Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37
Курсовая работа по « регионалистика »
На тему: «Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации.
Приволжская железная дорога »
Выполнила : студентка
Проверил :
Санкт-Петербург 2012
Содержание
Введение______________________
Раздел 1_____________________________
1.Характеристика Населения_____________________
2.Ресурсы_____________________
2.1 Водные________________________
2.3 Полезные
ископаемые____________________
2.4 Промышленность________________
3.Энергетика__________________
4. Сельское хозяйство____________
5. Перспективы
развития региона______________
Раздел 2_____________________________
1.Характеристика
всех видов транспорта____________________
1.1.Автомобильный
транспорт_____________________
1.2.Водный транспорт__________
1.3.Трубопроводный
транспорт_____________________
1.4.Воздушный
транспорт_____________________
1.5.Железнодорожный
транспорт_____________________
2.Описание приволжской
железной дороги_______________
3.Грузопотоки
по каждому виду транспорта____
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3_____________________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей .
Продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта, имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для клиентов.
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция, возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня. Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.
Железнодорожный транспорт является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ.
Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
В моем курсовом проекте будет дана географическая характеристика Поволжского экономического района, а так же характеристика развития Путей Сообщения в Приволжском экономическом районе.
Раздел 1
Экономика - географическая характеристика Поволжского экономического района.
В состав Поволжского экономического района входят республики Татарстан и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.
Площадь района составляет более 500 тыс. км2. Особенностью географического положения является стержневое (вдоль Волги) размещение региона.
Поволжье находится на юго-востоке европейской части России, имеет приграничное положение и, несмотря на выход к Каспийскому морю на юге, внутриконтинентальное географическое положение.
На юго-востоке район выходит к государственной границе России с Казахстаном, являющимся, как и Россия, членом СНГ. На северо-востоке Поволжье граничит с Уральским, на севере — с Волго-Вятским, на северо-западе — с Центральным, на западе — с Центрально-Чернозёмным и на юго-западе — с Северо-Кавказским районом.
В административном плане Российской Федерации Поволжье принадлежит вПриволжскому федеральному округу, столицей которого является г. Нижний Новгород.
Городами-миллионерами в Поволжском районе являются Самара (1160 тыс. чел., 1998 г.), Казань (1090) и Волгоград (1003). Далее за ними следует Саратов (886). Более 500 тыс. жителей насчитывают Тольятти (716), Ульяновск (676), Пенза (534), Набережные Челны (524).
Несколько менее 500 тыс. жителей имеет Астрахань (488). Далее с большим отставанием следуют Волжский (291), Нижнекамск (219) и Балаково (206). Менее 200 тыс. человек проживает в Энгельсе и Сызрани (по 188), Альметьевске (141), Димитровграде (137), Камышине (128), Новокуйбышевске (116), Зеленодольске (101) и Элисте (100).
Самара— крупный город в России, расположенный на левом возвышенном берегу реки Волга в излучине Самарской Луки, между устьями рек Самара и Сок.
Природные ресурсы Самары представлены полезными ископаемыми и гидроресурсами. Полезные ископаемые представлены топливными ресурсами — нефтью, газом и горючими сланцами, а также строительным сырьем: пески, изестняк, доломит, мел, глина, сера, опока. Самые богатые месторождения нефти: Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Глубина их залегания до 3000 м.
Промышленность представлена около 400 крупными и средними предприятиями и более 4 тысячами малыми. Наибольшее развитие получили машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия. Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности.
Столица Республики Татарстан – город Казань расположен на северо-западе Татарстана. Город протянулся вдоль двух берегов реки Казанки – у места ее впадения в Волгу.
Численность населения Казани составляет 1120,2 тыс. человек. Площадь города: 425,3 кв. км. Плотность населения составляет 2,6 тыс. человек на кв. км.
Столица Республики Татарстан – крупный железнодорожный, автодорожный и авиационный узел, крупнейший на Волге речной порт.
Главными отраслями промышленности города являются машиностроение и металлообработка, авиа- и приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность.
Казань играет важную роль в Поволжском районе, ведь в этом городе производят вертолеты, самолеты, компрессорное и холодильное оборудование, полиэтилен, синтетические каучуки, медицинские и оптические приборы, моющие и лекарственные средства, значительная доля которых идет на экспорт. Одним из лидеров российской пищевой промышленности является пивоваренный концерн ОАО «Красный Восток».
Население Поволжья насчитывает 15 млн. человек. Средняя плотность населения составляет более 30 человек на 1 км 2. Однако население района размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены северные регионы (в Татарстане средняя плотность превышает 55 человек на 1 км 2), а на юге плотность значительно снижается (например, в Калмыкии плотность населения равна 4 человекам на 1 км2). В целом в районе преобладают женщины и происходит старение населения. Население района характеризуется сложностью национального и религиозного состава. В Поволжье проживают русские, татары, калмыки, немцы, казахи. Это единственный регион России, в котором проживают представители всех трёх мировых религий — христианства (русские, немцы), ислама (татары, казахи) и буддизма (калмыки). В районе наблюдается высокий уровень урбанизации: 73 % населения Поволжья проживает в городах.
В районе также проживают значительные группы украинцев, мордвы, чеченцев (Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области), немцев (Калмыкия, Волгоградская и Саратовская области). Кроме того, в Калмыкии расселены казахи, аварцы и кумыки; в Татарстане - удмурты, марийцы и башкиры.
В настоящее время для Поволжского района характерен процесс естественной убыли населения. Это связано с резким ухудшением экономического и социального положения, низким уровнем медицинского обслуживания, обострением экологической обстановки. Как видно из приведенных в таблице 1данных, во всех субъектах РФ, входящих в Поволжский район, кроме Республики Калмыкия, смертность превышает рождаемость.
Таблица 1.Показатели естественного движения населения в 2010 году
Субъект Федерации |
Родившиеся, чел |
Умершие, чел |
Естественный прирост (убыль) |
Республика Калмыкия |
4341 |
2980 |
+1361 |
Республика Татарстан |
44350 |
49179 |
-4829 |
Астраханская обл. |
14200 |
13660 |
+540 |
Волгоградская обл. |
29508 |
37892 |
-8384 |
Пензенская обл. |
14174 |
22583 |
-8409 |
Самарская обл. |
36439 |
48593 |
-12154 |
Саратовская обл. |
27492 |
39291 |
-11799 |
Ульяновская обл. |
13461 |
20033 |
-6572 |
Особенно велика естественная убыль населения в Пензенской, Самарской и Саратовской областях, где она превышает среднероссийский показатель. Рост населения происходит в последние годы за счет механического движения.
Высокий уровень подготовки кадров опирается в Поволжье на разветвленную сеть научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, которые были созданы во многих его промышленных центрах.
Поволжье относится к районам, хорошо обеспеченным высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Здесь созданы кадры машиностроителей, нефтяников, химиков, энергетиков, строителей.
Динамика численности Поволжского района имеет тенденцию к отрицательным значениям, что связано с естественной убылью населения и в последние годы с уже незначительным механическим притоком.
Таблица 2. Расчет плотности населения Поволжского района
Административно- Территориальная единица |
Территория S, тыс. км2 |
Население Н, тыс. чел. |
В том числе |
Плотность населения, чел./км2. | |||
Городское, Тыс. чел. |
в % |
Сельское, Тыс. чел. |
в % | ||||
Республика Калмыкия |
76,1 |
292 |
123.516 |
42.3 |
168.48 |
57.7 |
3.83 |
Республика Татарстан |
68 |
3780 |
2793.42 |
73.9 |
986.58 |
26.1 |
55.58 |
Астраханская обл. |
44.1 |
1007 |
666.634 |
66.2 |
340.37 |
33.8 |
22.83 |
Волгоградская обл. |
113.9 |
2703 |
1997.517 |
73.9 |
705.48 |
26.1 |
23.73 |
Пензенская обл. |
43.2 |
1453 |
935.732 |
64.4 |
517.27 |
35.6 |
33.63 |
Самарская обл. |
53.6 |
3240 |
2608.2 |
80.5 |
631.80 |
19.5 |
60.44 |
Саратовская обл. |
100.2 |
2669 |
1948.37 |
73 |
720.63 |
27 |
26.63 |
Ульяновская обл. |
37.3 |
1382 |
1011.624 |
73.2 |
370.38 |
26.8 |
37.05 |
Итого по экономическому району |
536.4 |
16527 |
12085.01 |
73.1 |
4440.99 |
26.9 |
30.81 |