Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:07, контрольная работа
Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.
Самым
замечательным сооружением
Первому каменному "годуновскому" Троицкому собору не суждено было дожить до нашего времени. В 1649 году он получил значительные повреждения. Официальной причиной его разрушения явился несчастный случай, произошедший в результате ураганного вихря, разрушившего купола и верхнюю часть стен собора.
В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексей Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с пределом во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.
В
1654 году начались работы по созданию стенописи
и иконостаса Троицкого собора. Для
их исполнения была приглашена артель
изографов во главе с царским
иконописцем костромичом
Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стояло наравне с Симоном Ушаковым, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия.
С начала XVIII века, по причине реформ Петра I, хозяйство монастыря постепенно пришло в упадок.
В 1744 году по решению Святейшего Синода была учреждена Костромская епархия. Возглавил новую епархию член Священного Синода преосвященный Симон (Тодоровский). Архиерейская резиденция разместилась в Ипатьевском монастыре. Троицкий собор получил статус кафедрального собора. Древняя обитель стала административным центром Костромской епархии. В истории Ипатьевского монастыря начался новый период.
В монастыре вновь начинаются ремонтно-восстановительные и строительные работы. Особенно значительные мероприятия развернулись при епископе Дамаскине (Аскаронском) (1758-1769). На месте обветшавшей церкви Рождества Богородицы был возведен новый храм (1760-1762), в подклете южной галереи Троицкого собора устроено "приделная погребальная церковь во имя Лазарева Воскресения", служившая впоследствии усыпальницей для почивших костромских архипастырей. В 1766 году, накануне визита в Ипатьевский монастырь императрицы Екатерины II, в северной стене Старого города были устроены новые ворота, получившие название Северных или Екатерининских. Внешняя арка ворот решена как триумфальная, с вензелем императрицы в центре высокого фронтона.
В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. 14 мая ее галера "Тверь" остановилась в устье реки Костромы под стенами Ипатьевской обители. В честь государыни салютовали 37 пушек, установленные на стенах монастыря. По сошествии на берег Екатерину II приветствовал епископ Дамаскин. В Троицком соборе императрица участвовала в божественной литургии. В конце дня Екатерина II в сопровождении преосвященного Дамаскина осмотрела монастырь и пожаловала на его благоустройство 3 тысячи рублей.
При
преосвященном епископе Евгении (Романове)
(1800-1811) между стеной обруба и южной
и восточной крепостными
Во второй четверти XIX века царствующий Дом Романовых вновь проявил интерес в древней Ипатьевской обители. В октябре 1834 года император Николай I посетил Ипатьевский монастырь. Его приветствовал епископ Костромской и Галичский Павел (Подлипский). После Торжественного богослужения в Троицком соборе Николай I осмотрел монастырские здания, в том числе и кельи Михаила Федоровича. Император был несколько озадачен ветхостью многих монастырских построек. Сознавая значимость Ипатьевского монастыря для истории России, государь распорядился об исправлении всех поврежденных зданий и о придании обители статуса "колыбели" царствующего Дома. В декабре 1834 года Николай I прислал в Ипатьевский монастырь из Оружейной палаты Московского Кремля деревянный посох и серебряный позолоченный ковш, принадлежащие Михаилу Федоровичу Романову. С этого императорского визита, знаменательного во всех отношениях, посещения Ипатьевского монастыря представителями Дома Романовых не прекращались. Впоследствии многие из них посещали обитель неоднократно.
Работы по подготовке проекта реконструкции зданий Ипатьевского монастыря были поручены профессору архитектуры Императорской Академии художеств Константину Андреевичу Тону. Из объектов, которые предполагалось сделать мемориальными, особое внимание было обращено на Палаты бояр Романовых, Зеленую башню Нового города и Святые ворота. Работы по реконструкции Палат продолжались несколько лет и завершены были лишь к 1863 году под руководством Ф.Ф. Рихтера, архитектора Его Императорского Величества Александра II. По инициативе императора Николая I над Cвятыми воротами была возведена церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии (1840-1859 гг.). День их поминовения совершается 19 марта (ст.ст.) и совпадает с двумя знаменательными датами в истории России: днем отъезда М. Ф. Романова из Ипатьевского монастыря на Московское царство в 1613 году и днем торжественного вступления российских войск в Париж в 1814 году.
В
1909 году епископ Костромской и
Галичский Тихон (Васильевский) направил
обращение в Хозяйственное
В монастырь направляется специальная Комиссия по подготовке и проведению всех ремонтно-реставрационных работ. Комиссию возглавили: гофмейстер А. Г. Булыгин, профессор архитектуры и член Техническо-строительного комитета при Святейшем Синоде А. Н. Померанцев, а также академик архитектуры и член Императорской Археологической комиссии П. П. Покрышкин. В течение трех лет в Ипатьевском монастыре были проведены беспрецедентные по масштабу и средствам реставрационные работы.
В 1913 году Кострома и Ипатьевский монастырь стали центром празднования 300-летнего юбилея Царственного Дома Романовых. Все венценосное семейство во главе с императором Николаем II, императрицей Марией Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, многочисленными родственникам - великими князьями и княгинями, широко праздновали эту юбилейную дату два дня вместе с костромичами и бесчисленными гостями города. В Ипатьевском монастыре высоких гостей встречали епископ Костромской и Галичский Тихон, многочисленное костромское духовенство. Пред столь Великим Собранием древняя Ипатьевская обитель предстала во всем своем великолепии.
В те праздничные дни никто не мог предположить, что произойдет на этом святом для всей России месте через пять лет.
В 1919 году Ипатьевский монастырь был закрыт, его послушники разделили страшную участь русского монашества в богоборческий период. Большая часть монастырской ризницы комиссиями ГОХРАНа5 была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Новая власть разместила в монастыре детский приют, военные казармы, стадион, танцплощадку, в большей части помещений разместили для жительства работников костромских текстильных предприятий. В начале 1930-х годов был полностью уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В
1958 году советское правительство
приняло решение придать крайне
обветшавшему монастырю статус музея-заповедника
и начать его восстановление. Реставрационные
работы продолжались более 20 лет
В 1993 году, несмотря на противодействия со стороны музея-заповедника, в обители возродилась монашеская жизнь. Для малочисленной братии жизнь в монастыре не была тихой и безмятежной. Сознание руководителей области и музея-заповедника не было готово к принятию простой истины – монастырь должен быть полностью передан Церкви.
Более десяти лет братия претерпевала унижения, издевательства со стороны музейного руководства. Вплоть до 2004 года монахи ютились в небольшом здании Кельи над погребами; на двухстах кв. метрах находились жилые кельи, трапезная, она же и домовой храм, служебные помещения. После шести часов вечера никто из братии не мог войти на территорию Старого города.
В
последний день 2004 года, после многочисленных
обращений к Российскому
В
настоящее время обитель
В
апреле 2006 года за Возрождение Свято-Троицкого
Ипатьевского монастыря Архимандрит Иоанн
удостоен высокой награды Русской Православной
Церкви – орденом Святого Преподобного
Серафима Саровского.
Возродилась духовная жизнь в обители, стали ежедневно совершаться уставные богослужения, увеличилось число насельников монастыря. В июне 2004 года в стенах монастыря был совершен первый монашеский постриг. Число насельников монастыря быстро выросло с четырех до двадцати пяти человек (одиннадцать монахов и четырнадцать послушников).
На глазах изменяется облик монастыря. Крупномасштабные ремонтно-реставрационные работы возвращают обители ее изначальное великолепие. Трудолюбивая братия ежедневно несет посильное послушание, созидая духовную и внешнюю красоту славного монастыря.
Трижды (в 1993, 1994, 2002 годах) Ипатьевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
30
декабря 2004 года российское правительство
принимает решение о выводе
музея-заповедника с
23 марта 2005 года Ипатьевскую обитель посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Президент России оставил памятную запись, наилучшим образом отражающую значимость монастыря для всего Отечества и Православия: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия, с его возрождением будет связано и возрождение России».
15
мая 2008 года президент России
Дмитрий Анатольевич Медведев
посетил Свято-Троицкий
По сложившейся традиции президент оставил памятную запись о посещении Ипатьевской обители, в которой отметил ее особую значимость в истории Российского Государства и Русской Православной Церкви: «...Это место сыграло судьбоносную роль в истории России и остается знаковым по сей день.»
В подтверждении своих слов Дмитрий Анатольевич Медведев преподнес наместнику монастыря икону пеподобного Сергия Радонежского в дар святой обители и заверил, что государство в ближайшее время восстановит разрушенный в 1934 году величественный собор Рождества Богородицы выстроенный в середине XIX века в Ипатьевской обители по проекту К. А. Тона.