Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат

Описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения

Содержание

Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:

Работа состоит из  1 файл

МАШИНОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ЛЁШИ.docx

— 148.44 Кб (Скачать документ)

Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

-       производство  картофелеуборочных машин – в  Центральном районе (Рязань,

Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные

сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в

Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Оборудование для предприятий  с химической переработкой сырья

(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах,

Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

    

§ 4.Среднее машиностроение

 

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но

повышенной энергоемкости  и трудоемкости. Основными технологическими

процессами в среднем  машиностроении  являются механическая обработка

деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта

отрасль потребляет большое  количество разнообразных черных и  цветных

металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения

наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные

связи. Их продукция массовая и  крупносерийная,  она включает производство

автомобилей и самолетов, тракторов,  комбайнов,  двигателей для них, средних

и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых  машин, насосов и

компрессоров, машин и  различного технологического оборудования  для легкой,

пищевой, полиграфической  промышленности. [9]

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения в промышленно

развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость

населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает

товарооборот, укрепляет  денежную систему, определяет потребность  в продукции

всей промышленности. В  странах с наиболее развитым автомобилестроением  доля

отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе

38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной

промышленности в валовом  внутреннем продукте США и Франции  составляет 5%, в

Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами

и в области мирового автомобилестроения (рис. 1).

                             

Рисунок 1. Доля ВВП и продукции  автомобилестроения в мировом производстве[2].

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей  по

стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин  и

оборудования. Автомобильная  промышленность явилась одним из рычагов подъема

всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет

прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы  услуг в

Испании, Южной Корее, Мексике  и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том

числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия

практически достигли своего предела по насыщенности легковыми  автомобилями

(США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение  через 5 лет

уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно  считать

важнейшей социально –  экономической задачей. [6]

В настоящее время в  автомобильной промышленности России занято до 1 млн.

человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что

является достаточно высоким  показателем экономического положения  отрасли. За

счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные

заводы являются одним  из основных источников дохода для  бюджетной системы

государства. После водки  и табака автомобиль – один из наиболее прибыльных

для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны  массы выпущенного

автомобиля доход в  бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными

объединениями, в состав которых входит более 200 заводов,  включает в свой

состав помимо выпуска  машин также производство моторов, электрооборудования,

подшипников, прицепов и  т.д., которые выпускаются на самостоятельных

предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо

четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске

агрегатов, узлов, деталей, заготовок  и запасных частей, в Смоленске, Ярцево

(Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге. [6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд

специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров

автомобилестроения. Они  поставляют свою продукцию в порядке  кооперации сразу

нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает  подшипники для

всех отраслей народного  хозяйства. В ее составе более  десятка заводов,

расположенных в большинстве  экономических районах страны. Каждый из заводов

специализируется на выпуске  определенных типоразмеров подшипников  и

поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах  страны, однако

подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах

европейской части с высокой  концентрацией автоперевозок. Основными  районами

размещения автомобильной  промышленности являются: центральный, Волго-Вятский,

Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ,

Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и

комплектующих деталей.

-       Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в

Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск)

районах; малолитражные – в Поволжье (Тольятти),  микролитражные

– в Серпухове.

-       Грузовые автомобили среднего тоннажа – выпускают заводы

Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (

Миасс) районов.

-       -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в

Поволжье (Ульяновск и  Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино),

Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

районах.

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия  по производству моторов находятся в

Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

Тракторная промышленность России – одна из самых больших  в мире. По

особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные

виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и  для промышленности.

Резко возрос диапазон выпускаемых  тракторов по мощности: от небольших садовых

в несколько лошадиных  сил до мощных машин в несколько  сотен лошадиных сил. С

увеличением количества тракторов  для обработки посевов резко  сократилось доля

гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в

сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию

предприятий и районов  на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению,

мощности, конструкции). Происшедшие  изменения в типах выпускаемых  тракторов,

совершенствование их конструкции  усилили зависимость тракторных заводов от

предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования   и

т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного

машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое

значение приобрели кооперированные  связи с предприятиями-смежниками. В

производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов. [1]

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные

сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье –

Волгоград, на Урале –  Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными

машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз.

Тракторы предназначаются  не только для сельскохозяйственных работ, но и для

промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные  машины – бульдозеры,

скреперы и т.д.) Для  других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные

тракторы. Для нужд сельского  хозяйства налажен выпуск специальных  типов и

модификаций тракторов (кроме  пропашных – садово-огородные, для  работ на

крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях),

предназначенных для использования  в разных районах страны. Это обусловило

специализацию тракторных заводов  и широкий межрайонный обмен  выпускаемой

продукцией. Поэтому в  последующие годы новые тракторные заводы возникли как в

центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.

Тракторные заводы размещены  в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,

Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство

трелевочных тракторов в  Петрозаводске, промышленных – в  Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш»,

а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных – в

Рязани, льноуборочных – в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные

тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные  – во

Волгограде,  Владимире; промышленные – в Барнауле, Челябинске, Брянске,

Чебоксарах. [17]

     Станкостроительная промышленность – техническая база всего

машиностроения. Расходы  металла в ней, как правило, невелики, большая часть

заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими

заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий,

электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает  трудоемкость

продукции, наличие квалифицированных  кадров рабочих, инженерно-технического

персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным  оборудованием.

Увеличение выпуска более  современных станков – полуавтоматов  и автоматов,

фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным

управлением, станочных линий  и, наконец, автоматизированных цехов  и заводов –

усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских

центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в

разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.).

Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое

развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией

большинство районов страны.

В настоящее время предприятия  станкостроения имеются во многих городах

Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В

число ведущих районов  по производству металлорежущих станков  вошли Уральский

(30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва,

Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск,

Оренбург, Иркутск, Хабаровск. [9]

     Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также

получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская  область) и

Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в

Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на

выпуске радиоприемных устройств  и телевизоров, созданы в Центральном

(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург),

Центрально-Черноземный (Воронеж) районах. [17]

Наиболее типичные для  среднего машиностроения особенности  размещения весьма

четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой

самой сложной отрасли  современного машиностроения кооперируются  предприятия

практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого

машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные  материалы из черных

и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное  и

радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности

отличаются исключительно  высоким уровнем классификации  инженерно-технических

кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной

промышленности в крупных  промышленных центрах, где помимо опытных  кадров на

производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро.

В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и

предприятия-смежники. Авиационные  заводы в отдельных городах специализируются

на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в  Москве –

Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске – Як-42; Воронеж – Ил-86, Ил-96-300;

Казани – Ил-62; Ульяновске – Ту-204, Ан-124; Самаре – Ту-154,Ан70; Саратове –

Як-42, Омске – Ан-74; Новосибирске – Ан-38. В Москве, Казани производят

вертолеты.  Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,

Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные

космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных  станций и

космические корабли многоразового  использования типа «Буран», сочетающие

наиболее современные, высокие  технологии с широкой межотраслевой  комплексностью

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России