Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:55, курсовая работа
В данной курсвой работе произведен тягово-динамический расчет сочлененного троллейбуса на 165 пассажиров, включающий в себя расчет снаряженной и полной массы, расчет потребной мощности тягового электродвигателя, подбор тягового двигателя по каталогу, построение естественной механической и электромеханической характеристик, расчет передаточного числа трансмиссии и радиуса ведущих колес. По произведенным расчетам была построена тягово-скоростная характеристика. Также были определены разгонные свойства троллейбуса и величина преодолеваемого подъема.
В ходе работы произведен расчет коридора движения сочлененного троллейбуса с идеальной рулевой трапецией. Для этих целей была написана программа в среде Mathcad.
Введение 5
1 Условия работы подвижного состава ГЭТ и требования к нему 6
2 Тягово-динамический расчет подвижного состава 9
2.1 Расчет снаряженной и полной массы троллейбуса 9
2.2 Расчет потребной мощности тягового электродвигателя (ТЭД) и выбор его по каталогу 9
2.3 Построение естественной электромеханической и механической характеристик ТЭД 11
2.4 Определение передаточного числа трансмиссии и расчётного радиуса ведущих колёс 15
2.5 Построение тягово-скоростной характеристики 15
2.6 Определение разгонных свойств 19
2.7 Определение величины преодолеваемого подъема 24
3 Индивидуальное задание. Расчет коридора движения сочлененного троллейбуса с идеальной рулевой трапецией 26
3.1 Теоретическое состояние вопроса 26
3.2 Математическая модель расчета коридора движения 28
троллейбуса 28
3.3 Исходные данные для расчета 30
3.4 Результаты расчета 30
3.5 Анализ результатов расчета 31
Заключение 33
Предметный указатель 34
Список использованных источников 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория подвижного состава»
по теме:
«Тягово-динамический расчёт сочлененного троллейбуса на 165 пассажиров. Расчет коридора движения сочлененного троллейбуса с идеальной рулевой трапецией»
Выполнил:
Проверил
Минск 2011
РЕФЕРАТ
36 с., 14 рис., 6 табл., 9 источников
СОЧЛЕНЕННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС, ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ, ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, ПОЛНАЯ МАССА, ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО ТРАНСМИССИ, ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЯГОВО-СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КОРИДОР ДВИЖЕНИЯ
В данной курсвой работе произведен тягово-динамический расчет сочлененного троллейбуса на 165 пассажиров, включающий в себя расчет снаряженной и полной массы, расчет потребной мощности тягового электродвигателя, подбор тягового двигателя по каталогу, построение естественной механической и электромеханической характеристик, расчет передаточного числа трансмиссии и радиуса ведущих колес. По произведенным расчетам была построена тягово-скоростная характеристика. Также были определены разгонные свойства троллейбуса и величина преодолеваемого подъема.
В ходе работы произведен расчет коридора движения сочлененного троллейбуса с идеальной рулевой трапецией. Для этих целей была написана программа в среде Mathcad.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Условия работы подвижного состава ГЭТ и требования к нему 6
2 Тягово-динамический расчет подвижного состава 9
2.1 Расчет снаряженной и полной массы троллейбуса 9
2.2 Расчет потребной мощности тягового электродвигателя (ТЭД) и выбор его по каталогу 9
2.3 Построение естественной электромеханической и механической характеристик ТЭД 11
2.4 Определение передаточного числа трансмиссии и расчётного радиуса ведущих колёс 15
2.5 Построение тягово-скоростной характеристики 15
2.6 Определение разгонных свойств 19
2.7 Определение величины преодолеваемого подъема 24
3 Индивидуальное задание. Расчет коридора движения сочлененного троллейбуса с идеальной рулевой трапецией 26
3.1 Теоретическое состояние вопроса 26
3.2 Математическая
модель расчета коридора
троллейбуса 28
3.3 Исходные данные для расчета 30
3.4 Результаты расчета 30
3.5 Анализ результатов расчета 31
Заключение 33
Предметный указатель 34
Список использованных источников 35
Городской электрический транспорт (ГЭТ) имеет важное значение для экономики каждой технически развитой страны.
В целом Республика Беларусь имеет высокоразвитый городской электрический транспорт для перевозки пассажиров (метрополитен, троллейбусы и трамваи). В достаточно плотно населенных городах наряду с городским электрическим транспортом пассажироперевозки осуществляются автобусами, маршрутными такси и легковыми автомашинами, которые загрязняют атмосферу выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания. В мире борьба за экологическую чистоту многонаселенных городов ведется путем широкого применения экологически чистого транспорта, изменения маршрутов загрязняющего транспорта и его сокращения в городах.
В данной работе выполнен тягово-динамический расчет сочлененного троллейбуса на 165 пассажиров, который является необходимым при проектировании новых транспортных средств. Актуальность данного расчёта заключается в том, что от правильного выбора тягового электродвигателя зависят тягово-динамические характеристики подвижного состава и расход электроэнергии. Выбор двигателя производят по потребной мощности. Данный расчёт производится по стандартным формулам для расчёта подвижного состава ГЭТ.
В результате расчёта выбран тяговый электродвигатель, получена тягово-скоростная характеристика и определена величина преодолеваемого подъёма.
Также в данной работе рассчитан коридор движения сочлененного троллейбуса на базе АКСМ 333 и составлена программа в среде Mathcad.
Характерной особенностью развития современного общества является высокий темп роста городов и численности городского населения. Развитие городов сопровождается значительным расширением их территории, строительством новых микрорайонов с одновременным увеличением расстояния между жилой территорией, местами приложения труда и культурно-бытовыми центрами, зонами отдыха. В результате растет общая подвижность населения, проявляющаяся в увеличении числа и дальности поездок жителей, и возрастает актуальность проблемы дальнейшего совершенствования системы общественного городского транспорта.
Современный городской электрический транспорт является массовым общественным для маршрутного обслуживания населения. Он должен обеспечивать:
– высокую надежность и безопасность движения;
– максимум удобств для пассажиров при минимальной стоимости перевозок;
– хорошую маневренность и высокие тягово-динамические свойства при работе в общем транспортном потоке;
– минимальный шум при работе;
– уровень экологической безопасности, отвечающей нормативным требованиям;
– повышение комфортности
езды (плавность разгона и
Троллейбус — это транспортное средство, приводимое в движение электрическим двигателем и предназначенное в первую очередь для перевозки пассажиров по маршрутам. Как вид транспорта троллейбус является безрельсовым городским транспортом. В отличие от автобуса он связан с трассой контактной сетью централизованного электроснабжения, которое в совокупности со свойствами электрической тяги дает троллейбусу ряд неоспоримых преимуществ перед автобусами.
По условиям токосъема троллейбус эксплуатируется только на улицах с усовершенствованным покрытием, для которых допускаются уклоны и подъемы, не превышающие 9%.
Преимущества троллейбуса перед автобусами:
• взамен дорогого жидкого топлива троллейбусы расходуют электрическую энергию, вырабатываемую на гидроэлектростанциях, тепловых электрических станциях при сжигании низкосортных топлив (низкосортного каменного угля, торфа, сланцев) или на атомных электростанциях;
• троллейбусы не загрязняют воздушный бассейн городов продуктами загазованности;
• отличаются более высокими динамическими характеристиками и удельными весовыми показателями;
• скорость движения троллейбусов и динамика разгона практически не зависят от степени заполнения пассажирского салона;
• троллейбусы могут отбирать от контактной сети практически любую мощность и не перевозят на себе запас топлива, что, кроме того, обеспечивает высокую пожаробезопасность (так, при возгорании автобуса очень велика опасность взрыва);
• ввиду использования электрического привода троллейбус обладает высокими показателями динамической комфортабельности (в первую очередь плавность хода, разгона и торможения);
• троллейбусы менее шумны, на порядок комфортнее автобусов
• троллейбусы обладают высокими эксплуатационными характеристиками в зимних условиях вследствие отсутствия системы охлаждения и более надежной работы электрического двигателя в широком температурном диапазоне.
К изделиям ГЭТ предъявляют следующие требования:
По сложившейся на настоящее время системе перевозок пассажиров городским транспортом последний состоит из трех основный видов: метрополитен, трамваи, троллейбусы и комбинированные. К каждому из видов ГЭТ с учетом особенности каждого, предъявляются и самостоятельные отдельные технические требования, достаточно широко регламентируемые ГОСТ 7495-70 и ГОСТ 8802-78.
Общие требования, предъявляемые к троллейбусам:
60 км/ч – на горизонтальном участке дороги;
43 км/ч – на подъеме с уклоном 3 %.
–время разгона троллейбуса с места на горизонтальном участке дороги до скорости 50 км/ч – не более 26 с.
Оценку качества троллейбуса необходимо производить по определенным показателям, зависящим от условий эксплуатации. К основным его показателям относятся: массовая характеристика; габариты; полезная площадь; вместимость; проходимость и маневренность; динамические показатели и плавность хода; удельный расход электрической энергии.
Снаряженная масса – масса троллейбуса или трамвая в снаряженном состоянии, но без водителя, кондуктора и пассажиров.
Обработав данные по снаряженным массам троллейбусов и трамваев в зависимости от номинального числа перевозимых пассажиров (все места для сидения заполнены, а на один квадратный метр полезной площади пола салона приходится 5 пассажиров), на кафедре «Тракторы» БНТУ была получена следующая эмпирическая формула для расчета снаряженной массы сочлененного троллейбуса в зависимости от номинального числа пассажиров:
где Zпас – номинальное число перевозимых пассажиров.
Снаряженная масса сочлененного троллейбуса на 165 пассажиров:
Полная масса – масса снаряженного подвижного состава с водителем, кондуктором и пассажирами, которая определяется по формуле:
где mсн, mпас, mб – массы соответственно снаряженного троллейбуса, пассажира, багажа. (mпас =75 кг), багажа (mб = 5кг).
Потребную мощность , кВт тягового электродвигателя определяем по формуле [1, стр. 99]:
где максимальная скорость движения,
КПД трансмиссии,
число тяговых двигателей,
ускорение свободного падения,
площадь лобового сопротивления,
коэффициент сопротивления воздуха,
коэффициент дорожного сопротивления.
Исходными данными для расчета троллейбуса являются:
75 км/ч [2, с.345],
,
9,81м/с2,
7,0 м2 ,
0,4 кг/м3 [2, с.345],
0,04 [1, с.99].
Коэффициент полезного действия трансмиссии характеризует потери мощности в трансмиссии и равен произведению коэффициентов полезного действия ее механизмов (карданная передача, механизмы ведущего моста) [1, cтр. 100]:
где – КПД механизмов ведущего моста,
– КПД карданной передачи,
– КПД главной передач,
– КПД карданного шарнира.
Для проектных расчетов рекомендуются следующие значения КПД отдельных механизмов трансмиссии: карданного шарнира ; главной передачи ; колесной передачи (редуктора)
Потребная мощность по формуле (2.2.1) равна:
.
Далее по каталогу [3, стр. 360–361] выбираем двигатель с соответствующей мощностью:
Двигатель ДК-211А:
– Возбуждение: последовательное;
– Мощность номинальная ;
– Номинальное напряжение ;
– Частота вращения, об/мин:
– номинальная: 1750,
– максимальная: 3900,