Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:54, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль. Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.
Целью данной работы является рассмотрение механизма и особенностей организации железнодорожных перевозок в России.
Введение 3
I. Теоретические аспекты организации ж/д перевозок грузов 5
1.1. Преимущества и недостатки организации ж/д перевозок 5
1.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта 8
1.3. Договор перевозки на железнодорожном транспорте 12
1.4. Правила приема грузов к перевозке на железной дороге 14
1.5. Правила выдачи грузов на железной дороге 16
1.6. Упаковка и маркировка грузов при перевозке железнодорожным транспортом 18
II. Особенности организации грузовых перевозок в России 20
2.1. Динамика объемов грузовых перевозок 20
2.2. Конкурентная среда на российском транспортном рынке грузовых перевозок 24
2.3. Повышение качества транспортного обслуживания 30
2.4. Повышение эффективности перевозочного процесса 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Конкретные условия, предъявляемые к состоянию груза, его упаковке и маркировке, приведены в правилах перевозок грузов на железных дорогах РФ.
Масса тарно-штучных грузов устанавливается по предъявлении их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто.
Количество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог).
Следует укладывать грузы равномерно, плотно, при необходимости надежно закреплять для исключения возможности сдвига, падения, навала на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а также для обеспечения сохранности вагона при погрузке, выгрузке и непосредственно транспортировке.
При предъявлении к перевозке
грузов с маркировкой, предупреждающей
о хрупкости, погрузочные работы
должны производиться очень осторожно,
в соответствии с технологией. Грузы,
на упаковке которых имеются
Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей на 25 см.
В случае недогрузки вагонов
в соответствии с техническими нормами
до полной вместимости или
Время приема груза, подготовленного к перевозке, удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.
Железная дорога обязана извещать грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения в установленные сроки, с указанием наименования и количества груза, а также вида подвижного состава. Уведомление о подаче прибывших вагонов производится начальником станции не позднее, чем за 2 часа до подачи.
При установлении порядка
и способа уведомления о
Предварительные сведения о
подходе грузов к станции назначения
предоставляются при наличии
договора, заключенного между железной
дорогой и грузополучателем.
Разовая доверенность выдается ответственному лицу для получения груза по определенной накладной и при оформлении выдачи груза станцией прилагается к дорожной ведомости.
Постоянная доверенность выдается лицу, ответственному за прием груза, на конкретный срок. Ответственное лицо во время приемки груза должно иметь при себе копию постоянной доверенности с распиской работника станции, принявшего оригинал доверенности, и календарным штемпелем станции.
Доверенное лицо, получающее груз, по требованию работников станции обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность. По предъявлении прибывшего груза получатель и представитель грузовой станции обязаны осмотреть подвижной состав (вагон или контейнер), для того чтобы удостовериться в исправности вагона (контейнера), наличии пломб и правильности данных на них (информация на пломбах дублируется в вагонном листе). При перевозке груза в открытом подвижном составе представители обеих сторон должны убедиться в отсутствии следов утраты груза.
Выдача груза производится
одновременно с проверкой и последующим
оформлением коммерческого
В ситуации, когда выгрузка
груза производится силами грузополучателя,
вагоны под выгрузку подаются по предварительным
уведомлениям и через оговоренные
интервалы времени. Порядок подачи
и уборки вагонов под погрузочно-
После приема груза и осуществления
расчетов за его транспортировку
получателю выдается накладная под
расписку в дорожной ведомости. В
дорожной ведомости указываются
дата выдачи груза, номер и дата выдачи
доверенности, номер расчетного счета
и наименование отделения банка,
последние два реквизита
В случаях, когда грузы
при перевозке нуждаются в
предохранении от утраты или порчи,
когда при транспортировке груз
может повредить подвижной
Транспортная и
При отправлении груза мелкой отправкой должно маркироваться каждое грузовое место. При повагонной отправке, за исключением грузов, перевозимых навалом, на вагон маркируется не менее 10 мест, которые размещаются у дверей вагона.Если перевозка определенных видов грузов требует особых условий ввиду свойств этих грузов, отправитель должен также поместить на данных местах маркировку, обеспечивающую осторожное обращение с грузом.
После принятия груза к перевозке вагон пломбируется пломбами железной дороги и грузоотправителя, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны быть наложены таким образом, чтобы исключить возможность доступа в вагон без повреждения пломб. Пломбированию подлежат все крытые и изотермические вагоны. В таких вагонах пломбируются двери и все остальные отверстия, за исключением вентиляционных, закрытых изнутри решетками, и т.п. У вагонов-цистерн подлежат пломбированию все наливные и сливные приборы.
Когда вагон пломбируется грузоотправителем, пломбы должны содержать следующую информацию: наименование станции (в случае необходимости сокращенное); дату наложения пломбы или контрольные знаки; сокращенное наименование отправителя.
Одной из основных задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте является развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами. В течение длительного периода государственные приоритеты по созданию необходимых ресурсов для инвестиций отдавались другим отраслям промышленности за счет ограничения темпов индексации цен (тарифов) субъектов естественных монополий.
На протяжении всего периода
становления в России рыночных отношений,
особенно во время преодоления негативных
последствий кризисных явлений
конца 90-х годов, мирового финансового
кризиса 2008-2009 годов, на железнодорожный
транспорт возлагалась роль стабилизирующего
звена в экономике страны. Предпринятые
на государственном уровне жесткие
ограничительные меры тарифного
регулирования в отношении
По итогам работы в 2010 году погрузка составила 1205,8 млн. тонн (3303,5 тыс. тонн в сутки), что выше уровня 2009 года на 97,6 млн. тонн, или на 8,8%. Высокая динамика во многом обусловлена низким базовым значением погрузки (спад погрузки в 2009 году составил 15%). Значительный прирост погрузки (более 50%) к уровню 2009 года обеспечен за счет нефтяных грузов (10,8%) каменного угля (3,9%) и строительных грузов (11,2%).
Погрузка грузов 1-го класса увеличилась по сравнению с 2009 годом на 49,8 млн. тонн, или на 7,6%, грузов 2-го класса – на 28,0 млн. тонн, или на 8,9%, грузов 3-го класса – на 19,8 млн. тонн, или на 14,0% (рис. 1,2).
Рис. 1. Доли доходов по классам грузов, %
Рис. 2. Доли объемов по классам грузов, %
Максимальное увеличение погрузки относительно уровня 2009 года достигнуто по следующим группам грузов:
В общем объеме погрузки доля нефтяных грузов возросла на 0,4% (с 20,6% в 2009 году до 21,0% в 2010 году), черных металлов на 0,2% (с 5,8% в 2009 году до 6,0% в 2010 году), удобрений – на 0,3% (с 3,5% в 2009 году до 3,8% в 2010 году). При этом доля угля, железной руды, лесных грузов и зерна снизилась на 1,1%, 0,2%, 0,3% и 0,5%. Росту погрузки способствовало повышение уровня использования потенциальной грузовой базы (рис.3).
Рис. 3. Максимальное увеличение погрузки по грузам, тыс. тонн
Факторный анализ показывает, что при увеличении объема погрузки грузов по сети железных дорог в 2010 году на 97,6 млн. тонн, прирост погрузки в результате увеличения объемов производства продукции составил 91,7 млн. тонн.
При этом улучшилось использование потенциальной грузовой базы железнодорожного транспорта по отдельным группам грузов (рис. 4). Это способствовало росту их погрузки, в частности:
Рис. 4. Доля погрузки различных категорий грузов, %
В то же время по углю, железной руде, дизельному топливу, удобрениям, лесным грузам, строительным грузам и ряду других грузов использование грузовой базы ухудшилось, что явилось ограничивающим фактором для увеличения погрузки этих групп грузов.
Информация о работе Железнодорожный транспорт. Перевозка грузов