Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37
Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.
На район приходится примерно 1/4 грузооборота речного транспорта страны.
1.3. Трубопроводный транспорт
В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт.
С помощью трубопроводного транспорта перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки.
Даже без учета трубопроводного транспорта Поволжский район имеет активный транспортный баланс, на долю которого приходится более половины общих перевозок нефти и нефтепродуктов. Поставка продукции в 1,5 раза превышает поступление грузов из других районов.
В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.
Основные направления: Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Москва – Рязань; Самара – Новороссийск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).
В настоящее время в районе перерабатывают не только поволжскую нефть, но и поступающую по нефтепроводам Актау – Самара, Самотлор – Тюмень – Курган – Уфа – Альметьевск.
Развитие трубопроводного транспорта в Поволжье связано с быстрым ростом добычи нефти и нефтепереработки.
Стремительный рост добычи нефти в Среднем Поволжье вызвал необходимость дальнейшего развития нефтепроводного транспорта. Эксплуатируются магистрали: Туймазы – Уфа, Самара – Саратов, Туймазы – Бугуруслан – Самара, Шкапово – Ишимбай.
Для формирования разветвленной сети нефтепроводов имело особое значение создание следующих систем межрайонного значения:
Центральной системы трубопроводов, берущих начало в Татарстане и соединяющих нефтепромыслы республики с городами Рязань, Москва, Ярославль и далее на северо-запад до Санкт-Петербурга.
Западной системы, объединяющей Россию с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией.
Быстрое развитие трубопроводного транспорта связано с его высокой экономической эффективностью транспортировки нефти, нефтепродуктов и природного газа.
Значение газопроводов состоит в том, что они положили начало созданию крупнейшей газопроводной сети в России и широкому внедрению высокоэффективного газового топлива в быт и промышленность страны.
Введены в эксплуатацию газопроводы Туймазы – Уфа, Арчеда – Волгоград, Арчеда – Коробки - Череновец.
В настоящее время газопроводная система магистральных трубопроводов производительностью более 20 млрд. куб.м соединена с Центральной, Среднеазиатской и Уральской системами.
Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты Астрахани, Волгограда, Самары, Пензы, Саратова, Ульяновска, Элисты, Казани и Набережных Челнов, где установлены таможенные посты.
Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.
Воздушный транспорт Поволжья имеет межрайонное значение. Территорию его пересекают авиалинии, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и за рубежи России – в Иран, Индию и другие страны. Крупнейшими аэропортами на этих линиях являются Самара, Казань и Волгоград.
1.5 Железнодорожный транспорт
Среди отраслей транспорта первое место в Поволжском районе по грузообороту занимает железнодорожный транспорт.
Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление – важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.
Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа; железнодорожные магистрали, соединяющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Петров Вал — Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации; железные дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз и Бугульма — Пронино — Сургут (последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста — Дивное и Астрахань — Гурьев.
Эксплуатационная длина железных дорог составляет около 10 % от длины железных дорог России, наибольшая ее часть размещена в Саратовской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. В расчете на 10 тыс. км2территории района приходится 160 км железных дорог, что в 3 раза больше, чем в среднем по РФ.
Железнодорожные и автомобильные магистрали связывают центры областей и республик района с центральными, северо-восточными и южными районами европейской части России.
Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть Центрального,Уральского и Поволжского экономических районов обслуживает Горьковскаяжелезная дорога. Из общей эксплуатационной длины дороги на Волго-Вятскийрайон приходится около 60%.
Горьковская железная дорога вытянута в основном с запада на восток и состоитиз двух широтных магистралей: северной (Петушки – Нижний Новгород – Киров) июжной (Черусти – Арзамас – Казань). Эти линии связывают Центр с Уралом,электрифицированы, двух путные. По ним выполняется основной объемтранспортной работы дороги. Протяженность электрифицированных участковсоставляет 32,5% ее длины. Более половины грузооборота дороги осваиваетсяэтими участками.
Грузами ввоза на дорогу является каменный уголь, нефтепродукты, черныеметаллы, стройматериалы.
На формирование и развитие железнодорожной сети Поволжского района оказало решающее влияние его транзитное положение на путях Запад- Восток. Главные железные дороги пересекают Поволжье в широтном направлении, соединяя восточные районы с районами Европейской части России.
Сооружение железнодорожной линии Белорецк – Чишмы обеспечит выход магнитогорскому металлу в районы Поволжья и Центра.
С сооружением плотины Нижнекамской ГЭС создается новый железнодорожный переход через Каму.
Приволжская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») — железная дорога, расположенная на юго-востоке Европейской части России, в регионе Нижней Волги и среднего течения Дона.
Находится в основном на территории Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей, частично проходит также по территории Ростовской области и Казахстана. Дорога награждена орденом Ленина (1970).
Благодаря географическому положению магистраль обеспечивает пропуск грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, а также включает в себя важную часть международного транспортного коридора «Север – Юг», который позволит интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.
Ежесуточно со станций Приволжской железной дороги отправляется около 100 тысяч тонн различных грузов: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения. Услугами железнодорожного транспорта дальнего и пригородного сообщений в регионах обслуживания дороги пользуются миллионы пассажиров.
Приволжская магистраль как филиал компании «Российские железные дороги» участвует в реализации проектов, предусмотренных «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года».
Управление дороги находится в Саратове. До 1 сентября 2010 года в состав дороги входили отделения: Саратовское, Волгоградское, Астраханское. Ранее, до укрупнения отделений и изменения границ дороги также существовали Ершовское, Ртищевское, Арчединское отделения.
Дорога граничит с Юго-Восточной дорогой (по станциям Благодатка, Ильмень, Дуплятка), с Северо-Кавказской дорогой (по станциям Морозовская, Котельниково, Олейниково), с железной дорогой республики Казахстан (по станциям Аксарайская, Озинки), с Южно-Уральской дорогой (по станции Новоперелюбская), с Куйбышевской дорогой (по станциям Громово, Чагра). Эксплуатационная длина дороги на 2009 год составляет 4236,8 км.
Основные узловые станции дороги: Анисовка, им. М. Горького (бывшая Воропоново), Саратов, Астрахань, Петров Вал, Верхний Баскунчак, Аксарайская, Ершов, Пугачёвск, Аткарск, Сенная, Колоцкий.
В состав локомотивного хозяйства дороги входят депо: Астрахань, Верхний Баскунчак, Волгоград, имени М. Горького, Сарепта, Петров Вал, Аткарск, Саратов, Сенная, Ершов. Также имеется база запаса локомотивов. Ранее на дороге также работали депо Арчеда, Палласовка, Пугачёвск.
В период с 1948 по 1960 годы дорога поэтапно переведена с паровой тяги на тепловозную.
Локомотивное депо Верхний Баскунчак — одно из старейших тепловозных депо сети железных дорог России, эксплуатирует тепловозы с 1948 года. На дороге внедрена технология вождения тяжеловесных поездов - до 8 000 тонн.
Идет работа по строительству
второго пути и электрификации участка
Сенная-Возрождение-Громово на направлении
Сызрань-Сенная-Саратов-
Ежесуточно по дороге отправляется более 100 тысяч тонн грузов: нефть, черные и цветные металлы, сера, зерно, цемент.
Каждый год услугами Приволжской магистрали пользуются более 25 миллионов пассажиров. На дороге курсируют 5 фирменных поездов: "Саратов" (Саратов-Москва), "Волгоград" (Волгоград-Москва), "Лотос" (Астрахань - Москва), "Слава" (Волгоград-С.-Петербург) и "Приволжский" (Саратов-Адлер), а также международный поезд сообщением Саратов-Берлин.
Уже более полувека действует Волгоградская детская железная дорога, воспитавшая не одно поколение юных железнодорожников.
В 2006 году Приволжской железной дороге исполнилось 135 лет. К юбилею магистрали было приурочено открытие второго пути на перегоне Чернавка – Буровка – Кулатка участка Сенная – Громово, ввод в эксплуатацию двухпутной электрифицированной вставки на перегоне Буркин – Ивановский на направлении Саратов – Петров Вал и ПТО в локомотивном депо Астрахань-2.
В период до 2010 года было запланировано строительство обводного железнодорожного пути Саратовского узла и вторых перегонных путей на участке им.М.Горького – Котельниково, строительство вторых путей и электрификация участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская.
Эксплуатационная длина Приволжской железной дороги 4459 км.
Приволжская железная дорога обслуживает в основном Астраханскую, Волгоградскую и Саратовскую области, а также Пензенскую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую области РСФСР, Уральскую и Гурьевскую области Казахской ССР. Дорога тесно взаимодействует с речным транспортом: Астраханский, Волгоградский и Саратовский узлы, Камышин и др. (на Волге); станция Донская (на Дону), порты и пристани Волго-Донского судоходного канала.
ВВОЗ. Рисунок 2
Вид транспорта |
Товар |
Куда |
Откуда |
Автомобильный |
Продукты питания, строительные материалы, непродовольственные товары, легковые автомобили, грузовые автомобили. |
Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Астраханская область, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Пензенская область. |
Центральная Россия, Урал, Дальний Восток, Сибирь, Европа. |
Водный |
Строительные материалы, непродовольственные товары, нефть, деловая древесина. |
Волгоград, Казань, Астрахань. |
Центральная Россия, Урал, Кавказ, Северо-Запад. |
Трубопроводный |
Нефть, газ, их продукты переработки. |
Альметьевск, Самара, |
Европейская часть РФ, Западная Европа. |
Воздушный |
Непродовольственные товары, продукты питания, строительные материалы, продукция легкой промышлености. |
Астрахань Волгоград, Самара, Пенза, Саратов, Ульяновск, Элиста, Казань и Набережные Челны. |
Урал, Сибирь, Северо-Запад, Центрально- Черноземный район. |
Железнодорожный |
Уголь, легковые автомобили, тракторы, грузовые автомобили. |
Самара, Ульяновск, Татарстан, Волгоградская область, Пенза, Саратов. |
Центральная Россия, Северо-Запад, Уральский район, Прибалтийский район, Западная Европа. |