Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель исследования - маркетинговый анализ Кронштадта.
В соответствии с выбранной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследований в сфере туризма ;
2. Провести анализ развития туристского продукта Кронштадт.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы маркетинговых исследований в сфере туризма……5
I.1. Особенности российского туристского рынка………………………….5
I.2 Методика проведения маркетинговых исследований…………………..7
II. Анализ туристских ресурсов Кронштадта…………………………………..17
II.1 Характеристика материальной базы туристского рынка Кронштадта………………………………………………………………………17
II.2 Выявление интересов целевой аудитории к путешествиям в Кронштадт………………………………………………………………………..21
II.3 Исследование деятельности турфирм на рынке Кронштадта……….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..31
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт – Петербургский Государственный университет
сервиса и экономики»
Кировский филиал
Курсовая работа
по дисциплине
«Исследования и информация в туризме»
на тему
«Исследование туристского рынка Кронштадта»
Студентка 4 курса
очной формы обучения
специальности 100103. 65
«Социально-культурный сервис и туризм»
Чистякова Ольга
Научный руководитель:
Дьякону Ольга Олеговна
Киров 2012
II.1 Характеристика материальной
базы туристского рынка Кронштадта……………………………………………………
II.2 Выявление интересов целевой
аудитории к путешествиям
в Кронштадт………………………………………………………
II.3 Исследование деятельности турфирм на рынке Кронштадта……….23
Туризм сегодня считается одной из наиболее прибыльных и перспективных отраслей деятельности. Все большее число людей вовлекается в сферу деятельности туризма, растет популярность туристских центров. Для ряда стран и регионов туристский бизнес является основным источником дохода.
Очень важно, что туризм вовлекает в сферу своей деятельности музейное и театральное направление, способствует развитию гостиничного и ресторанного хозяйства, транспорта, местной промышленности и т.п.
Рассматривая туризм, как бизнес, следует отметить, что эта сфера услуг подчиняется законам рыночной экономики, является высоко конкурентной. Конкуренция в области туристских услуг требует поиска новых предложений для клиентов, создания и продвижения оригинальных туристских продуктов. Для создания таких продуктов необходимо изучить туристский потенциал региона, исследовать целевую аудиторию, характер конкуренции на региональном рынке туристских услуг и т.п. Таким образом, разработка качественного туристского продукта требует проведения грамотного маркетингового исследования. В связи со стремительным развитием туризма в нашей стране - рассмотрение вопроса о методике и принципах проведения маркетингового исследования в сфере туризма на примере объектов данного региона является актуальным.
Цель исследования - маркетинговый анализ Кронштадта.
В соответствии с выбранной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследований в сфере туризма ;
2. Провести анализ развития туристского продукта Кронштадт.
В качестве объекта исследования используется туристская отрасль.
Предметом исследования является исследование туристского рынка Кронштадта.
Информационной базой при написании курсовой работы послужили труды учёных и практиков по исследуемой проблеме.Методика исследования предполагает знакомство с литературой, посвященной маркетинговым исследованиям, адаптация предложенной методологии к туристскому бизнесу и проведение практического исследования на базе Кронштадта.
Директор информационной службы «Красный телефон» Виктор Нечипоренко называет следующие характерные именно для России особенности:
Проблемы, перечисленные автором, требуют аналитического подхода и в частности – проведения маркетинговых исследований. Можно выделить несколько основных групп заказчиков, наиболее заинтересованных в проведении маркетинговых исследований в туризме. Во-первых, это национальные представительства зарубежных стран, национальные туристические организации, в задачи которых входит как отслеживание уровня интереса к своим странам со стороны российских туристов и турфирм, так и поиск путей эффективного продвижения своего направления на российском рынке. Во-вторых, это наиболее активные и продвинутые туроператоры, стремящиеся не только удержать свои уже завоеванные позиции, но и найти новые для себя направления развития бизнеса. В-третьих, это организации и фирмы, чья работа тесно связана с туризмом (рекламные, юридические, информационные).
Для первой и третьей групп необходимость такого рода исследований рынка, скорее, носит эпизодический характер, так как они в меньшей степени зависят от текущих колебаний и изменений на туристическом рынке. Что касается туроператоров, то их зависимость от конъюнктуры рынка огромна и постоянна. Серьезное отношение к маркетинговым исследованиям – своего рода показатель будущей работы туроператоров, залог их дальнейшего успеха.
Проведение маркетинговых исследований должно опираться на ряд общих концепций и методик, предлагаемых теорией. Немецкие ученые Ригер, Рот и Шранд определяют маркетинг в туризме как рыночное управление, направленное на достижение целей туристического предприятия эффективнее, чем у конкурентов, удовлетворяющих например, при этом потребности туристов.
В литературе существует множество определений маркетинга. Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.
Маркетинговые исследования - фактически это деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения маркетинговой политики. Эти исследования начинают и завершают целостный цикл маркетинговых мероприятий. Благодаря маркетинговым исследованиям, предприятие уменьшает риски в своей деятельности. Согласно определению Ф.Котлера, маркетинговые исследования представляют собой сбор, запись, составление и изучение информации, которая относится к потребностям, поведению, мотивам как отдельных людей, так и различных учреждений и предприятий, применительно к их экономической, предпринимательской и общественной деятельности.
Маркетинговые исследования позволяют собрать данные по множеству частностей, связанных с рынком. В отличие от исследований рынков, маркетинговые исследования более емкое понятие, которое включает в себя исследования потребностей потребителей, исследования деятельности возможных конкурентов, и, в том числе, включает в себя исследования рынка (конъюнктуры рынка - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления).
Наиболее часто используются следующие виды маркетинговых исследований2
Кабинетное исследование — обработка уже существующей вторичной информации (“исследование за письменным столом”). Вторичная информация — данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент проблемы.
Достоинства: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора материала; наличие нескольких источников информации; достоверность информации от независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы.
Недостатки: не всегда подходит для целей проводимого исследования в силу общего характера; информация может быть устаревшей; методология, по которой собраны данные, может не соответствовать целям настоящего исследования.
Для получения вторичной информации чаще всего используются СМИ, в том числе специализированные, интернет-ресурсы, отраслевые справочники, данные Госкомстата (в том числе по последней переписи населения), результаты маркетинговых и социологических исследований проведенных ранее (открытые и опубликованные), внутренняя документация компании и пр.
В туризме кабинетные исследования дают возможность выявить широкий круг вопросов, связанных с наличием туристских объектов в дестинации, а также сориентироваться с ценами на туры у конкурирующих компаний.
Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Глубинное интервью проводит квалифицированный специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.
Глубинное интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером маркетингового исследования. Однако телефонная беседа дает худшие результаты, так как подобным образом трудно вывести человека на откровенный разговор.
Глубинное интервью в туризме дает возможность выяснить интерес индивидуальных туристов и корпораций к турам в данной дистинации, уточнить, какие именно особенности туров представляют наибольший интерес, услуги каких фирм как оцениваются данными потребителями
Фокус-группа –
групповое глубинное интервью, сфокусированное
на исследуемой проблеме или объекте
(товар, услуга, реклама), направленное
на определение отношения
При исследовании
туристской дестинации метод фокус-
групп дает возможность определить,
на какую целевую аудиторию
Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной анкеты.
Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.
В туристском исследовании дестинации предполагается проведение телефонного опроса с целью выявления предпочтений потенциальных клиентов (целевой аудитории) в выборе транспорта, объектов показа, питания на маршруте и т.п. Форма опроса, по мнению автора настоящей работы, должна варьироваться в зависимости от ответа на вопрос о том, был ли респондент на экскурсии по Кронштадту или еще не был.
Экспертный опрос - методика, используемая для решения достаточно сложных проблем, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит экспертный опрос профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон. Потом все записи, собранные в ходе экспертного опроса, расшифровываются и анализируются.
В данном исследовании проведение экспертного опроса в принципе не планируется. Хотя он может использоваться турфирмами в ходе разработки эксклюзивных туристских продуктов для корпоративных клиентов (чаще – VIP - клиентов)
Холл-тест – метод количественного исследования, целью которого является индивидуальное тестирование самого продукта, его упаковки, сопровождающих продукт рекламных материалов и т.п. Холл-тест позволяет в сжатые сроки получить мнение целевой аудитории о достоинствах и недостатках тестируемого продукта, его преимуществах по сравнению с конкурентами, свойствах, нуждающихся в улучшении и т.п.
Информация о работе Исследование туристского рынка Кронштадта