Государственное регулирование туристской деятельности на территории Томской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

Цель-охарактеризовать способы государственного регулирования туристской деятельности на территории Томской области.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
-собрать и изучить материал по теме Курсовой работы;
- охарактеризовать уровни государственного регулирования туристской деятельности;
- описать методы государственного регулирования туристской деятельности на каждом уровне;
- дать характеристику методам государственного регулирования на территории Томской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…4

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...…………………………………....6
1.1 Основные методы и цели госрегулирования…………………………...6
1.2 Процесс государственного регулирования российского туризма…...14
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ....……………………..…………………….…….…..24
2. 1 Концепция развития туризма и гостеприимства в Томской области………………………………………………………………………....24
2.2 Туристско-рекреационный потенциал Томской области………….…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………………37

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ............................................................39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.03 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы, прежде всего, обеспечить соблюдение права на отдых, свободу передвижения и некоторых других прав.

Также не следует забывать, что туризм неразрывно связан с использованием разнообразных  природных ресурсов, поэтому еще  одной из важнейших целей государства  является охрана окружающей природной  среды, сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия. Немаловажным является и создание благоприятных условий для всех видов деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление туристов.

Туристская  деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики, поэтому особое внимание должно быть уделено созданию и совершенствованию туристской индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий, увеличению доходов государства  и граждан Российской Федерации. Все это является абсолютно необходимым  для полноценного развития туризма  на территории нашего государства.

В ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» (ст. 3.) закреплены принципы осуществления государственного регулирования туристской деятельности:

1) содействие  туристской деятельности и создание  благоприятных условий для ее  развития;

2) определение  и поддержка приоритетных направлений  туристской деятельности;

3) формирование  представлений о Российской Федерации  как о стране, благоприятной для  туризма;

4) осуществление  поддержки и защиты российских  туристов, туроператоров, турагентов  и их объединений.

Государство, поддерживая туристскую деятельность в целом, особенно выделяет необходимость  развития внутреннего, въездного, социального  и самодеятельного видов туризма. Причем особенное внимание уделяется  социальному туризму, как наиболее важному для нашей страны. Социальный туризм - полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей - для многих граждан до сих пор является единственно возможным из всех видов туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

1) определения  приоритетных направлений развития  туризма в Российской Федерации  - эти направления, прежде всего,  указаны в самом законе «Об  основах туристской деятельности  в РФ

2) нормативного  правового регулирования в сфере  туризма - для этого принимаются  новые законы и иные нормативные  акты и совершенствуются уже  существующие;

3) разработки  и реализации федеральных, отраслевых  целевых и региональных программ  развития туризма;

4) содействия  в продвижении туристского продукта  на внутреннем и мировом туристских  рынках - преимущественно это выражается  в создании условий для повышения  уровня привлекательности именно  российского туристского продукта, в настоящее время именно с  этой целью создаются особые  экономические зоны туристско-рекреационного  типа на территории ряда субъектов  Федерации;

5) защиты  прав и интересов туристов, обеспечения  их безопасности - так как одним  из важнейших субъектов туристской  деятельности является именно  турист как потребитель услуг,  то забота о соблюдении его  прав и интересов является  особенно актуальной, тем более  в настоящее время, когда общий  уровень нарушения прав и свобод  как никогда высок;

6) содействия  кадровому обеспечению в сфере  туризма - в вузах созданы специальности  «Социально-культурный сервис и  туризм» и «Экономика туризма», для того чтобы заполнить эту  нишу квалифицированными работниками;

7) развития  научных исследований в сфере  туризма - несмотря на наличие  целого ряда серьезных научных  исследований туристской деятельности, на сегодняшний день этого  уже недостаточно, поэтому государство  создает условия для проведения  разноплановых научных исследований  туристской деятельности;

8) стандартизации  и классификации объектов туристской  индустрии. В настоящее время  наиболее перспективными видами  тризма являются:

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего потока туристов;

- активные виды туризма;

- специализированный туризм;

- круизный - морские и речные круизы;

- деловой туризм.

9) формирования  и ведения единого федерального  реестра туроператоров - он публикуется  на официальном сайте Федерального  агентства по туризму, причем  в настоящее время туроператор,  занесенный в единый государственный  реестр, должен иметь финансовое  обеспечение своей деятельности-то  есть заключенный договор страхования  гражданской ответственности за  неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательств по договору  о реализации туристского продукта  либо банковскую гарантию исполнения  обязательств по договору о  реализации туристского продукта;

10) информационного  обеспечения;

11) создания  благоприятных условий для развития  туристской индустрии;

12) оказания  государственных услуг в сфере  туризма - например, исполнительный  орган в сфере туризма дает  консультации и разъяснения по  вопросам, отнесенным к его компетенции;

13) взаимодействия  с иностранными государствами  и международными организациями  в сфере туризма, в том числе  через представительства федерального  органа исполнительной власти  в сфере туризма за пределами  Российской Федерации.

Все вышеуказанные  пути государственного регулирования  туризма тесно связаны между  собой. Например, способами создания благоприятных условий для развития туристской индустрии являются разработка государственных стандартов, содействие кадровому обеспечению туризма  и т.д.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий Федеральное  агентство по туризму, на которое  возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере  туризма. Порядок же оказания услуг  по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации. Правительство также  осуществляет общее руководство  деятельностью Федерального агентства  по туризму.

Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

1) вносит  в Правительство Российской Федерации  проекты федеральных законов,  иных нормативных правовых актов,  а также самостоятельно принимает  нормативные акты по вопросам, находящимся в его компетенции,  обобщает практику применения  законодательства в сфере туризма;

2) определяет  приоритетные направления государственного  регулирования туристской деятельности  в Российской Федерации;

3) информирует  туроператоров, турагентов и туристов  об угрозе безопасности туристов  в месте временного пребывания;

4) осуществляет  продвижение туристского продукта  на внутреннем и мировом туристических  рынках;

5) проводит  конкурсы и заключает государственные  контракты на поставку товаров,  выполнение работ и оказание  услуг, на проведение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ для государственных нужд, осуществляет функции государственного  заказчика федеральных целевых,  научно-технических и инновационных  программ и проектов в сфере  туризма;

6) взаимодействует  с органами государственной власти  иностранных государств и международными  организациями, включая представление  по поручению Правительства Российской  Федерации интересов Российской  Федерации в международных организациях, создает представительства за  пределами Российской Федерации  в сфере туризма.

7) организует  прием граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение устных  и письменных обращений граждан,  принятие по ним решений и  направление заявителям ответов в установленный срок.

Контролирующим  органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).   Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора являются защита прав потребителей, иммунопрофилактика, санитарный надзор, техническое регулирование, государственная регистрация, лицензирование, а также осуществление взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами по вопросам, входящим в его компетенцию.

В субъектах  Федерации также могут быть сформированы региональные органы исполнительной власти в сфере туризма. Их деятельность не должна противоречить Конституции  РФ и федеральному законодательству. Так, в Краснодарском крае функции  государственного регулирования туризма  возложены на Департамент комплексного развития курортов и тризма Краснодарского края.

Главными  целями Департамента является комплексное  развитие курортов и туризма Краснодарского края, рациональное использование его  природно-климатических и туриско - рекреационных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности курортно-рекреационных территорий создание высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного и туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для наиболее полного удовлетворения потребностей населения края, Российской Федерации и иностранных граждан в санаторно-курортном лечении, отдыхе и туризме. 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

2.1 Концепция развития  туризма и гостеприимства в Томской области.

 

Реализацию государственной политики в сфере туризма и гостеприимства Томской области обеспечивает Департамент потребительского рынка. Администрации Томской области.

В соответствии с Положением, о структурном подразделении Администрации Томской области Департамент потребительского рынка Администрации Томской области выполняет следующие функции в сфере туризма и гостеприимства:

1) разработка концепций, стратегий, программ, проектов в сфере туризма и гостеприимства, и предложений в них;

2) разработка аналитических материалов (обобщение имеющейся информации, в том числе в виде решений совещательных органов при Губернаторе Томской области):

а) о реализации на территории Томской области:

  • правовых актов, касающихся сферы туризма и гостеприимства (в том числе областных целевых программ);
  • федеральных программ, касающихся сферы туризма и гостеприимства, в реализации которых участвует Департамент;
  • международных и межрегиональных договоров (соглашений), соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в сфере туризма и гостеприимства, в реализации которых участвует Департамент;

б) о состоянии рынков туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения и общественного питания;

3) разработка проектов правовых актов, в том числе нормативных, в сфере туризма и гостеприимства и предложения в них;

4) разработка долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных прогнозов развития сферы туризма и гостеприимства;

5) подготовка заключений:

а) на проекты федеральных, областных, муниципальных правовых актов (в том числе нормативных);

б) о возможности участия исполнительных органов Томской области в реализации федеральных программ, касающихся сферы туризма и гостеприимства;

в) о возможности участия Томской области в межрегиональных договорах (соглашениях) и соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, касающихся сферы туризма и гостеприимства;

г) Координационному совету по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий относительно возможности предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере туризма и гостеприимства;

6) осуществление организационно-технического обеспечения деятельности:

а) Координационного совета по развитию туризма и гостеприимства в Томской области;

б) коллегии Департамента потребительского рынка Администрации Томской области;

7) организация и (или) проведение совместно с соответствующими ассоциациями, союзами и некоммерческими партнерствами выставок, ярмарок, фестивалей, конкурсов, чемпионатов и иных мероприятий в сфере туризма, в частности, направленные на обеспечение защиты прав потребителей, реализацию принципов технического регулирования в субъектах туристской деятельности и предприятий гостиничного комплекса, стимулирование экспорта услуг субъектов туристской деятельности и гостиничных услуг за пределы Томской области;

Информация о работе Государственное регулирование туристской деятельности на территории Томской области