Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:07, контрольная работа
Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.
Рис.
1. Схема монастыря
Троицкий
собор - главный храм Ипатьевского монастыря
является открытой экспозицией выдающихся
произведений церковного искусства: иконописи,
монументальной живописи, русского прикладного
искусства. В их создании принимали участие
мастера исключительных достоинств. В
1654-1656 годах иконы для иконостаса были
выполнены царскими иконописцами Василием
Ильиным Запокровским, Семеном Павловым
и Сергеем Рожковым. Под руководством
первоклассного изографа Гурия Никитина
костромская артель в 1684 году создала
в Троицком соборе фресковый ансамбль,
представляющий собой вершину русской
монументальной духовной живописи XVII
столетия. Резной из дерева золоченый
иконостас в стиле борокко воздвигли в
1756-1758 годах костромские резчики во главе
с Макаром Быковым и Петром Золотаревым.
Верх иконостаса украшает резное навершие
с композицией «Распятие с предстоящими»,
подаренное Ипатьевскому монастырю императрицей
Елизаветой Петровной.
Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 - 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода.
К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.
В
2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский
монастырь принцем кентским Майклом (пра-
праправнуком императора Николая I) вложен
новый 500 пудовый колокол "Царь Михаил",
отлитый в память 400-летия избрания на
престол государства Российского царя
Михаила Федоровича Романова.
Один
из самых знаменитых памятников архитектурном
ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание
возведено в конце XVI века на средства
покровителей обители бояр Годуновых.
В марте 1613 года, во время призвания на
московский престол в Ипатьевском монастыре
молодого боярина Михаила Федоровича
Романова, он вместе со своей матерью,
инокиней Марфой (Ксенией Ивановной Шестовой-Романовой),
проживал в этом здании. Начиная с XIX века,
здание получает название "Царские
чертоги" или "Дворец Михаила Романова"
и становится объектом особого трепетного
отношения монастырских властей и представителей
царской династии Романовых. Реставрацией
памятника на "Высочайше дарованные
средства" и по указу императоров Николая
I и Александра II занимались дворцовые
архитекторы - К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре
главного фасада корпуса возведена "царская
лестница" с широким маршем на второй
этаж. Стены второго этажа сна-ружи расписаны
специальными красками "в шашку".
Интерьер постройки украшают изразцовые
печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.
Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.
Архиерейский
корпус знаменит и тем, что 15 мая 1767
года, посетившая Кострому императрица
Екатерина II, пожаловала Костроме герб,
которого до этого город не имел:
"В память сию по реке Волге
путешествия … представляется в
сем гербе в голубом поле галера
под императорским штандартом …"
(из доклада сената 24 октября 1767 г.).
Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федо-ра Иоанновича и царицы Ирины. Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской оби-тели в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе рус-ской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).
В
настоящее время храм украшен
новыми живописными изображениями,
устроен новый иконостас. В храме
совершаются богослужения.
Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского барокко окон третьего этажа конца XVII века.
В
XVII веке здесь находились покои настоятеля
Ипатьевского монастыря, который с конца
XVI века имел сан архимандрита
Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние ка-менные.
Братский
корпус предназначался для проживания
монашеской братии, которой к 1650 году
насчитывалось около 100 человек.
Здание
относится к постройкам "черного"
(хозяйственного) двора и является
частью западного прясла крепостной
стены Старого города. Первый этаж
здания с тремя глубокими погребами-
Глубина
погребов-ледников достигает 3 метров,
стены выложены булыжным камнем. По
жалованной грамоте царя Михаила
Федоровича 1623года, в Ипатьевский монастырь
могло быть беспошлинно привезено и храниться
в погребах 200 пудов меда, 500 белуг и осетров,
50 бочек свежей рыбы, 50 бочек соленой рыбы,
50 пудов черной икры и другие мно-гие продукты.
Здание, объединившее в своем объеме разновременные постройки.
Так называемый Трапезный корпус (западная часть) - одна из древнейших построек "черного" (хозяйственного) двора, сохранившихся на территории Ипатьевского монастыря. Возведенный в конце XVI -начале XVII века, он представляет собой одноэтажную двусветную палату-поварню и двухэтажные кладовые. Восточная половина здания - корпус Свечного завода была возведена в середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона. Ранее здесь располагались древние монастырские постройки - келарская палата с каменной шатровой колокольней, пивоварня, просфоронечная, хлебопекарня и трапезная палата.
Ипатьевский
свечной завод в XIX веке снабжал восковыми
свечами все церкви и монастыри Костромской
епархии.
Являются главным входом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.
Это
нарядное и яркое по формам сооружение
в стиле барокко, оформленное
с внешней и внутренней стороны
триумфальными арками. Северный (внешний)
фасад увенчан высо-ким аттиком в
основании которого в профилированном
карнизе размещен лепной картуш с монограммой
Екатерины II. Со стороны монастырской
площади Екатерининские врата имеют вид
пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном
с рельефным изображением "Всевидящего
Ока" в тимпане.
Северо-западная
башня Старого города, возведенная
в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича
и Бориса Годуновых. Получила свое название
по расположенной рядом с ней
монастырской кузнице.
Северо-западная
башня Старого города, возведенная
в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича
и Бориса Годуновых. Могла использоваться
для хранения запасов пороха. Как
все башни Ипатьевского монастыря
имела три уровня боя: верхний - для установки
пушек, средний для ведения огня из ручного
огнестрельного и метательного оружия,
нижний - бойницы подошвенного боя.
Юго-восточная
башня Старого города, возведенная
в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича
и Бориса Годуновых. Находилась недалеко
от берега реки Костромы. Существует предание
о подземном ходе из этой башни
в сторону реки Костромы, который
мог быть использован в случае осады защитниками
обители для пополнения запасов воды.
Южная
проездная башня Старого
Юго-западная
башня Старого города, возведенная
в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича
и Бориса Годуновых. Получила свое название
по расположенной рядом с ней
квасоварной палате.
Единственная
постройка на территории Нового города.
Возведена в 1672-1673 годах для больничных
келий рядом с больничной церковью святителя
Иоанна Златоуста, просуще-ствовавшей
до 1808 года и разобранной "за ветхостью".
В 1721-1722 годах в здании надстроен второй
этаж для размещения в нем вотчинной конторы.
Вотчинная контора управляла монастырскими
вотчинами. Ипатьевский монастырь имел
обширные земельные вла-дения не только
в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской,
Казанской и Московской губерниях. До
1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных
крестьян. Секуляризационные реформы
Петра I и Екатерины II подорвали монастырское
хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус
переоборудован под богадельню для проживания
престарелых священнослужителей, оставшихся
без попечения близких
Была
поставлена "повелением государя Михаила
Феодоровича в память того, что он сим
местом изшел на царство Московское"
19 марта 1613 года. Получила свое название
"Зеленая", поскольку шатер башни
покрыт зеленой обливной черепицей. Башня
выполняла две функции: она защищала западные
ворота монастыря, и являлась мемориальным
со-оружением. Ее конструкция была достаточно
сложной. С западной стороны к ней был
пристроен захаб, имевший односкатное
тесовое покрытие. Под башней были устроены
трое ворот. Между захабом и основным корпусом
находилась опускная решетка, которая
в случае опасности служила дополнительной
защитой от проникновения в монастырь
не-приятеля. Служила главным въездом
в монастырь со стороны московской дороги.
Юго-западная
башня Нового города, возведенная
в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила
Федоровича по образцу башен Старого
города.
Северо-западная
башня Нового города, возведенная
в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила
Федоровича по образцу башен Старого
города.