Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения
Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:
Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
- производство картофелеуборочных машин – в Центральном районе (Рязань,
Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные
сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в
Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья
(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах,
Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
§ 4.Среднее машиностроение
Среднее машиностроение объединяет
предприятия малой
повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими
процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка
деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта
отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных
металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения
наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные
связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство
автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних
и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и
компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой,
пищевой, полиграфической промышленности. [9]
Автомобильная промышленность
– ведущая отрасль
развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость
населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает
товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции
всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля
отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе
38-40%, в США 40%, в Японии
50%. В результате доля
промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в
Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами
и в области мирового автомобилестроения (рис. 1).
Рисунок 1. Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве[2].
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по
стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и
оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема
всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет
прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в
Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том
числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия
практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями
(США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет
уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать
важнейшей социально – экономической задачей. [6]
В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн.
человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что
является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За
счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные
заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы
государства. После водки и табака автомобиль – один из наиболее прибыльных
для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного
автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.
Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными
объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой
состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования,
подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных
предприятиях.
Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо
четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске
агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево
(Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге. [6]
Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд
специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров
автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу
нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для
всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов,
расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов
специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и
поставляет их разным предприятиям страны.
Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако
подавляющая часть производства
сосредоточена в
европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами
размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский,
Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ,
Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и
комплектующих деталей.
- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в
Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск)
районах; малолитражные – в Поволжье (Тольятти), микролитражные
– в Серпухове.
- Грузовые автомобили среднего тоннажа – выпускают заводы
Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (
Миасс) районов.
- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в
Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)
Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино),
Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)
районах.
В Энгельсе действует троллейбусный завод.
Специализированные
Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]
Тракторная промышленность России – одна из самых больших в мире. По
особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные
виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых
в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С
увеличением количества тракторов для обработки посевов резко сократилось доля
гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в
сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию
предприятий и районов
на выпуске отдельных марок
мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов,
совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от
предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования и
т.д.). Наиболее сложной продукцией
предприятий
машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое
значение приобрели
производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов. [1]
В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные
сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье –
Волгоград, на Урале – Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными
машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз.
Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для
промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины – бульдозеры,
скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные
тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и
модификаций тракторов (кроме пропашных – садово-огородные, для работ на
крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях),
предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило
специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой
продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в
центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.
Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,
Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство
трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш»,
а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных – в
Рязани, льноуборочных – в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные
тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные – во
Волгограде, Владимире; промышленные – в Барнауле, Челябинске, Брянске,
Чебоксарах. [17]
Станкостроительная промышленность – техническая база всего
машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть
заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими
заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий,
электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость
продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического
персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием.
Увеличение выпуска более
современных станков –
фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным
управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов –
усилило в размещении станкостроения
роль крупных научных и
центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в
разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.).
Узкая специализация
развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией
большинство районов страны.
В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах
Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В
число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский
(30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).
Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва,
Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск,
Оренбург, Иркутск, Хабаровск. [9]
Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также
получило развитие в Северо-Западном
(Санкт-Петербург и
Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в
Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.
Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на
выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном
(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург),
Центрально-Черноземный (Воронеж) районах. [17]
Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма
четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой
самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия
практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого
машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных
и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и
радиотехническое оборудование.
Предприятия авиационной
отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических
кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной
промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на
производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро.
В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и
предприятия-смежники. Авиационные
заводы в отдельных городах
на выпуске определенных типов самолетов.
Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве –
Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске – Як-42; Воронеж – Ил-86, Ил-96-300;
Казани – Ил-62; Ульяновске – Ту-204, Ан-124; Самаре – Ту-154,Ан70; Саратове –
Як-42, Омске – Ан-74; Новосибирске – Ан-38. В Москве, Казани производят
вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,
Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные
космические корабли, ракеты
для запуска спутников и
космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие
наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России