприятия  по отдельности не в состоянии  обеспечить

комплексную конкурентоспособность  своей продукции. Так как понятие

конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и  служащего

длительный период, включает не только цены и основные технические

характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка

конкурентоспособности техники  предполагает учет:

·        показатели  качества продукции – технический  уровень, надежность,

адаптация к местным условиям, уровень сервиса, ремонтопригодность,

эргономические характеристики, дизайн, а также имидж фирмы-производителя  и

продавца. Часто предприятия  не способны удовлетворить всю совокупность таких

требований;

·        ценовых  показателей – цена, возможность  приобретения в кредит,

наличие скидок, поддержка  государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с

длительным сроком окупаемости  затрат. Здесь приходится учитывать, что

западный производитель  кредитуется своими банками нередко  под гарантии

российских правительственных  структур. У наших предприятий  при острой

нехватке оборотных средств, высоких налогах такая возможность  отсутствует;

·        показатели сбыта – наличие дилерской  сети и представительств, охват

рынка. Такие функции доступны лишь эффективным производствам;

·        продвижение  продукции – радио – и телереклама, пресса, прямая

реклама, выставки, сувенирная реклама. [2]

Большинство предприятий  не может обеспечить комплекс необходимых

характеристик конкурентоспособности  своей продукции. Но этого часто  и не

требуется, так как в  рыночной экономике немалую часть  таких характеристик

достигают крупные стратегические посредники. Они  признаны занять ту нишу,

которую ранее занимала государственная система материально-технического

обеспечения. Следовательно, формирование и поддержка таких  посредников  может

считаться одним из основных элементов государственной политики в области

повышения  конкурентоспособности  предприятий машиностроения.

За 1996 год импорт превысил экспорт на 177,3% Причем превышение наблюдается и

со странами СНГ (106,6), и  с дальним зарубежьем (210,7%). Но в  целом за 1996

год наметилась тенденция  снижения доли импорта. Эта тенденция  сохранилась и в

1997 году, и поэтому возможны  положительные сдвиги в развитии  отечественного

машиностроения. Подтверждает это и показатели доли импорта  в объеме продаж на

российском рынке некоторых важнейших видов машиностроительной продукции. [4]

Специалисты МВЭС констатируют, что товарная структура внешней  торговли РФ в

начале 1998 года не претерпела кардинальных изменений (рис. 2, 3). В экспорте

преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых пришлось более 50%

всех поставок, а также  черные и цветные металлы (17%); в импорте –

продукция машиностроения (35,3%), продовольствие и товары широкого

потребления. [6]

                             

    

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Экспорт

5220

3759

2879

5600

8035

8180

8340

8490

8620

Импорт

14821

13932

9061

13667

15760

14500

13800

14550

15200


 

Рисунок 2. Внешнеэкономический  оборот машиностроительной продукции  за 1991 –1999

год (млн. долл.)[4]

                             

    

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Уд. вес в общем объеме экспорта,%

10,2

7

4,9

8,4

10

9,3

9,6

10,8

10,6

Уд. вес в общем объеме импорта,%

33,3

37,7

33,8

35,4

25,8

24,2

23,9

34,9

32

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России