Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения
Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:
производства. Наша авиакосмическая промышленность – одна из самых передовых в
мире. [14]
Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов
связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической
обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает
массово-поточная организация производства, в котором заняты
высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила.
Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов,
но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы,
разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой
продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства,
оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные –
электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно
монтажом и сборкой
поступающих в порядке
Предприятия этой отрасли
размещаются в районах с
есть научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Санкт-Петербург). [17]
Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является
коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение,
приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное
значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и
внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях
машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно
решить поставленные задачи,
требуется оживление
государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство
продукции высоких технологий.
§ 5.Место России в мировом производстве продукции машиностроения
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК (табл. 3). Эта
отрасль дает 15% экспорта России.
Таблица 3. Производство машиностроительной продукции в отдельных странах мира
(начало 90-х)[3].
Страна |
Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, % |
Доля машиностроения в экспорте страны, % |
США |
36 |
48 |
Япония |
37 |
64 |
Германия |
38 |
48 |
Франция |
33 |
35 |
Великобритания |
32 |
36 |
Италия |
32 |
34 |
Китай |
26 |
16 |
Канада |
25 |
42 |
Бразилия |
24 |
15 |
Испания |
22 |
31 |
В настоящее время
кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее
снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и
внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной специализации в
рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на
продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.
К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными аналогами,
конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности
в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере
эксплуатации.
Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные виды
оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на внешних
рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной промышленности и
тяжелого энергетического
и транспортного
Российское оружие обладает
прекрасными боевыми
а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять
поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это, потенциал экспорта
российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и
военной техникой очень сильно подвержена влиянию внешнеполитических факторов,
которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.
Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего
Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия.
Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США,
Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов
Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны
США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могут
последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для
«недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран
тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или современные
системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях последуют
незамедлительно.
У России есть возможность поставлять вооружение в Сирию, Алжир и Египет, но
потенциал импорта этих стран далек от емких рынков аравийских импортеров.
Более благоприятные перспективы
наращивания российского
– Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них $0,6-1 млрд.
[16]
Ограничен и европейский рынок. Бывшие соцстраны ориентируются на закупки
западного вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает их
поддерживать связи с Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские
страны фигурировали в
первой десятке покупателей
Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350
млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В
последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами
Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае
может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн. [13]
Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет энергетического
и металлургического
номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие группы со многими
зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией, Венгрией, Кубой, КНР,
Вьетнамом и многими другими. В тяжелом, энергетическом и транспортном
машиностроении конкурентоспособны горная техника, железнодорожные локомотивы,
дизельные двигатели, а основное энергетическое оборудование для тепловых и
гидростанций соответствует по техническим показателям лучшим мировым
образцам. [6]
В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента, которые
отвечают основным критериям конкурентоспособности и могут служить базой для
расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок на внутреннем
рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского завода,
сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки высокой
сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского завода
тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО алмазного
инструмента «Томал». [12]
Из выпускаемой строительно-
асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на автомобильном
ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш», гидрооборудование АО
«Пневмостроймашина».
Отдельные виды продукции
химического и нефтяного
технический уровень, конкурентоспособны и не уступают зарубежным аналогам.
Это крупнотоннажные установки для производства жидких и газообразных
криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и транспортировки
жидких криогенных продуктов производства АО «Криогенмаш», а также изделия АО
«Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования экспортируется.
Конкурентоспособны и не уступают мировому уровню буровые установки АО
«Уралмаш», вагоны метрополитена АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная
машина Красногорского машиностроительного завода, магистральный пассажирский
тепловоз и дизели холдинговой компании «Коломинский завод».
Экспорт тракторов составляет 20% от объема их производства. Поэтому необходим
поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин,
соответствующих по своим параметрам мировому уровню. Среди них – тракторы
Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные
комбайны Красноярского комбайнового завода, «Дон 1200» и «Дон 1500» ПО
«Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода «Сызраньсельмаш»,
грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш». [3]
Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения по
техническому уровню и основным параметрам также не уступают аналогам
зарубежных фирм. Это турбо – и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные
электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных
поставок электротехнической
и приборостроительной
за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.
Машиностроительные
комплексную конкурентоспособность своей продукции. Так как понятие
конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и служащего
длительный период, включает не только цены и основные технические
характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка
конкурентоспособности техники предполагает учет:
· показатели качества продукции – технический уровень, надежность,
адаптация к местным условиям, уровень сервиса, ремонтопригодность,
эргономические характеристики,
дизайн, а также имидж фирмы-
продавца. Часто предприятия не способны удовлетворить всю совокупность таких
требований;
· ценовых показателей – цена, возможность приобретения в кредит,
наличие скидок, поддержка государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с
длительным сроком окупаемости затрат. Здесь приходится учитывать, что
западный производитель кредитуется своими банками нередко под гарантии
российских правительственных структур. У наших предприятий при острой
нехватке оборотных средств,
высоких налогах такая
· показатели сбыта – наличие дилерской сети и представительств, охват
рынка. Такие функции доступны лишь эффективным производствам;
· продвижение
продукции – радио – и
реклама, выставки, сувенирная реклама. [2]
Большинство предприятий не может обеспечить комплекс необходимых
характеристик конкурентоспособности своей продукции. Но этого часто и не
требуется, так как в рыночной экономике немалую часть таких характеристик
достигают крупные стратегические посредники. Они признаны занять ту нишу,
которую ранее занимала государственная система материально-технического
обеспечения. Следовательно, формирование и поддержка таких посредников может
считаться одним из основных
элементов государственной
повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения.
За 1996 год импорт превысил экспорт на 177,3% Причем превышение наблюдается и
со странами СНГ (106,6), и с дальним зарубежьем (210,7%). Но в целом за 1996
год наметилась тенденция снижения доли импорта. Эта тенденция сохранилась и в
1997 году, и поэтому возможны
положительные сдвиги в
машиностроения. Подтверждает это и показатели доли импорта в объеме продаж на
российском рынке некоторых важнейших видов машиностроительной продукции. [4]
Специалисты МВЭС констатируют, что товарная структура внешней торговли РФ в
начале 1998 года не претерпела кардинальных изменений (рис. 2, 3). В экспорте
преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых пришлось более 50%
всех поставок, а также черные и цветные металлы (17%); в импорте –
продукция машиностроения (35,3%), продовольствие и товары широкого
потребления. [6]
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Экспорт |
5220 |
3759 |
2879 |
5600 |
8035 |
8180 |
8340 |
8490 |
8620 |
Импорт |
14821 |
13932 |
9061 |
13667 |
15760 |
14500 |
13800 |
14550 |
15200 |
Рисунок 2. Внешнеэкономический оборот машиностроительной продукции за 1991 –1999
год (млн. долл.)[4]
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Уд. вес в общем объеме экспорта,% |
10,2 |
7 |
4,9 |
8,4 |
10 |
9,3 |
9,6 |
10,8 |
10,6 |
Уд. вес в общем объеме импорта,% |
33,3 |
37,7 |
33,8 |
35,4 |
25,8 |
24,2 |
23,9 |
34,9 |
32 |
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России