Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и рассмотрение проблем и перспектив развития внутреннего туризма в России.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы:
1. Проанализировать состояние внутреннего туризма в России
2. рассмотреть особенности и тенденции развития внутреннего российского туристского рынка на современном этапе
Введение 4
1.Особенности организации внутреннего туризма 6
1.1 Рынок внутреннего туризма 6
1.2 Специфика внутреннего туризма 10
1.2.1 Способы организации внутреннего туризма 10
1.2.2 Проблемы и перспективы развития внутреннего
туризма 14
2.Деятельность турагента ООО «Воронежинтур» на рынке туристских услуг г. Воронежа 21
2.1 Краткая характеристика турагента ООО «Воронежинтур» 21
2.2 Анализ видов деятельности турагента ООО «Воронежинтур» 22
3.Рекомендации по совершенствованию деятельности турагента ООО «Воронежинтур» 28
Выводы и рекомендации 36
Библиографический список 38
Приложение А Схема работы туристского бизнеса 41
Приложение В Соответствие российских курортов представлениям
Туристов 42
Приложение С Замок принцессы Ольденбургской 43
1) независимые туристские агентства (70% от общего количества туристских фирм);
2) сетевые туристские агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы.
Сегодня на рынке туристских услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристских агентств. Эксперты делят рынок туризма на въездной туризм (въезд иностранных граждан в РФ), выездной туризм (выезд российских граждан за рубеж) и внутренний туризм России. При этом, Россия обладает уникальными возможностями как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Разнообразие ландшафтов (равнинные, горные, морские, речные, лесные, тундровые) позволяет развивать множество видов туризма, пляжный отдых, лечение и оздоровление. Несмотря на глобальные катаклизмы, ежегодный прирост рынка туризма за последние годы составляет 20-25% в год. Быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и рост цен на них, как правило, не оказывает решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличивается интерес зарубежных туристов к посещению России [2].
Внутренний туризм. Россия обладает уникальными возможностями для развития внутреннего туризма, и в последние 6 лет он активно развивается. По данным РБК, рост внутреннего туризма в России в 2007 г. составил 7,7% и достиг 28 млн чел. На этом факте в первую очередь намерено заработать российское правительство. Внутренний туризм в нашей стране характеризуется значительными сезонными колебаниями, что связано не только с природно-климатическими условиями, но и с невысоким уровнем развития самого туристского предложения. В перспективе в России планируется создать круглогодичные курорты, на территории которых будет возможно развитие разных видов туризма. В фокусе внимания государства и инвесторов, в первую очередь, находятся 7 регионов, получивших право на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская и Иркутская области и Республика Бурятия, а также Алтайский край и Республика Алтай.
По данным Ростуризма, за 2008 год в России было построено более 600 гостиниц, пансионатов и кемпингов в общей сложности на 44 тысячи мест. Однако, многие стройки из-за нехватки инвестиционных средств сейчас замораживаются, и, следовательно, все процессы окультуривания внутреннего туристического рынка будут растянуты на неопределенный срок. В то же время, по данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики, на туризм будет выделено до 50 миллионов бюджетных рублей, которые пойдут на пропаганду туристских возможностей России. Эти средства - практически единственное вливание в туристский бизнес по линии министерства, запланированное государством на 2009 год [4].
1.2 Специфика внутреннего туризма
1.2.1 Способы организации внутреннего туризма
Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом ее элементов и способом их объединения (взаимодействия). Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (туристских фирм, туристских агентств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы. Организация туристской деятельности - управление производственно-обслуживающим процессом в туристской фирме. Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать. Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы. Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов. Технология туристского обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского продукта, а также способов воздействия на процесс продвижения туристского продукта на туристском рынке. [5, с.387] Составлением и продажей туров занимаются туристко-экскурсионные организации. На практике они могут носить любое название - от туристского бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов. Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, спортивных и курортных организаций. Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с потребителями - туристами. Это специфический вид туристского бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления. Комплектацией туристского продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями потребителей, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. [4] Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив - туров) или свободного набора услуг (заказных туров). Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам. Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно. Подобно тому, как туристский рынок подразделяется на внутренний и международный, формируются модели организационно - управленческих структур туристских предприятий внутреннего рынка и модели транснациональных структур. (рис. 1) Для туристских предприятий, функционирующих на внутреннем рынке, выделяют три основные модели организационно-управленческих структур. 1)Функциональная организационная структура. 2)Линейно-функциональная организационная структура. Данная модель управления характерна для крупных предприятий и имеет больше преимуществ благодаря тому, что вокруг руководителя предприятия сформирована команда управления. 3) Региональная организационная структура. Наиболее высокий уровень качества управления предприятиями сферы внутреннего туризма достигается в линейно – функциональной структуре, позволяющей одновременно вести широкомасштабную деятельность и осуществлять жесткий контроль управления. Существуют три основные функции туристских предприятий, специализирующихся на внутреннем туризме: 1)комплектующая; 2)сервисная; 3)гарантийная. Комплектующая функция- это комплектация тура из отдельных услуг; комплектация комбинированных туров; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентов. Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров. Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему российскому законодательству, за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг). Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет главный офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентами на продажу своих туров. Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. [6, с.82-83]
|
1.2.2 Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма |
Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.
Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. [7, с.7]
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию исторических центров должны финансироваться государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры, внутрирегиональных дорог и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.
Финансирование строительства средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников.
Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. [8, с.9]
Национальный институт содействия устойчивому развитию и повышению качества жизни (НИУР) провел исследование и выявил характеристики идеального отдыха, а также соответствие популярных российских летних курортов этим характеристикам. Помимо этого определялась привлекательность курортов с точки зрения приобретения недвижимости. Опрос проводился среди 300 жителей Москвы в возрасте от 25 до 50 лет с доходом на одного члена семьи свыше 70 тыс.руб.
По результатам опроса по всем характеристикам лидирует курортный город Сочи , в соответствии с рисунком 2. Сочи имеет полное соответствие идеальным представлениям о курорте по следующим характеристикам: наличие современной развлекательной инфраструктуры, благополучное социальное окружение, международная известность места, продолжительность туристского сезона, наличие достопримечательностей, наличие маршрутов для шопинга. Анапа соответствует идеальным представлениям о благополучном социальном окружении, а Адлер - о транспортной доступности. [9]
Проблемы внутрироссийского туризма находятся в прямой зависимости от внутренних авиаперевозок. "Сегодня одной из основных проблем, которая возникает на рынке внутреннего туризма в России, является нехватка низкобюджетной авиапепевозки, недостаточное количество межрегиональной перевозки", — считает руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков. По его мнению, чтобы добраться из одного региона в другой, которые находятся недалеко друг от друга, туристу нужно лететь через крупные региональные хабы, а то и через Москву, тратя большие деньги и много времени. "Это, безусловно, тормозит развитие внутреннего туризма в стране", — считает Александр Радьков.
Однако внутренние авиаперевозки финансово непривлекательны даже для крупных российских перевозчиков. "Для отечественной гражданской авиации (авиакомпаний) перевозки на внутренних линиях в 2010 году, по данным ГосНИИ гражданской авиации, дали отрицательную рентабельность на уровне 9,8%, — говорит редактор аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Авиакомпании выполняют социальную миссию, возя сограждан внутри страны за свои деньги". Эксперт отмечает, что главная проблема в настоящий момент заключается в формировании таких условий, при которых внутренние авиаперевозки станут рентабельными. Тогда перевозчики будут активно развивать это направление, и станут появляться региональные компании". Сегодня дороговизна перелетов является одной из серьезных причин, негативно влияющих на развитие внутреннего туризма считают в правительстве РФ. Приобрести билеты на зарубежные курорты получается существенно дешевле, чем на российские. В связи с этим правительство решило разобраться с ценообразованием на авиарейсы в целом и поручить Министерству финансов и Министерству экономического развития РФ рассмотреть вопрос о взимании НДС для внутренних авиаперелетов. [10]
Отдыхать в России со следующего года станет как минимум на 5 процентов дороже, сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Свои расценки на 2012 год уже начали обновлять гостиницы и санатории. Впрочем, серьезных ценовых скачков эксперты не ждут. Многие игроки туррынка просто опасаются повышать цены, поскольку предложение серьезно превышает спрос.
Что может повлиять на стоимость туристского продукта — так это перевозка. После ухода этой осенью с рынка бюджетного авиаперевозчика "Авианова", который задавал низкую ценовую планку, авиабилеты на курорты Краснодарского края уже подорожали. Процесс этот, как полагают эксперты, в следующем году продолжится. "Отсутствие дешевой перевозки может не лучшим образом сказаться на Черноморском побережье. Если ситуация не изменится, роста туристского потока на этом направлении однозначно не будет", — считает глава комитета по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский. Итоги текущего года туроператоров пока радуют. Как прогнозируют в Ростуризме, в 2011 году внутренний туристский поток должен составить 33,7 миллиона человек. Это на 4 процента больше, чем годом ранее.
Любопытно, что активнее обычного в этом году раскупались туры в межсезонье. Заместитель гендиректора туристической компании Людмила Сысойкина связывает этот процесс опять же с ценовой политикой отельеров. "Судя по всему, мы видим начало новой тенденции, когда пик сезона на море смещается с августа (он традиционно считается самым комфортным и дорогим месяцем), на более дешевые — май, июнь, сентябрь, октябрь", — говорит эксперт, замечая при этом, что россияне готовы купаться в холодном море, лишь бы сэкономить. [11]
На развитие внутреннего туризма в России до 2018 года будет направлено почти 100 миллиардов рублей. Об этом на заседании президиума правительства сообщил Владимир Путин, передает радио «Маяк».
По мнению премьера, страна имеет огромные ресурсы для активного отдыха практически во всех регионах, однако пока туристский потенциал используется всего лишь на треть.
Чтобы исправить ситуацию, разработана специальная программа, сообщил глава правительства.
«Объем средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление этой программы, - 96 млрд. рублей. Они пойдут на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристско-рекреационным потенциалом. В результате рассчитываем, что к 2018 году въездной туристский поток возрастет более чем в 6 раз. Количество граждан, проводящих свой отпуск в России, должно увеличиться в полтора раза с 29 млн. человек до 45 млн. человек», - подчеркнул Путин. [12]
Информация о работе Деятельность туристского предприятия по организации внутреннего туризма