Этнокультурный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат

Описание

Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

Сегодня, когда заметно  вырос интерес к внутреннему  туризму, «душой» которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать  все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. Сухуми, 1973..

Этнографический туризм это  ознакомление с культурой и историей этносов их бытом, обрядами, мифологией, легендами, традиционными костюмами, кухней.

1.2 Основные направления формирования этнокультурного образовательного пространства

В принятом в 1996 году Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» заложены правовые основы национально-культурного самоопределения  граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, открыты возможности  для их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Принципиально важным для  характеристики социально-культурной ситуации каждого региона является открытое признание и проявление многообразия этнокультурных ориентаций, обусловленных наличием различных  этнических групп. Их отличия по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам выдвигают перед  регионом необходимость не только обеспечения  надёжной системы межкультурной  коммуникации, но и создания равных возможностей для их культурного  выбора и культурного самоопределения.

Стратегические направления  развития этнокультурного образовательного пространства региона направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция.

Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям  и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется  в процессе свободного и добровольного  жизнетворчества нации.

Состояние этнокультурной идентичности достигается через  созданную народом социокультурную  сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, школьные и  средние специальные учебные  заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские  и административные учреждения и  др.

Межкультурная интеграция - фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образовательного процесса. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение межкультурной интеграции - длительный процесс, требующий усилий представителей всех этносов, проживающих на территории региона.

В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного  и образовательного пространства и  есть основное условие возможности  этнической идентификации людей, населяющих регион.

Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему  образования и социально-культурных институтов общества Зорин И.В., Квартальнов  В.А. Туристский терминологический  словарь: Справочно-методическое пособие. Москва.: «Советский спорт», 1999..

Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-национальных интересов  должно выполнять четыре главных  функций:

1.транслирующую (обеспечение  целостности и воспроизводимости  этнонациональных сообществ);

2.развивающую (формирование  и развитие национального самосознания);

3.дифференцирующую (выявление  и учет национально-культурных  интересов проживающих на территории  области этнических групп);

4.интересующую (обеспечение  взаимодействия, взаимопроникновения  и взаимообогащение национальных  культур в условиях отдельно  взятого региона).

Именно образованный человек  причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности, стремление к нравственности, осмысленной  деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное  требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур проявляются  принципы и особенности каждой отдельной  культуры.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщение к родному  языку и культуре с одновременным  освоением ценностей мировой  культуры.

Принятие идеи этнокультурного  образования на уровне региона в  нашем понимании означает создание на территории области системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный  уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными  культурными ценностями.

Основными условиями реализации данной идеи в условиях региона являются: развитие и укрепление национальных начал образования во всей образовательной  системе региона; признание и  обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и  культуры; демократизация образования; вариативность и мобильность  образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов  реализации этнокультурных интересов, запросов, предпочтений; общедоступность  и дифференцированость образовательных  и культурных услуг; открытость, адаптированость  и непрерывность образовательной  деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и  общества; целенаправленная ориентация на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей; наличие региональных программ по данной проблеме с учетом особенностей этнического состава  населения на базе единой региональной образовательной социально-культурной политики.

При этом в основе этнокультурного  образования а регионе необходимо руководствоваться целым рядом  принципиальных положений Разумова И.А. Фольклорная традиция семейно-родственных  групп. - Москва.: «Этнографическое обозрение», 2003. - С.115.

Участие политических партий, иных общественных, в том числе  религиозных, объединений, частных  лиц в сфере оказания образовательных  услуг этническим и языковым группам  должно быть ограниченно рамками  закона. Должно быть обеспеченно фактическое  равноправие наций и национальных групп в удовлетворении их этнокультурных запросов и интересов как в  области образования, так и культуры.

Реализация государственной  социально-культурной политики призвана достичь этнокультурного консенсуса различных групп населения как  важного условия социально-экономического и культурного развития региона, внедрения в практику глобальных ценностей интернациональной культуры, консолидации и межнационального согласия, прав и свобод индивидуума.

Необходимо осуществление  подхода к этнокультурному образованию  не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, а как к культуросообразующему  институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности. Субъекты государственной власти призваны постоянно  опираться на программно-целевой  и комплексный подходы к решению  проблемы, учитывать различные стороны  процессов многонационального по своему составу населения региона.

В основу содержания этнокультурного  образования целесообразно положить воспитание поликультурной личности, создание условий для идентификации  личности со своей исконной культурой  и усвоения других культур, ориентацию на диалог культур, их взаимообогащение.

Необходимой предпосылкой становления региональной системы  этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного  образовательного пространства в регионе.

Под этнокультурным пространством  подразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей, проживающих на территории региона.

Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое  условие для этнокультурного  образования, с другой - отдельные  его элементы, прежде всего социально-культурные институты общества и физические лица, воспроизводят этнокультурное образование.

Этнокультурное образовательное  пространство - это семья, материнская  школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно  состоит из двух органически взаимосвязанных  частей: институциональная (школы, колледжи, вузы, и т. д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение  в кругу друзей, соседей и т. д.)

На эту классификацию  накладывается другая: в этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: пропедевтика, обучение и погружение в практику. Есть возможность, совмести эти два  подхода, предложить в качестве концептуального  решения следующую структуру  этнокультурного образования в  содержательном контексте.

На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение  к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае - это семейная микросреда, атмосфера в семье. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное творчество: сказки, песни, мифы и прочее Методика подготовки и проведения экскурсии. Учебное пособие. Москва.: ИНФРА-М, 2002. - С.152.

Важно, наряду с созданием  предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка  с родителями, родственниками, своим  домом, этносом, вызывая чувство  гордости, почитания, восхищения предками. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием  других культур, этносов или негативным отношением к ним. Особое внимание нужно  уделить переориентации негативных этнических стереотипов.

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью  к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного  образования в этой части состоит  в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя уроженцами родного края.

Основная часть этнокультурного  образования - институциональное образование. Главная задача - это обучение. Реализуется  этнокультурное образование в детских  садах, школах, средних специальных  и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь служит изучение родного  и государственного языков. Содержательная сторона этнокультурного пространства в этой части создается тем, на каком языке преподаются учебные  дисциплины, какие предметы изучаются  и каково содержание изучаемых курсов. Родной и иностранный языки должны стать языками обучения и общения  уже в детских языках.

Этнокультурное образовательное  пространство наиболее эффективно создается  в школах. Всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного  изучения родного языка, литературы, истории.

В местах компактного проживания этнических групп создаются, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием предметов  на родном языке и обязательным глубоким изучением с первого по выпускной  классы государственного языка.

В средних специальных  и высших учебных заведениях региональное этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов. Особое значение данного образования  в том, что в регионе готовятся  педагогические кадры, от которых, в  первую очередь, зависит создание этнокультурного  образовательного пространства региона. Поэтому особого внимания в рамках реализации региональной социокультурной  политики требуют высшее и средние  специальные учебные заведения  культуры и народного образования.

Вне институциональное  обучение и погружение в практику занимают особое место в системе  этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить  задачу, которая представляется как  наиболее важная - приближение этнокультурного  образования к практическим потребностям индивидов.

Этнокультурное образовательное  пространство здесь создают учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах  культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство региона  интенсивно формируется средствами массовой коммуникации, в теле-радио-передачах, публикациях в газетах и журналах. Важными его компонентами являются также учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и научно-популярные передачи.

На начальном этапе  внедрения этнокультурного образования  в регионе необходимы предварительные  условия - разработка законодательных  актов и принятие региональных программ. Необходимо и активное участие всех заинтересованных в этом процессе социокультурных  институтов, включая не только учебные  заведения, но и объекты культуры, искусства, представителей авторских  школ, представителей учительства, как  в городе, так и на селе - все  это в совокупности ориентирует  на систематизацию имеющейся информации Гужин Г.С. Менеджмент в иностранном  и внутреннем туризме. Краснодар: «Изд-во Кубанского государственного университета», 1997.- С.116.

Изменение содержания этнокультурного  образовательного процесса требует  включения в него новых реальностей, в том числе и качественного  изменения обучающих технологий, а также подготовки музыкально-педагогических кадров. В содержательном плане главные  направления этнокультурного образования  определяются как утверждение новой  мировоззренческой парадигмы: формирование не только социального, но и культурного  статуса региона новой духовности, нового взгляда человека на мир, на сообщество, на свое место в нем.

Обобщая теоретические  положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, международная энциклопедия образования  рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о разнообразных культурах; уяснению общего и особенного в традициях, обычаях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию студенческой молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Информация о работе Этнокультурный туризм