Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37
4. Сельское хозяйство.
Поволжье - крупнейший район многоотраслевого сельского хозяйство, представленного животноводством (мясо-молочное направление), растениеводством (зерновые и технические культуры).
Сельское хозяйство Поволжья играет важную роль в обеспечении страны продуктами питания и сырьем для различных отраслей промышленности. Поволжский район располагает значительными площадями пашни и пастбищ. Особенности географического положения района требуют проведения крупномасштабных ирригационных работ, особенно в Заволжье и на юге.
На долю района приходилось в 2001 г. 18,8% производства зерна, 19,8% семян подсолнечника, 14,1% овощей, 10,1% картофеля, 10,0% сахарной свеклы, 14,8% мяса, 14,2% молока, 12,4% яиц и 26,0% шерсти. На долю продукции растениеводства в 2001 г. приходилось 55,4% валовой продукции сельского хозяйства района. Здесь выращиваются пшеница твердых сортов, объем заготовок, которой составляет 50% от заготовок в целом по России, семена подсолнечника — около 20%.
Природно-климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства Поволжья. По общей площади сельскохозяйственных угодий (40,6 млн га, т.е. 75,6% общей земельной площади района, из которых 25,7 млн га — пашни, 15,9 млн га — се-нокосы и пастбища) район занимает 1 -е место в России.
Территория района простирается в меридиональном направлении, поэтому природно-климатические условия здесь меняются по мере продвижения с севера на юг. В зависимости от этого меняется и специализация отдельных областей и республик.
Например, в Волгоградской, Саратовской и Самарской областях производится около 2/з зерна района, в Волгоградской области — 85% горчицы, в Астраханской области — около 90% овощей и бахчевых. Основные площади пастбищ находятся в Нижнем Поволжье и больше всего — в Республике Калмыкии.
Недостаток влаги и ветровая эрозия наносят большой ущерб сельскому хозяйству. Особо засушливая зона Поволжья охватывает территорию Самарской, Саратовской, Волгоградской области, Астраханской областей и Республики Калмыкии. Поэтому здесь нашли широкое применение орошение посевных площадей, обводнение пастбищ, создание лесозащитных полос.
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является зерновое хозяйство (около 70% всех посевных площадей района). Главная зерновая культура — яровая пшеница твердых высокобелковых сортов; основные посевные площади размещены в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях.
В Поволжье возделывают и озимую пшеницу, но в районах с более мягким климатом — на правобережье Волгоградской и Саратовской областей, а также в Пензенской и Ульяновской областях.
В северных районах Поволжья большие площади заняты под посевами ржи. Высокие и устойчивые урожаи получают в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Поволжье выделяется производством крупяных культур. Высокие урожаи здесь дает просо, которое достаточно хорошо переносит засуху. По размерам посевных площадей, занятых под этой культурой и сосредоточенных в основном в Саратовской и Волгоградской областях, район занимает 1-е место в России. Посевы риса размещаются на орошаемых землях Волго-Ахтубинской поймы (Астраханская область) и Сарпинской низменности (Республика Калмыкия).
Важнейшие технические культуры Поволжья — подсолнечник, сахарная свекла и горчица.
Нижнее Поволжье специализируется в основном на овощеводстве и бахчеводстве, наиболее высокий урожай которых получают в Волго-Ахтубинской пойме, где наряду с овощными и бахчевыми культурами возделываются зерновые (рис) и кормовые культуры.
Большое внимание уделяется развитию орошаемого земледелия. Оросительные системы функционируют на площади более 1,5 млн. га, наиболее крупные из них — Черноярская в Астраханской области, Кисловская в Волгоградской области, Сарпинская и Черноземельская в Республике Калмыкии, Энгельская в Саратовской области, Спасская в Самарской области. Для обеспечения питьевой водой и обводнения пастбищ в Республике Калмыкии создано Чограйское водохранилище.
К сожалению, ежегодное поступление в него воды с водосборной площади с засоленными и солончаковыми почвами привело к повышению содержания солей в воде и ухудшению ее качества; поэтому для дальнейшего использования воды Чограйского водохранилища для питьевых целей необходимо осуществить промывку водохранилища или хотя бы произвести разбавление пресными водами.
Животноводство дает 44,5% всей валовой продукции сельского хозяйства района. Оно располагает обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.
В связи с наличием в Поволжье множества крупных, средних, мелких городов и промышленных центров, где проживает 71 % населения Поволжья, здесь получило широкое развитие пригородное хозяйство. Созданы специализированные хозяйства по производству молока, овощей, картофеля и другой скоропортящейся продукции сельского хозяйства.
Наряду с сельским хозяйством получили широкое развитие промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и сфера, обеспечивающая заготовку, хранение и реализацию продукции сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье.
Среди отраслей пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, маслоэкстракционная, мясная, рыбная и консервная; отрасли, производящие продукцию непродовольственного назначения, — меховая, кожевенно-обувная, овчинно-шубная, прядильно-ткацкая (на базе собственного сырья). Создана также заготовительно-сбытовая сеть — элеваторы, склады, холодильники, картофеле-, овоще- и фруктохранилища и т.д.
5. Перспективы развития региона.
Основными направлениями развития хозяйства Поволжского экономического района должны стать: решение экологических проблем, связанных с загрязнением, воздушного и водного бассейнов, с истощением земельных, почвенных и рыбных ресурсов, строительство новых ирригационных систем, внедрение новейших энергоёмких, но водо-и материало-сберегающих производств, внедрение безотходных технологий, развитие транспортного и точного машиностроения, решение проблем конверсии и возрождения ВПК, всестороннее развитие АПК.
Поволжский экономический район, обладающий значительными природными ресурсами и экономическим потенциалом, нуждается в расширении инвестирования для развития агропромышленного производства, более глубокой переработки нефти и газа, химической и нефтехимической промышленности и автомобилестроения.
Необходимо решать проблему оздоровления экологии, сохранения уникальной природно-климатической среды обитания ценных пород осетровых рыб. Целесообразно развивать экзотические виды туризма, тяготеющие к водным видам туризма.
Основной экологической проблемой района является, без сомнения, проблема комплексного рационального использования водных ресурсов Волги.
Волга (в отличие, например, от Миссисипи и Миссури) перегорожена множеством плотин, которые образовали крупные водохранилища: Куйбышевское (площадью 5,9 тыс. кв. км), Волгоградское (3,1 тыс. кв. км), Саратовское. Это привело к значительным изменениям природных законов в экосистеме реки (колебаниям уровня воды по команде диспетчеров, снижению биопродукционного потенциала организмов, размножению сине-зеленых водорослей, при разложении резко уменьшающих содержание кислорода в воде и выделяющих токсичные вещества). Кроме того, содержание различных опасных веществ в воде водохранилищ существенно превышает ПДК (предельно допустимую концентрацию), а ведь волжская вода является основным источником водоснабжения для многочисленных населенных пунктов.
Фактически Волга как река перестала существовать и превратилась в непрерывную цепь искусственных "морей" - водохранилищ.
Система каскадов плотин на реке поставила на грань вымирания осетровое стадо. За последние 30 лет уловы рыбы на Волге сократились в 10-15 раз.
Создание водохранилищ на Волге вызвало лавинообразные процессы разрушения берегов. Правобережные склоны подвергаются усиленным процессам выветривания и подмыва, происходит сползание террас и оседание грунтов, оползни и деформации. С другой стороны, затопление высокопродуктивных пойменных лугов и пастбищ с возведением плотин и прокладкой различных каналов подорвало основу исторически сложившегося в регионе животноводства.
Раздел 2
Поволжский экономический район по масштабам и уровню развития транспорта занимает третье место среди одиннадцати районов Российской Федерации.
В нем представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Из шести магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Важное значение имеет водный транспорт – по Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Нефть и газ района по трубопроводам поступают в центральные регионы России в страны "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Международное значение имеет система нефтепроводов "Дружба" - от Альметьевска через Самару в Польшу, Германию, Венгрию и Словакию, с ответвлением в Литву и Латвию.
Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, авто, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машинки и оборудование, продукцию легкой Индустрии. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.
Транспортную сеть района формируют Волга и пересекающие ее автомобильные и железные дороги, а также сеть трубопроводов и ЛЭП. Волго-Донской канал соединяет воды крупнейших рек европейской части России - Волги и Дона (выход в Азовское море).
Нефть и газ района по трубопроводам поступают в регионы Центральной России и в страны "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Международное значение имеет система нефтепроводов "Дружба" - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия), далее нефтепровод разветвляется на два участка: северный - по территории Белоруссии, далее в Польшу, Германию и южный - по территории Украины, далее в Венгрию, Словакию. Нефтепровод имеет ответвление - Унеча-Полоцк - Вентспилс (Литва), Мажейкяй (Латвия)
Густая сеть железнодорожных, автомобильных и речных путей обеспечивает тесные хозяйственные связи Поволжья сдругими районами. Значительный объем перевозок приходится на Волго-Камский бассейн, являющийся «транспортным каркасом» района.Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.
Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием
Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.
Автомобильный транспорт служит необходимым дополнением к магистральным видам современного транспорта и практически незаменим при доставке грузов на короткие расстояния. В грузообороте главное место занимают сельскохозяйственные грузы, строительные материалы и различные предметы народного потребления. Автомагистрали Москва – Рязань – Пенза – Самара, Волгоград – Ростов, Москва – Воронеж – Волгоград имеют огромное межрайонное значение.
1.2. Водный транспорт
По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы – зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.
Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.
Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет свыше 5700 км. Реки Волга, Дон, Хопер, Кама судоходны от 200 до 250 дней в году.
Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.