Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат
Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.
Сегодня, когда заметно
вырос интерес к внутреннему
туризму, «душой» которого являются
экскурсии, перед специалистами-
Этнографический туризм это ознакомление с культурой и историей этносов их бытом, обрядами, мифологией, легендами, традиционными костюмами, кухней.
1.2 Основные направления формирования этнокультурного образовательного пространства
В принятом в 1996 году Законе
Российской Федерации «О национально-культурной
автономии» заложены правовые основы
национально-культурного
Принципиально важным для характеристики социально-культурной ситуации каждого региона является открытое признание и проявление многообразия этнокультурных ориентаций, обусловленных наличием различных этнических групп. Их отличия по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам выдвигают перед регионом необходимость не только обеспечения надёжной системы межкультурной коммуникации, но и создания равных возможностей для их культурного выбора и культурного самоопределения.
Стратегические направления
развития этнокультурного
Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.
Состояние этнокультурной
идентичности достигается через
созданную народом
Межкультурная интеграция
- фундаментальная и
В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть основное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих регион.
Этнокультурная и
Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-национальных интересов должно выполнять четыре главных функций:
1.транслирующую (обеспечение
целостности и
2.развивающую (формирование
и развитие национального
3.дифференцирующую (выявление
и учет национально-культурных
интересов проживающих на
4.интересующую (обеспечение
взаимодействия, взаимопроникновения
и взаимообогащение
Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности, стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.
Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.
Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщение к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона в нашем понимании означает создание на территории области системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.
Основными условиями реализации
данной идеи в условиях региона являются:
развитие и укрепление национальных
начал образования во всей образовательной
системе региона; признание и
обеспечение безусловного приоритета
для личности родного языка и
культуры; демократизация образования;
вариативность и мобильность
образования как по типу собственности,
так и по многообразию каналов
реализации этнокультурных интересов,
запросов, предпочтений; общедоступность
и дифференцированость
При этом в основе этнокультурного
образования а регионе
Участие политических партий,
иных общественных, в том числе
религиозных, объединений, частных
лиц в сфере оказания образовательных
услуг этническим и языковым группам
должно быть ограниченно рамками
закона. Должно быть обеспеченно фактическое
равноправие наций и
Реализация государственной
социально-культурной политики призвана
достичь этнокультурного
Необходимо осуществление
подхода к этнокультурному
В основу содержания этнокультурного
образования целесообразно
Необходимой предпосылкой
становления региональной системы
этнокультурного образования
Под этнокультурным пространством подразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей, проживающих на территории региона.
Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы, прежде всего социально-культурные институты общества и физические лица, воспроизводят этнокультурное образование.
Этнокультурное
На эту классификацию накладывается другая: в этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: пропедевтика, обучение и погружение в практику. Есть возможность, совмести эти два подхода, предложить в качестве концептуального решения следующую структуру этнокультурного образования в содержательном контексте.
На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае - это семейная микросреда, атмосфера в семье. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное творчество: сказки, песни, мифы и прочее Методика подготовки и проведения экскурсии. Учебное пособие. Москва.: ИНФРА-М, 2002. - С.152.
Важно, наряду с созданием
предпосылок для этнической самоидентификации,
которая закономерно сближает ребенка
с родителями, родственниками, своим
домом, этносом, вызывая чувство
гордости, почитания, восхищения предками.
Нельзя, чтобы восхищение и гордость
перерастали в чувство
Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя уроженцами родного края.
Основная часть
Этнокультурное
В местах компактного проживания
этнических групп создаются, наряду
с основным типом школ, национальные
школы с преподаванием
В средних специальных и высших учебных заведениях региональное этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов. Особое значение данного образования в том, что в регионе готовятся педагогические кадры, от которых, в первую очередь, зависит создание этнокультурного образовательного пространства региона. Поэтому особого внимания в рамках реализации региональной социокультурной политики требуют высшее и средние специальные учебные заведения культуры и народного образования.
Вне институциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная - приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.
Этнокультурное
На начальном этапе
внедрения этнокультурного
Изменение содержания этнокультурного
образовательного процесса требует
включения в него новых реальностей,
в том числе и качественного
изменения обучающих
Обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, международная энциклопедия образования рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о разнообразных культурах; уяснению общего и особенного в традициях, обычаях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию студенческой молодежи в духе уважения инокультурных систем.