Теоретические основы организации транспортных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов и пассажиров при минимизации затрат на транспортировку. Между производителем груза и его потребителем создается сложная система транспортных взаимоотношений, которая должна обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Целью работы является определение оптимальных условий транспортных перевозок в организации. Задачами выпускной квалификационной работы является:
1. Изучить основы системы транспортных перевозок. 2. Проанализировать систему транспортных перевозок в ООО «ТРАКТ». 3. Предложить оптимальные условия транспортных перевозок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК………………………………………………………………………… 8
1.1. Понятие транспорта, его экономическая сущность………………..………… 8
1.2. Транспортная логистика. Эксплуатационные качества подвижного состава автомобильного транспорта………………….…………………………………… 15
1.3. Выбор способа транспортного обеспечения……………..……………………31
Глава2.СИСТЕМА ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОКВ ООО «ТРАКТ»……... 41
2.1. Организационно-правовая структура ООО «ТРАКТ»…………………….….41
2.2. Анализ системы транспортных перевозок в ООО «ТРАКТ»………………..51
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В ООО « ТРАКТ» ………………………………………………………………… .57
1. Меры по ликвидации простоев грузового транспорта…………………………57
2. Лизинг в качестве капиталосберегающей формы инвестирования……………………………………………………..……………69
3.3.Организационные мероприятия по оптимизации транспортных
перевозок…………………………………………………………..………………….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................................................79
Список использованных источников и литературы ........................................... ….84
Приложение ……………………………………………………..………………. 88

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 123.46 Кб (Скачать документ)

Компактность  транспортного средства оценивается  коэффициентом использования габаритных размеров (отношение внутренней площади  кузова к длине автомобиля). Оба этих коэффициента имеют близкие значения, так как ширина кузова и ширина автомобиля отличаются незначительно.

Используется  также коэффициент компактности, рассчитываемый как отношение грузоподъемности к габаритной площади автомобиля.

Показатели  компактности транспортных средств определяют размеры требуемых площадей для стоянки подвижного состава и для маневрирования в пунктах погрузки и разгрузки.

Проходимость  автомобиля определяет возможность  выполнения перевозок в трудных  дорожных условиях – в карьерах, на строительных площадках и т.д.

Проходимость  зависит от числа ведущих осей, совпадения колеи передних и задних колес, отношения массы, приходящейся на ведущие колеса, к полной массе  автомобиля и других характеристик.

К наиболее важным эксплуатационным качествам подвижного состава относится  грузовместимость - наибольшее количество груза, которое может быть единовременно  перевезено транспортным средством.

Грузовместимость  зависит от объемной массы (плотности) перевозимого груза, его геометрической формы и определяется двумя основными паспортными характеристиками автомобиля:

  • номинальная грузоподъемность;
  • внутренний объем кузова автомобиля.

Геометрическая  форма перевозимого груза определяет степень использования внутреннего  объема кузова, которая оценивается отношением полезного объема (то есть занятого грузом с учетом упаковки).

От объемной массы груза зависит, будут ли полностью использоваться грузоподъемность и  внутренний объем кузова автомобиля.

Предельное  количество перевозимого груза ограничивается грузоподъемностью автомобиля. Грузоподъемность автомобиля будет полностью использоваться во всех случаях, когда объемная масса груза будет равна или будет превышать удельную объемную грузоподъемность.

Если же плотность  груза будет меньше удельной объемной грузоподъемности автомобиля, то при полном использовании объема кузова его номинальная грузоподъемность будет использоваться не полностью.

Наиболее рационально  будет использование автомобиля для перевозки такого груза, плотность  которого количественно равна или близка удельной объемной грузоподъемности. В этом случае полностью используются и грузоподъемность, и внутренний объем кузова.

Если объемная масса груза значительно превышает  удельную объемную грузоподъемность автомобиля, то это приводит к тому, что весь объем кузова не используется. То есть транспортное средство имеет завышенные размеры кузова, излишнюю металлоемкость и массу применительно к перевозке груза данной плотности.

Если объемная масса груза меньше, чем удельная объемная грузоподъемность автомобиля, то необходимо проведение специальных мероприятий по повышению использования грузоподъемности транспортного средства. В противном случае кузов автомобиля будет заполнен полностью, а грузоподъемность будет недоиспользована, как это может быть при перевозке мягкой игрушки. Наиболее распространенным способом более полного использования грузоподъемности автомобиля является наращивание бортов. При расчете наращивания бортов надо иметь в виду ограничение полной высоты автомобиля с грузом, предусматриваемого правилами дорожного движения.

Компактная  укладка груза в кузове, более  полное использование его объема также обеспечивает улучшение использования  грузоподъемности. Важное место занимает рациональный подбор транспортных средств  применительно к перевозке конкретного вида груза, так чтобы значение плотности груза было близко к объемной удельной грузоподъемности автомобиля. Эффективно также использование специализированного подвижного состава.

Перемещение различных  грузов осуществляется по маршруту , который представляет собой установленный, а при необходимости и оборудованный путь следования транспортного средства между начальным и конечными пунктами. Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учётом объёма перевозок грузов, направления перевозок, дальности перевозок, загруженности транспортных путей сообщения, эффективности доставки грузов.

Основными задачами маршрутизации являются:

  • организация движения;
  • минимизация сроков доставки грузов;
  • безопасность движения;
  • эффективное использование транспортных средств;
  • выполнение планов и графиков перевозок.

Элементы процесса разработки и реализации транспортно- технологической схемы доставки:

1. Анализ условий доставки и имеющихся ограничений.

2. Разработка вариантов транспортно- технологических схем.

3. Оценка конкурирующих вариантов организации доставки.

4. Выбор транспортно-технической схемы доставки.

5. Заключение договоров, составление инструктивных материалов.

6. Осуществление доставки согласно выбранной схеме.

7. Расчеты за выполненные услуги по доставке.

8. Контроль и анализ выполненной доставки.

Традиционные  методы торговых поставок предусматривают  ряд этапов.

Обычно в  число этих этапов относят:

1. Оптовые закупки товара у фирмы-поставщика или непосредственно у производителя.

2. Доставку и выгрузку на собственный склад.

3. Размещение на хранение.

4. Приём заказов у покупателей.

5. Формирование партий товара в соответствии с заказами.

6. Организация доставки товара покупателям от собственного склада напрямую через распределительную сеть.

Нередко возможно изменение  порядка, когда товар у оптовика или производителя приобретается  под конкретный заказ крупного покупателя и доставляется ему без перегрузки на собственные складские площади  напрямую от оптовика (производителя).

Показателем эффективности  транспортно-технической схемы чаще выбирают приведённые расходы на доставку 1т. груза.

Для каждого  этапа подбирается исполнитель, для чего заключается соответствующий  договор с грузовладельцем или  основным оператором перевозки. Рассчитывается предварительная стоимость транспортных услуг.

Транспортно- технологическая  схема доставки товара в общем  случае включает в себя ряд основных этапов:

1. Формирование грузовых единиц. Формирование грузовой единицы представляет собой подготовку продукции к передаче на транспорт. Основными видами затрат на этом этапе являются эксплуатационные расходы и капитальные вложения.

2. Погрузка сформированных единиц на транспортные средства. На этом этапе происходит взаимодействие двух звеньев логистической цепи: склада грузоотправителя и транспортных средств перевозчика.

3. Подвоз грузов к терминалу магистрального вида транспорта. Этот этап может отсутствовать, если доставка осуществляется от грузоотправителя к грузополучателю. Однако система распределения обычно включает в себя ряд звеньев, на которых осуществляется сортировка, группировка и перераспределение грузовых единиц.

4. Объединение (консолидация) на терминале грузовых единиц, имеющих адреса доставки в одном направлении. На терминале выполняются транспортно- складские операции по переформированию грузовых единиц и погрузка на магистральный транспорт.

5. Перевозка грузов магистральными видами транспорта.

6. Транспортно- складские операции на этапе выгрузки грузов в терминале пункта назначения груза.

7. Вывоз груза с терминала магистрального вида транспорта и доставка его на снабженческо-сбытовые базы (складские распределительные центры).

8. Доставка груза с базы конечному потребителю. На этом этапе также осуществляется взаимодействие транспортных и погрузочно-разгрузочных средств. Используются в основном автомобили малой и средней грузоподъёмности.

9. Контроль выполнения доставки в соответствии с транспортно-технологической схемой. Производится оценка эффективности выбранной схемы и качества работы исполнителей. Производятся окончательные финансовые взаиморасчёты.

Организационные принципы транспортировки

Существуют  два основных принципа организации  транспортировки:

  • экономия за счёт масштаба грузоперевозки;
  • экономия за счёт дальности маршрута.

Рассмотрим  их более подробно.

Экономия за счёт масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стоимость простоев, погрузка-разгрузка, эксплуатационные расходы и т.д.).

Экономия за счёт дальности маршрута происходит за счёт сокращения стоимости перевозки  груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счёт масштаба грузоперевозки.

Длительный  опыт работы транспорта в рыночных условиях в ведущих государствах мира показал , что регулирование транспортной деятельности необходимо по следующим основным причинам: высокий уровень естественного монополизма на транспорте, жёсткая конкуренция на рынке автоперевозок, необходимость перераспределения прибыли в обеспечивающую автоперевозки инфраструктуру (дороги, сервис и т.д.).

Транспортный  комплекс составляют Зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели , осуществляющие на воздушном, речном, морском, автомобильном транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание автодорог и сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием других путей сообщения, с проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

Регулирование деятельности транспортных предприятий  выполняет Российская транспортная инспекция (РТИ), которая имеет территориальные  подразделения. Территориальные подразделения  РТИ непосредственно контактируют с организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере транспортного комплекса.

Основным методом  регулирования работы автоперевозчика  в Российской Федерации является лицензирование, которое осуществляют территориальные отделения РТИ  в соответствии с Положением о  лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В соответствии с этим положением лицензированию подлежат перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъёмностью свыше 3.5т.

Законодательные документы, регламентирующие условия  и правила транспортных перевозок, определяют обязанности, права и ответственность транспортных организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся транспортом. Регламентируют порядок составления и выполнения плана и основные условия перевозок грузов, а также взаимоотношения транспортных организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся транспортом, регламентируют порядок составления и выполнения плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также взаимоотношения транспортных организаций между собой и потребителями продукции.

В транспортных уставах содержатся все важнейшие  требования к хозяйству, предназначенному для выполнения грузовых и коммерческих операций и для обслуживания пассажиров. Они содержат требования, направленные на улучшения использования подвижного состава и обеспечение сохранности провозимых грузов. В уставах изложены основные положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа, а порядок выполнения коммерческих операций изложен в Правилах перевозок грузов.

При перевозке грузов заключается  договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить  груз, полученный от отправителя (грузоотправителя), в пункт назначения уполномоченному  на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Договоры перевозки подразделяются на долгосрочные (регулярные перевозки) и краткосрочные (разовые заказы).

На различных  видах транспорта договор на перевозку  грузов имеет различное содержание и свои особенности.

Так, договором  перевозки на железнодорожном транспорте является накладная, которая оформляется  отправителем груза. Оформленная накладная  принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого между отправителем и железной дорогой.

После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приёме груза к  перевозке. Квитанция – важный юридический  документ, свидетельствующий о приёме железной дорогой груза от отправителя.

Для автотранспортных организаций установлен типовой  договор на перевозку грузов.

Водителю грузового  автомобиля при выпуске автомобиля на линию выдаётся путевой лист, который является основным перевозочным документом учёта работы. Он выдаётся водителю, как правило, только на один день, смену и должен быть возвращён  по окончании работы.

Долгосрочные  договоры чаще всего заключаются  с грузоотправителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости  могут продляться на следующий год. Долгосрочный договор на перевозку  груза должен содержать:

Информация о работе Теоретические основы организации транспортных перевозок