Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:07, контрольная работа
Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.
Содержание.
Введение
Экскурсии
по Золотому кольцу все также пользуются
несомненным успехом у
В
течение нескольких лет Свято-Троицкий
Ипатьевский монастырь осуществляет паломническо-туристическую
деятельность, сотрудничая с паломническими
центрами, туристическими агентствами
и фирмами. Монастырь предлагает услуги
квалифицированных гидов, программы посещения
монастыря с целью ознакомления посетителей
с историей обители, ее современной жизнью,
действующими экспозициями церковного
музея, находящегося на территории древнего
Ипатия.
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.
Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.
История основания Ипатьевского монастыря поясняется в древнем монастырском предании: татарский мурза Чет покидает Золотую Орду и уезжает в Москву. В пути он тяжело заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках, с предстоящими Ей Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием епископом Гангрским. Матерь Божия, повелев мурзе принять христианскую веру, исцелили его. По прибытии в Москву он принимает святое крещение, получает христианское имя Захария и испрашивает разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы.
Высокие дубовые стены окружали монастырь, в центре двора возвышался храм, освященный во Имя Живоначальной Троицы, вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Среди знатных боярских родов, коих Захария явился родоначальником (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины, Годуновы), особенно выделяется род Годуновых. Его представители в XVI веке становятся ктиторами1 Ипатьевского монастыря. Благодаря их усилиям к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель "Преименитой Лаврой" настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.
В XVI столетии благодаря Годуновым было начато строительство монастыря в камне. Деревянные крепостные стены заменили на каменные с шестью башнями. Деревянный Троицкий собор был заменен каменным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны (родной сестры Бориса Годунова). Возводятся каменные звонница, кельи монастырского эконома и настоятельские кельи.
Многие из потомков Захарии принимали иноческий постриг, некоторые доживали свой век в обители святого Ипатия. Следуя великому предку, они завещевали похоронить себя в родовом монастыре. На территории Старого города существовало три годуновских усыпальницы - "гробовые палаты". Они были убраны древними родовыми моленными образами в драгоценных ризах, перед ними постоянно горели лампады, надгробные плиты закрывали покрова, шитые золотом, серебром и жемчугом. Неумолкающая молитва братии звучала здесь долгие столетия. Прервалась она только в 1919 году, когда монастырь был закрыт, а его насельники разделили трагическую судьбу русского монашества.
До наших дней в подклете западной галереи Троицкого собора сохранилось только три надгробные плиты с погребений из годуновских усыпальниц: Никиты Васильевича (1560), Василия Осиповича (1622) и младенца Тимофея Дмитриевича (1575) Годуновых.
До наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного "годуновского" Троицкого собора. Они были выполнены в конце XVI века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московского Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма. Все последующие вклады Димитрия Ивановича в Троицкий собор - золотой комплект богослужебных сосудов, золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы и другие - подчеркивали его намерения максимального возвышения древней родовой обители.
Среди даров в Ипатьевский монастырь Димитрия Ивановича Годунова особенно выделяются книжные вклады. Напрестольные Евангелия, Псалтыри, Служебники, украшенные драгоценными окладами, многочисленными лицевыми миниатюрами и тончайшими орнаментами, исполнялись лучшими московскими мастерами - иконописцами и писцами в царских мастерских Московского Кремля. Евангелие напрестольное (вклад 1605 года) украшает драгоценный оклад. На серебряных дробницах гравированы изображения небесных покровителей семьи Димитрия Ивановича и царя Бориса Годунова. Более 100 лицевых миниатюр, многочисленные заставки и буквицы Евангелия исполнены лучшими кремлевскими иконописцами и "тривщиками"2. Во вкладной записи на серебреной дробнице Д. И. Годунов обращается к Господу с молитвой о здоровье своем и жены Матроны, о вечной памяти умерших и погребенных в Ипатьевском монастыре родителей. Это Евангелие - последний вклад Д. И. Годунова. В 1605 году, после смерти царя Бориса Федоровича, Годуновы были отстранены от управления государством, многие из них отправлены в ссылку. Димитрий Иванович завершает свой жизненный путь в ссылке в городе Свияжске в 1606 году. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Дионисий. Согласно завещанию, тело инока Дионисия было перевезено в Ипатьевский монастырь и погребено в усыпальнице рядом с почившими ранее сродниками.
Благоденствие Ипатьевского монастыря, равно как и всей России, было нарушено страшным периодом Смутного времени. В это сложное время монастырь оказался на стороне Лжедмитрия II и поляков. В 1608 году архимандрит Ипатьевского монастыря Феодосий и игумен Костромского Богоявленского монастыря Арсений во главе посольства костромичей, состоявшее из дворян, детей боярских и посадских людей, отправились «бить челом» в Тушинский лагерь – ставку самозванца Лжедмитрия II. В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против сторонников «тушинского вора». Оно сопровождалось жестокими избиениями местных дворян и детей боярских, около 200 дворян вместе с семьями были утоплены в реке Волге. Это не могло не вызвать осуждения восставших со стороны насельников3 Ипатьевского монастыря. В связи с этим они оказали поддержку тушинскому ставленнику костромскому воеводе Н. Д. Вельяминову, вырвавшемуся из города вместе со своими сторонниками. В феврале-мае 1609 года братия монастыря укрыла их за надежными крепостными стенами. Осада монастыря продолжалась до начала августа 1609 года и завершилась взятием обители. Сторонники Лжедмитрия II были уничтожены, но воевода Вельяминов благополучно спасся от смерти и впоследствии служил Михаилу Федоровичу Романову «верой и правдой». Для Ипатьевского монастыря на несколько лет наступил период покоя от политических баталий.
События, произошедшие в Москве в начале 1613 года, вновь определили древней обители одно из ведущих мест в российской истории. Земский собор, состоявшийся в Московском Кремле 21 февраля 1613 года, избрал на русский царский престол представителя древнего боярского рода Романовых, состоящего в прямом родстве с предшествующей царской династией Рюриковичей. Представители всех российских сословий единодушно проголосовали за молодого Михаила Федоровича Романова, сына пострадавших от годуновского гнева боярина Федора (Патриарха Филарета) и боярыни Ксении (старицы Марфы) Романовых. Среди Участников Земского собора был и архимандрит Ипатьевского монастыря Кирилл. Великое посольство Земского собора направилось из Москвы в Кострому в начале марта 1613 года.
14 марта 1613 года Михаил и Марфа Романовы, соспровождаемые архимандритом монастыря Кириллом с братией, встретили у стен древней Ипатьевской обители Великое посольство, прибывшее в Кострому с решением Земского собора об избрании Михаила на царский престол. Посольство пришло в монастырь крестным ходом, выносными крестами и другими реликвиями. Возглавляли посольство архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит и келарь4 Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын - с духовной стороны, и князь Иван Шереметьев - со стороны светсткой. У стен Ипатьевского монастыря крестный ход посольства объединился с крестным ходом костромичей, шедшим из Успенского собора г. Костромы с главной святыней города - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. В Троицком соборе монастыря архиепископ Феодорит зачитал грамоту Земского собора о "наречении царском" Михаила Федоровича.
Послы Земского собора «…долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку принять избрание…» Изменило положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита. Чудотворными образами, принесенными из Москвы и Костромы, Михаил Федорович был благословлен на царство, затем ему вручили грамоту Земского собора и скипетр Российского государства.
19 марта, в день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Михаил Федорович и старица Марфа отбыли в Москву.
11
июля 1613 года в Успенском соборе
Московского Кремля Михаил
Древняя
обитель особо почиталась новой
царской династией. Экономическое
положение монастыря
Продолжая традиции предшествующих царских династий, Михаил Федорович в знак особой царской милости прислал из Московского Кремля в Троицкий собор Царское место. К храмовому образу Пресвятой Троицы он сделал драгоценный приклад - три большие шведские монеты. Из Московского Кремля государь передал в Ипатьевский монастырь чтимый Тихвинский образ Божией Матери. Образ сохранился до наших дней. Почти четыре столетия он почитается как одна из главных святынь Ипатьевского монастыря. В 1626 году, по велению патриарха Всея Руси Филарета, в монастырь привезли ковчег с частью Ризы Господней.
Последние
два вклада имели особое почитание
не только в монастыре, но и во всем
Костромском крае. Любовь костромичей
к Тихвинской иконе Божией Матери
была столь велика, что во время
главного Крестного хода, совершающегося
и по настоящее время - день летнего
почитания чудотворной
Богатые вклады царской династии Романовых пополнили святынями ризницу Ипатьевского монастыря. Новая династия с благодарностью помнила и почитала свою духовную «колыбель».
"Романовский"
период в истории