Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, реферат
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода
механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения
Глава 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России..
§ 1. Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех
отраслей народного хозяйства..
§ 2. Состав и межотраслевые связи..
§ 3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры
машиностроения развитых и развивающихся стран мира..
Глава 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ...
§ 1. Особенности размещения машиностроения России..
§ 2. Тяжелое машиностроение.
§ 3. Общее машиностроение.
§ 4. Среднее машиностроение.
§ 5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения..
Глава 3. Проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроения в нашей стране.
Заключение.
Список использованных источников:
2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие
технику и технологии. [2]
Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что
состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не
просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят
реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение
качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.
Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-
экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она
обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил
долю убыточных предприятий.
Численность безработных в
увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Официальные
статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица
(занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности
уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-
петербургским центром «Труд-мониторинг» показало, что доля рабочих
машиностроительной
отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла. Среди занятых на
машиностроительных
этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них
регулярно месяц и более
задерживается выплата
Особенно тяжелая ситуация
сложилась в оборонном
производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по
машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности
и в производстве спецсредств связи. Сохраняется отставание и в заработной
плате: в 1997г. она составляла 78% от среднего уровня по промышленности. [16]
Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из
исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за
границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия
ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые
области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать
меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то
в ближайшее время
будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-
ориентированной рыночной экономики в России.
Заключение
Целью данной работы явилось исследование проблем и перспектив развития
машиностроительного комплекса РФ. В ходе исследования были рассмотрены
следующие вопросы:
· Состав и значение машиностроительного комплекса;
· Внутри – и межотраслевые связи;
· Характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и
развивающихся стран мира;
· Особенности развития и размещения предприятий машиностроительного
комплекса РФ;
· Статьи экспорта машиностроения;
· Проблемы и перспективы развития машиностроения в России.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что:
1. Машиностроение
является базовой отраслью
На его основе осуществляется техническое перевооружение всей промышленности
страны.
2. Машиностроительный комплекс имеет тесные внутри – и межотраслевые
связи с большинством отраслей народного хозяйства страны, в особенности с
черной и цветной металлургией, лесной и химической промышленностью. Нельзя не
отметить, что с распадом СССР нарушились межотраслевые и кооперационные
связи.
3. Существуют
значительные различия в
стран. Россия вместе с США, Германией и Японией входит в группу стран,
обладающих полной номенклатурой продукции.
4. Машиностроение
относится к отраслям «
тоже время на размещение предприятий оказывает влияние ряд факторов:
наукоемкость, металлоемкость, трудоемкость, близость потребителя.
5. В настоящее время в структуре экспорта машиностроения преобладает
продукция ВПК и тяжелого машиностроения, что тормозит развитие
машиностроительного комплекса в целом.
6. Для машиностроения
России в настоящее время
производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью
утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал,
имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что
машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего
развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным
распадом СССР и изменением
структуры
Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России
выйти на мировой рынок
с высокотехнологичной
выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема
промышленности России в целом.
Список использованных источников:
1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения //Вестник
машиностроения.-1997.-№ 4.-С.42-43.
2. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в
условиях осуществления
социально-экономических
машиностроение .-1996. – С.3-5
3. Борисов В.Н. Машиностроение: реструктуризация и
конкурентоспособность. // Экономист №7 1999 г. стр. 37-46.
4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор
развития Российской экономики // Проблемы прогнозирования. – 1997. –
№6.-С.81-89
5. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-1998.-№1.-С.53-61
6. Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru
7. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и
социальная география, справочные материалы, М. 1994 г.
8. Ионов М.А. Инновационная сфера: состояние и перспективы
//Экономист №10, 1993, стр. 37-46.
9. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение
производительных сил, М. 1994 г.
10. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации
машиностроительного комплекса. // Промышленность России, № 3 март 1999г.
11. Кубанцева В.В. К анализу современного состояния
машиностроительного комплекса // Тяжелое машиностроение. – 1997. – №2. – С.39.
12. Кудинов А. А.О приоритетных направлениях развития машиностроения
// Вестник Машиностроения, №9 1999 г. стр. 42-43.
13. Машины и оборудование // БИКИ №128, 27 октября 1998г. стр. 10 –11
14. Морозова Т.Г. Региональная экономика, М. 1995г.
15. Положение в
16.05.1996, стр. 3-5.
16. Прокопенко Д.А. Броня на вывоз // Коммерсант. Власть.-1998.-№8.-С.14-15.
17. Ром В.Я., Дронов В.П. География России; население и хозяйство:
учебник для общеобразовательных учебных заведений, М. 1995 г.
[1] Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром
В.Я. Экономическая и социальная география, справочные материалы, М. 1994 г.
[2] Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г.
[3] Сайт Госкомстата www.gks.ru
[4] По данным журналов «РИСК» 1997 №3-4,
«Внешняя торговля» 1999 №3, БИКИ №23 29.02.00.
[5] По данным журналов «РИСК» 1997 №3-4,
«Внешняя торговля» 1999 №3, БИКИ №23 29.02.00.
Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России