Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат
Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.
Продолжительные путешествия,
как правило, дополняются непродолжительными
поездками. К непродолжительным
поездкам относятся транзитные поездки,
однодневные поездки и
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий -- межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Минск.: «Экономпресс», - 1998 - С.207.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм -- путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм -- путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм -- путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» -- к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» -- внутренний и выездной туризм; «международный туризм» -- въездной и выездной.
Этнография как
Этнография - историческая
наука, а объект ее исследования - этнос,
возникший еще на заре человеческой
истории. Если оставить за пределами
исторического исследования эпоху
первобытного стада и начинать его
с первобытнообщинного (или родового,
или доклассового) периода в истории,
т. е. с того периода, когда мы можем
более или менее объективно различать
и отличать этносы, то окажется, что
этнография значительно полнее во временном
и пространственном отношении, чем
история, способна дать картину этнических
и социальных изменений, пережитых
человечеством. Воссоздать историческое
прошлое народов Земли - долг и
обязанность современной науки.
В этом кропотливом труде историку
помогает письменный источник, а как
восстановить бесписьменную историю,
или прошлое бесписьменных
Большинство народов не имело письменности, и поэтому их невозможно изучать традиционными методами истории, как нельзя изучать теми же методами самый большой период, прожитый человечеством,- эпоху бесписьменного доклассового общества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и сегодня вольно или невольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В такой позиции как бы возрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические» и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющие письменности, а в пору расцвета колониальных империй - и все народы - носители отличной от европейской культуры Зорин И.В. Образование и карьера в туризме. Учебное пособие. Москва.: «Советский спорт», 2003. - С.102.
Вместе с тем история
народа сохраняется не только в письменных
данных, но и в его традициях
и обычаях, его представлениях об
окружающем мире и верованиях, орудиях
труда, пище, одежде и жилище, в памятниках
древности, которые встречаются
на могильных полях и местах древних
поселений, в легендах и эпических
сказаниях, т. е. во всем комплексе культуры,
созданном данным этносом и отличающем
его от других. Только этнографическими
методами можно по этим следам восстановить
путь, пройденный народами. Очевидно, что
в прожитом человечеством миллионолетье,
где эпоха классового общества, возникшая
всего каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожно
малая величина, без истории не
было и не могло быть ни эпохи, ни
этносов. Следовательно, этнографии в
создании подлинной всемирной истории
отводится отнюдь не вспомогательная,
а особая роль, что очень важно
при изучении самой длительной прожитой
человечеством эпохи - эпохи доклассового
общества, чья этническая и социальная
история стала предметом
Туристическая деятельность - это комплекс мер по предоставлению туристических услуг. Например, выезд граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране или месте временного пребывания.
Экскурсионная деятельность.
Экскурсия - это:
1) процесс наглядного
познания окружающего мира: особенностей
природы, современной и
2) тематический маршрут
с целью посещения
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):
протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);
наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.
Экскурсант - это:
1) временный посетитель,
находящийся менее 24 часов в
стране или на объекте
2) субъект участник экскурсии.
Схема 1
Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:
1. предварительная работа - подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
2. непосредственная разработка
самой экскурсии - составление
экскурсионного маршрута, обработка
фактического материала;
Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Под методикой проведения
экскурсии подразумевается
общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно с особенностями определенного экскурсионного маршрута.
Методика или приемы:
анализ - мысленное разделение
предмета, вычленение из целостного части
с целью более глубокого
синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
ассоциация по времени;
ассоциация по единству;
словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
осмотр объекта;
метод наблюдения.
Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.
В основу классификации, предложенной одним из основоположником экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. Пособие для учителей. Москва.: 2001. - С.99.
Это следующие признаки:
по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;
по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;
по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;
по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;
по логическому построению: аналитические, синтетические;
по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.
В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
По содержанию экскурсии подразделяются на:
обзорные;
тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.
Тематические экскурсии
посвящены раскрытию одной
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
1. исторические - в свою очередь делятся на:
историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Урая»);
археологические;
этнографические;
военно-исторические.
2. производственные - делятся на:
производственно-экономические;
производственно-исторические;
производственно-технические;
производственно-ориентационные (для учащихся).
3. природоведческие
4. искусствоведческие - подразделяются на:
театральные (например, «Санкт-Петербург театральный»);
историко-музейные (скульптуры);
музейные (показывающие картинные галереи музеи, выставочные залы);
5. литературные -
литературно - биографические;
историко - литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);
литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
архитектурно-
По составу участников экскурсии делятся на:
взрослую аудиторию и детей;
местное население и приезжих туристов;
городское и сельское население;
организованные группы и индивидуалов.
По месту проведения экскурсии делятся на:
городские;
загородные;
производственные;
музейные.
По способу передвижения:
пешеходные;
транспортные;
экскурсионных объектов и рассказ производится по ходу движения транспортного средства.
По форме проведения:
экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
экскурсия-прогулка. При этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха);
экскурсия-лекция - при этом
преобладает рассказ над
Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:
образовательная;
воспитательная;
рекреационная;
рекламная;
коммуникативная
Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:
построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;
стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;
вооружить навыками самостоятельного наблюдения;
стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.