Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:54, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль. Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.
Целью данной работы является рассмотрение механизма и особенностей организации железнодорожных перевозок в России.
Введение 3
I. Теоретические аспекты организации ж/д перевозок грузов 5
1.1. Преимущества и недостатки организации ж/д перевозок 5
1.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта 8
1.3. Договор перевозки на железнодорожном транспорте 12
1.4. Правила приема грузов к перевозке на железной дороге 14
1.5. Правила выдачи грузов на железной дороге 16
1.6. Упаковка и маркировка грузов при перевозке железнодорожным транспортом 18
II. Особенности организации грузовых перевозок в России 20
2.1. Динамика объемов грузовых перевозок 20
2.2. Конкурентная среда на российском транспортном рынке грузовых перевозок 24
2.3. Повышение качества транспортного обслуживания 30
2.4. Повышение эффективности перевозочного процесса 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Вагоны характеризуются
грузоподъемностью и
Для определения качественности коммерческой работы железной дороги рассчитывается технический коэффициент вагона (Кт), который показывает, насколько эффективно используются мощность локомотива, провозная и пропускная способность дорог:
,
где Рт - масса тары вагона;
q - грузоподъемность вагона.
Погрузочный коэффициент тары вагона Кпт определяется по формуле
,
где Ргр - масса груза.
Коэффициент удельного объема вагона ( ) позволяет определить еще один важный коммерческий фактор - чем выше значение этого коэффициента, тем более широкая номенклатура грузов может перевозиться в этом вагоне с полным или близким к полному использованию грузоподъемности:
,
где Пв - полный объем вагона.
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона ( ) является обратным коэффициенту удельного объема вагона - чем он ниже, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным или близким к полному использованием его грузоподъемности:
.
Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается по формуле
.
Коэффициент использования вместимости определяется так:
,
где Пгр - объем груза в вагоне.
Чем выше значение двух вышеприведенных коэффициентов, тем более эффективно используются грузоподъемность и вместимость вагона.
Железная дорога стремится
к улучшению технологических
коэффициентов использования
Прибытие и отправление
грузов осуществляются на грузовых станциях.
Грузовая станция представляет собой
комплекс путевых и грузовых устройств,
технических и служебных
Грузовые станции выполняют разного рода операции:
В зависимости от доминирования той или иной грузовой операции грузовые станции разделяются следующим образом:
погрузочные - выполняют преимущественно погрузочные работы. Такие станции, как правило, располагаются вблизи крупных предприятий добывающей промышленности, осуществляющих крупное производство (добычу) и отправку массовых грузов (угля, нефти, руды и др.);
выгрузочные - количество разгрузочных операций превышает количество погрузочных. В большинстве своем к такому виду относятся станции крупных населенных пунктов, куда прибывает и где потребляется большое количество товаров;
погрузочно-выгрузочные - количество погрузочных и разгрузочных работ приблизительно одинаковое. Такие станции расположены вблизи крупных промышленных производств, потребляющих много сырья и изготовляющих большой объем продукции;
перегрузочные - выполняют перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой.
В зависимости от характера и назначения грузовые станции разделяются на неспециализированные (предназначенные для широкой номенклатуры грузов) и специализированные. На неспециализированных станциях производятся работы с тарно-штучными и навалочными грузами, контейнерами и другими видами грузов. Специализированные станции перерабатывают только один определенный вид груза. На контейнерных терминалах работа осуществляется только с контейнерами, хотя номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, очень широкая.
Главные показатели работы грузовой станции - мощность и пропускная способность - обеспечивают соблюдение следующих условий:
Грузовые и коммерческие операции выполняются при помощи следующих сооружений и устройств:
Площадь, на которой размещены эти устройства и сооружения, называется грузовым двором. На грузовых дворах осуществляются следующие виды работ: прием, погрузка, выгрузка, выдача, сортировка, временное хранение груза и другие операции. Грузовые дворы оснащены весоизмерительными приборами. Весовое хозяйство железных дорог помимо непосредственно весов включает также технические средства для их монтажа, ремонта и проверки.
Для осуществления расчетов и оформления перевозочных документов на станциях существуют товарные конторы и товарные кассы. Товарная контора занимается оформлением перевозочных документов, ведет денежные расчеты, расчеты по перевозкам, сборам и штрафам, информирует о прибытии грузов, ведет оперативный учет выполнения перевозок, принимает заявки на подачу вагонов и др.
В настоящее время на сети железных дорог действует Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), которая осуществляет программу, направленную на повышение качества транспортных услуг.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, заполняемая отправителем.
Накладная - основной перевозочный документ, сопровождающий груз до станции назначения. Накладная заполняется отправителем на каждую отправку и при выдаче груза выдается грузополучателю. Накладная является одновременно юридическим и расчетным документом, поэтому заполнять накладную следует без подчисток и помарок, а изменения информации, содержащейся в накладной, должны заверяться подписью работника дороги и штемпелем станции.
В обязательный комплект сопроводительной документации кроме накладной входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.
Дорожная ведомость - документ расчетно-финансового значения - содержит информацию о сроке доставки груза, сопровождается на всем пути следования, включая переход с дороги на дорогу. По информации, содержащейся в дорожной ведомости, определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов.
Квитанция о приеме груза - документ, который подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя.
Корешок дорожной ведомости - документ, посредством которого рассчитывается провозная плата за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Накладная и дорожная ведомости отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железнодорожного транспорта является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
Накладная должна содержать следующие реквизиты:
Эти же данные заносятся и в остальные вышеупомянутые документы.
Связь между перевозимым грузом и комплектом перевозочных документов на этот груз легче всего установить с помощью маркировки. При помощи нее можно установить принадлежность груза в случае разъединения его и документов.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь следующего вида:
.
В числителе дроби содержится порядковый номер груза, который был присвоен в момент приема груза к перевозке и через тире количество мест; в знаменателе - код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4.
Железная дорога обязана
подать грузоотправителю вагон под
погрузку в срок, установленный железной
дорогой. Транспортные средства должны
быть в состоянии, пригодном для
транспортировки
Отправкой на железнодорожном транспорте считается партия груза, предъявляемая и перевозимая по одной накладной. Различают следующие виды отправок:
Маршрутом называется состав
поезда установленной массы или
длины, сформированный грузоотправителем
или дорогой в соответствии с
правилами технической
Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Обязанности по подготовке
груза к перевозке ложатся
на грузоотправителя. До предъявления
к перевозке груз должен быть приведен
в состояние, которое бы обеспечивало
его транспортабельность и
Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза обнаружены дефекты, которые могут привести к утрате груза, его порче или повреждению, грузоотправитель обязан по требованию станции привести тару или упаковку в состояние в соответствие со ст. 42 Устава железных дорог.
Количество груза, принимаемого к перевозке, устанавливается его массой. Общая масса груза может определяться следующими способами:
Информация о работе Железнодорожный транспорт. Перевозка грузов