Этнокультурный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат

Описание

Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный  туризм. Транзитный туризм -- это остановки  туристов по пути следования к месту  назначения. Однодневный туризм -- это  туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма -- кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально -- три ночлега.

Формы туризма в зависимости  от возраста путешествующих. При классификации  форм туризма учитывается также  возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в  возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как  правило, без детей); пенсионеры (65 лет  и старше).

Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. В зависимости  от транспортного средства, используемого  для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие  формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и  морской.

Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости  от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация  форм туризма показывает колебания  спроса на туристские услуги в течение  года. Время, в которое совершается  максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий -- межсезоньем. Туристские сезоны в  разных регионах могут не совпадать  Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг  в туризме: Учебное пособие/Под  общей ред. З.М. Горбылёвой. - Минск.: «Экономпресс», - 1998 - С.207.

Кроме предложенных шести  критериев существуют и другие точки  зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация  туризма была более полной, Всемирная  туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим  типам: внутренний туризм -- путешествия  жителей какого-либо региона по этому  региону; въездной туризм -- путешествия  по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм -- путешествия  жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма  могут по-разному сочетаться, образуя  категории туризма. Эти категории  туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» -- к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм  в пределах страны» охватывает собой  внутренний и въездной туризм; «национальный  туризм» -- внутренний и выездной туризм; «международный туризм» -- въездной и  выездной.

Этнография как самостоятельная  научная дисциплина возникла на базе географической науки в России и  ряде других стран или как наука  о человеке (как, например, в Англии). Вместе с тем ее данные задолго  до выделения этнографии в середине XIX в. в особую отрасль знаний использовались при исторических исследованиях. Такое  положение давало повод рассматривать  этнографию как своего рода вспомогательную  дисциплину, относящуюся то ли к  географии или биологии, то ли к  истории. К сожалению, подобные взгляды  не изжиты и по сей день, однако если прежде они могли быть объяснены  еще общей недифференцированностью  наук, то сегодня - это результат  научного невежества или неосведомленности  Основы туристической деятельности. Учебник / Авт. Составитель Е. И. Ильина. Москва: 2000. - С.120.

Этнография - историческая наука, а объект ее исследования - этнос, возникший еще на заре человеческой истории. Если оставить за пределами  исторического исследования эпоху  первобытного стада и начинать его  с первобытнообщинного (или родового, или доклассового) периода в истории, т. е. с того периода, когда мы можем  более или менее объективно различать  и отличать этносы, то окажется, что  этнография значительно полнее во временном  и пространственном отношении, чем  история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых  человечеством. Воссоздать историческое прошлое народов Земли - долг и  обязанность современной науки. В этом кропотливом труде историку помогает письменный источник, а как  восстановить бесписьменную историю, или прошлое бесписьменных народов.

Большинство народов не имело письменности, и поэтому  их невозможно изучать традиционными  методами истории, как нельзя изучать  теми же методами самый большой период, прожитый человечеством,- эпоху бесписьменного доклассового общества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и  сегодня вольно или невольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В  такой позиции как бы возрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические» и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющие письменности, а в пору расцвета колониальных империй - и все  народы - носители отличной от европейской культуры Зорин И.В. Образование и карьера в туризме. Учебное пособие. Москва.: «Советский спорт», 2003. - С.102.

Вместе с тем история  народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях  и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях  труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются  на могильных полях и местах древних  поселений, в легендах и эпических  сказаниях, т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами. Очевидно, что  в прожитом человечеством миллионолетье, где эпоха классового общества, возникшая  всего каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожно малая величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов. Следовательно, этнографии в  создании подлинной всемирной истории  отводится отнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно  при изучении самой длительной прожитой человечеством эпохи - эпохи доклассового общества, чья этническая и социальная история стала предметом научной  дискуссии в современном ученом мире.

Туристическая деятельность - это комплекс мер по предоставлению туристических услуг. Например, выезд  граждан с постоянного места  жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в стране или месте временного пребывания.

Экскурсионная деятельность.

Экскурсия - это:

1) процесс наглядного  познания окружающего мира: особенностей  природы, современной и исторической  ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей  определенного города или региона  - заранее избранных объектов, которые  изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут  с целью посещения достопримечательных  объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

протяженность по времени  проведения (от одного академического часа до одних суток);

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего  экскурсию;

показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному  маршруту;

целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие  определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в  стране или на объекте посещения;

2) субъект участник экскурсии.

 

Схема 1

Конечно, непосредственному  проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии  проходит две основные ступени:

1. предварительная работа - подбор материалов для новой  экскурсии, их изучение, отбор  объектов, на которых она будет  построена;

2. непосредственная разработка  самой экскурсии - составление  экскурсионного маршрута, обработка  фактического материала; работа  над содержанием экскурсии, ее  основной частью, состоящей из  подтем и нескольких основных  вопросов, входящих в каждую их  них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических  приемов показа и рассказа  во время проведения экскурсии;  подготовка методической разработки  новой экскурсии Емельянов Б.Е.  Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие. Москва.: Турист, 1986. - С.107.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники  творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В  отдельных случаях на предварительную  работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. Понятие  включает в себя:

общую методику, т.е. всю  систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

частную методику, то есть конкретизацию методических приемов  применительно с особенностями  определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части  с целью более глубокого познания объекта;

синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

ассоциация по времени;

ассоциация по единству;

словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или  изображении);

осмотр объекта;

метод наблюдения.

Вполне естественно, что  методика экскурсионного дела находится  в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация  экскурсий также подверглась  изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположником экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках  заключались основные направления  и содержание экскурсионной работы того времени Родин А.Ф., Соколовский  Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. Пособие для учителей. Москва.: 2001. - С.99.

Это следующие признаки:

по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные  или комплексные;

по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

по логическому построению: аналитические, синтетические;

по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В основе современной классификации  экскурсий лежит деление по следующим  основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии  подразделяются на:

обзорные;

тематические.

Обзорные экскурсии, как  правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных  объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов  устройства города, промышленных и  сельскохозяйственных предприятий  и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее  представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические экскурсии  посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в  ее основу положено одно или несколько  знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия  на архитектурную тему, то предметом  изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные  ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии  подразделяются на шесть групп:

1. исторические - в свою  очередь делятся на:

историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Урая»);

археологические;

этнографические;

военно-исторические.

2. производственные - делятся  на:

производственно-экономические;

производственно-исторические;

производственно-технические;

производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие - подразделяются  на:

театральные (например, «Санкт-Петербург  театральный»);

историко-музейные (скульптуры);

музейные (показывающие картинные  галереи музеи, выставочные залы);

5. литературные -

литературно - биографические;

историко - литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники  архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

взрослую аудиторию и  детей;

местное население и  приезжих туристов;

городское и сельское население;

организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

городские;

загородные;

производственные;

музейные.

По способу передвижения:

пешеходные;

транспортные;

экскурсионных объектов и  рассказ производится по ходу движения транспортного средства.

По форме проведения:

экскурсия-массовка, когда  происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

экскурсия-прогулка. При  этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха);

экскурсия-лекция - при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет  многие функции и задачи:

образовательная;

воспитательная;

рекреационная;

рекламная;

коммуникативная

Экскурсии как эффективная  форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Информация о работе Этнокультурный туризм