Ипатьевский монастырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:07, контрольная работа

Описание

Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.

Работа состоит из  1 файл

Ипатьевский монастырь.docx

— 178.53 Кб (Скачать документ)
  1. Ансамбль Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

Рис. 1. Схема монастыря 
 
 

    1. Троицкий  собор

    Троицкий  собор - главный храм Ипатьевского монастыря является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства. В их создании принимали участие мастера исключительных достоинств. В 1654-1656 годах иконы для иконостаса были выполнены царскими иконописцами Василием Ильиным Запокровским, Семеном Павловым и Сергеем Рожковым. Под руководством первоклассного изографа Гурия Никитина костромская артель в 1684 году создала в Троицком соборе фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Резной из дерева золоченый иконостас в стиле борокко воздвигли в 1756-1758 годах костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. Верх иконостаса украшает резное навершие с композицией «Распятие с предстоящими», подаренное Ипатьевскому монастырю императрицей Елизаветой Петровной. 

    1. Звонница. Колокольня. XVII-XIX вв.

    Композиция  памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах  на средства Годуновых в излюбленном  в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 - 1646г.г. с северной стороны к  ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для  звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого  древнего рода.

    К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

    В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- праправнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол "Царь Михаил", отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова. 

    1. Палаты  бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв.

    Один  из самых знаменитых памятников архитектурном  ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, инокиней Марфой (Ксенией Ивановной Шестовой-Романовой), проживал в этом здании. Начиная с XIX века, здание получает название "Царские чертоги" или "Дворец Михаила Романова" и становится объектом особого трепетного отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на "Высочайше дарованные средства" и по указу императоров Николая I и Александра II занимались дворцовые архитекторы - К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена "царская лестница" с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа сна-ружи расписаны специальными красками "в шашку". Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера. 

    1. Архиерейский  корпус. XVI-XIX вв

    Крупнейшее  жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с  надвратной церковью великомучеников  Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

    Архиерейский  корпус знаменит и тем, что 15 мая 1767 года, посетившая Кострому императрица  Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: "В память сию по реке Волге  путешествия … представляется в  сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …" (из доклада сената 24 октября 1767 г.). 

    1. Святые  ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в

    Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федо-ра Иоанновича и царицы Ирины. Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской оби-тели в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе рус-ской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

    Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

    В настоящее время храм украшен  новыми живописными изображениями, устроен новый иконостас. В храме  совершаются богослужения. 

    1. Наместничий корпус. XVI-XIX вв.

    Внутренний  фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства  в XVII веке: от ступенчатых перемычек  в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского барокко окон третьего этажа конца XVII века.

    В XVII веке здесь находились покои настоятеля Ипатьевского монастыря, который с конца XVI века имел сан архимандрита 

    1. Братский  корпус. XVI, XVIII вв

    Первый  каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых  по типу жилых монастырских многосекционных  построек. О древности его говорит  простота и скромность декоративного  оформления, а также наличники  окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения  делились на сени (прихожую) и жилую  часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние ка-менные.

    Братский  корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. 

    1. Кельи над  погребами. XVI XVIII вв

    Здание  относится к постройкам "черного" (хозяйственного) двора и является частью западного прясла крепостной стены Старого города. Первый этаж здания с тремя глубокими погребами-ледниками  возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж - сушильни, надстроен в 1732 году.

    Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем. По жалованной грамоте царя Михаила  Федоровича 1623года, в Ипатьевский монастырь могло быть беспошлинно привезено и храниться в погребах 200 пудов меда, 500 белуг и осетров, 50 бочек свежей рыбы, 50 бочек соленой рыбы, 50 пудов черной икры и другие мно-гие продукты. 

    1. Свечной корпус. XIX в. Трапезный корпус. XVI в

    Здание, объединившее в своем объеме разновременные постройки.

    Так называемый Трапезный корпус (западная часть) - одна из древнейших построек "черного" (хозяйственного) двора, сохранившихся  на территории Ипатьевского монастыря. Возведенный в конце XVI -начале XVII века, он представляет собой одноэтажную двусветную палату-поварню и двухэтажные кладовые. Восточная половина здания - корпус Свечного завода была возведена в середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона. Ранее здесь располагались древние монастырские постройки - келарская палата с каменной шатровой колокольней, пивоварня, просфоронечная, хлебопекарня и трапезная палата.

    Ипатьевский свечной завод в XIX веке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии. 

    1. Северные (Екатерининские ворота). XVIII в.

    Являются  главным входом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

    Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное  с внешней и внутренней стороны  триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высо-ким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением "Всевидящего Ока" в тимпане. 

    1. Кузнечная башня. XVI- XVII вв.

    Северо-западная башня Старого города, возведенная  в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича  и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней  монастырской кузнице. 

    1. Пороховая башня. XVI- XVII вв.

    Северо-западная башня Старого города, возведенная  в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича  и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как  все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний - для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний - бойницы подошвенного боя. 

    1. Водяная башня. XVI-XVII вв.

    Юго-восточная  башня Старого города, возведенная  в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича  и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни  в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды. 

    1. Воскобойная башня. XVI -XVII вв.

    Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление - захаб - коленчатый коридор перед въездом. 

    1. Квасная башня. XVI-XVII вв.

    Юго-западная башня Старого города, возведенная  в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича  и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней  квасоварной палате. 

    1. Вотчинная контора. XVIII в.

    Единственная  постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуще-ствовавшей до 1808 года и разобранной "за ветхостью". В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные вла-дения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких 

    1. Зеленая башня. XVII в.

    Была  поставлена "повелением государя Михаила  Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское" 19 марта 1613 года. Получила свое название "Зеленая", поскольку шатер башни покрыт зеленой обливной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным со-оружением. Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь не-приятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги. 

    1. Юго-западная башня. XVII в.

    Юго-западная башня Нового города, возведенная  в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила  Федоровича по образцу башен Старого  города. 

    1. Северо-западная башня. XVII в.

    Северо-западная башня Нового города, возведенная  в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила  Федоровича по образцу башен Старого  города. 
 

    1. Западные  ворота. XVII в.

Информация о работе Ипатьевский монастырь