Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37
ВЫВОЗ. Рисунок 3
Вид транспорта |
Товар |
Куда |
Откуда |
Автомобильный |
Легковые автомобили, пиломатериалы, деловая древесина, продукты питания. |
Центральная Россия, Урал, Сибирь, Северо-Запад, Северо-Кавказский район, Прибалтийский район. |
Самара, Ульяновск, Татарстан, Пенза, Саратов, Волгоградская область. |
Водный |
Грузовые автомобили, Металлорежущие станки, пиломатериалы, продукты питания, деловая древесина, нефть, каменный уголь. |
Центральная Россия, Урал, Кавказ, Северо-Запад |
Волгоград, Казань, Астрахань. |
Трубопроводный |
Нефть,газ, их продукты переработки. |
Центральная Россия, Северный район, Северо-Западный район, страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»). |
Самара, Альметьевск, Республика Татарстан. |
Воздушный |
Непродовольственные товары, продукты питания, строительные материалы. |
Центральная Россия, Казахстан, Урал, Центральная Европа, Западная Европа. |
Астрахань Волгоград, Самара, Пенза, Саратов, Ульяновск, Элиста, Казань и Набережные Челны. |
Железнодорожный |
Грузовые авто,Легковые авто,Тракторы, пиломатериалы, деловая древесина, непродовольственные товары, уголь. |
Донбасс, Центральная Россия, Урал и Казахстан, Урал, Западная Европа |
Самарская, Ульяновская, Татарстан, Волгоградская область, Пензенская, Саратовская области. |
В перспективе возможно существенное улучшение транспортного положения района в связи со строительством двух новых железнодорожных мостов через р. Волгу – ус. Пристанное в Саратовской обл. и у г. Ульяновска.
Железнодорожный транспорт остаетсяи далее будет оставаться ведущим видом транспорта Поволжья, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития не только в Поволжском районе но и во всей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железных дорог. К таким недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6-8 лет, а иногда и больше).
Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном).
К недостаткам железной дороги следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам. Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог Поволжья и всей России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.
Раздел 3
Расчет густоты железной дороги по Поволжскому району.
Административно- |
Территория S, Тыс. км 2 |
Население H, Тыс. чел. |
Эксплуатационная Длина железных дорог, км. |
Густота железнодорожной сети | |||
Дs, км/км2 |
ДH, Км/чел. |
ДSH | |||||
Республика Калмыкия |
76,1 |
292 |
165 |
2,16 |
0,56 |
1,46 | |
Республика Татарстан |
68 |
3780 |
927 |
13,6 |
0,08 |
1,18 | |
Астраханская обл. |
44,1 |
1007 |
1771 |
40,1 |
1,75 |
4 924,5 | |
Волгоградская обл. |
113,9 |
2703 |
1617 |
14,1 |
0,59 |
69,2 | |
Пензенская обл. |
43,2 |
1453 |
828 |
19,1 |
0,56 |
114,4 | |
Самарская обл. |
53,6 |
3240 |
1171 |
21,8 |
0,36 |
61,5 | |
Саратовская обл. |
100,2 |
2669 |
1564 |
15,6 |
0,58 |
81,8 | |
Ульяновская обл. |
37,3 |
1382 |
729 |
19,5 |
0,52 |
102,8 | |
Итого по экономическому району |
9 тыс. км |
16527 |
8772 |
145,9 |
5 |
5 356 |
Исходя из
таблицы, делаем вывод, что
наибольшая эксплуатационная
Говоря о населении, следует
отметить Республику Татарстан,
В республике Калмыкии хоть и не высокие показатели и численности населения, и длины железных дорог, но как нам уже известно Калмыкия радует нас своими месторождениями полезных ископаемых, например запасы углеводородов, основные разведанные и эксплуатируемые — Ики-Бурульское и Ермолинское.
Заключение
Поволжский экономический район, как и другой любой района имеет свои плюсы и минусы. Далее мы рассмотрим их поподробнее.
« Плюсы » поволжского экономического района :
На территории Поволжья очень значительные природные ресурсы, по суммарной обеспеченности водными ресурсами район уступает в европейской части страны лишь Северному и в 12 раз превосходит Центрально-Черноземный.
Открытие в Поволжье нефти связано с именем академика И.М. Губкина, который первым дал прогноз нефтеносности девонских отложений. Девонскую нефть открыли в годы войны в Самарской Луке, а затем в Восточной Татарии. В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях.
Запасы горючих сланцев в районе достаточно велики, но себестоимость их добычи здесь высока, и их невыгодно применять как топливо.
Поволжье – многонациональный густозаселенный район страны. Здесь проживают русские, татары, мордва, чуваши, украинцы, казахи, марийцы, удмурты, калмыки.
А в промышленной отрасти
« Минусы » Поволжского экономического района :
В настоящее время для Поволжского района характерен процесс естественной убыли населения. Это связано с резким ухудшением экономического и социального положения, низким уровнем медицинского обслуживания, обострением экологической обстановки.
Важной проблемой, требующей своего решения незамедлительно, остается расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась.
В то же время климатические условия района не позволяют получать в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.
Список литературы