Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в раскрытии классификации групп
клиентов туристскими организациями и их особенностей обслуживания. Особое
внимание уделено вопросам организации обслуживания клиентов. В соответствии
с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыть модель покупательского поведения;
- охарактеризовать типологию туристов;
- проанализировать классы обслуживания и особенности отношений
менеджеров к клиентам;
- представить программу обслуживания;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1.Классификация групп клиентов……………………………………………….5
1.1.Модель покупательского поведения………………………………………5
1.2.Факторы, влияющие на поведение покупателя…………………………..7
1.3.Типология туристов………………………………………………………. 10
1.3.1.Типы туристов………………………………………………………. 10
1.3.2.Организованные клиенты………………………………………… 13
2.Организация обслуживания клиентов………………………………………..15
2.1.Классы обслуживания клиентов турфирмы…………………………… 15
2.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы………………………... 16
2.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи
туристского продукта. …………………………………………………………. 16
2.2.2.Документальное оформление взаимоотношений
турфирмы с клиентом……………………………………………………………20
2.2.3.Организация приема и обслуживания посетителей………………..21
2.3.Программный туризм как основа современного
туроперейтинга и обслуживания туристов……………………………………..28
2.4.Качество обслуживания и способы его регулирования………………… 31
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик2.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

другие члены  группы. (14,509). Какую  бы  роль  не  играл  человек  в  своей

среде, она оказывает  влияние на его поведение как  покупателя.  Н.Б.Черных  в

своей работе указывает  на то, что роль, которую выбрал  человек  в  той  или

иной группе, может преследовать его всю жизнь. От него  всегда  будут  ждать

действий в  соответствии с той ролью, в которой  привыкли  его  видеть.  Когда

кто-то начинает играть не ту роль, которую от него ожидают, это  чаще  всего

вызывает  недовольство.  Нередко  роль  человека  в  группе   меняется   под

действием каких-то экстремальных обстоятельств, и  это изменение  может  быть

как положительным, так и отрицательным (18, 145).

                                         -9-

        В каждой роли содержится указание  на  статус  индивида,  отражающий

большее или  меньшее уважение к нему со стороны  других членов  группы.  Часто

роли выбираются именно из-за статуса, сопряженного с ними.  Например,  один

бизнесмен  всегда заказывал себе билет  на  отдых  первого  класса  и  очень

расстроился, когда  ему предложили лететь туристским классом. Роль и  статус,

по мнению Ф.Котлер, взаимосвязанные понятия. Изменение  роли неизбежно  ведет

к изменению  статуса и наоборот (13,192).

        Также он считает, что на  поведение покупателя  существенное  влияние

оказывают также  его  личностные  характеристики,  такие  как  возраст,  этап

жизни, финансовое положение, стиль жизни, жизненное кредо и самооценка.

         Интерес людей к определенным  товарам и услугам меняется  в  течение

всей их жизни. Молодежь обращает  меньше  внимания  на  тип  размещения  при

отдыхе, чем люди старшего возраста, то  есть  возраст  требует  определенное

сочетание туристских услуг в путешествии.

        Как утверждает Ф.Котлер, материальное  положение также сильно  влияет

на   характер   и   количество   совершаемых   людьми   покупок.   Переживая

экономические трудности, потребители стараются  сэкономить на отдыхе.

        Люди, принадлежащие к  одной   субкультуре,  общественному   классу  и

даже имеющие  одну и ту же профессию, могут иметь  разные  стили  жизни  (13,

194).

        Стиль жизни представляет собой  весь  диапазон  действий  человека  в

жизни и  его  взаимодействий  с  другими  людьми,  это  синтез  всех  ролей,

играемых человеком  в различных группах, определяющий  поведение  человека  в

каждой конкретной ситуации.

        Личность каждого человека влияет  на его  поведение  как   покупателя.

Под  личностью  понимаются  отличительные  психологические   характеристики,

определяющие  индивидуальные и относительно устойчивые  реакции  человека  на

окружающую среду.

        Непосредственное отношение   к  личности  человека  имеет   также  его

самооценка, то есть собственное представление о  самом  себе  как  личности.

Самооценка может  совпадать  с  мнением  окружающих  или  не  совпадать.  Она

позволяет выделить себя из окружающей  среды  как  личность  и  подстраивать

свое дальнейшее поведение под это представление (13, 195).

        По мнению различных психологов, на выбор, который человек делает  во

время покупки, также оказывают свое влияние  четыре  главных  психологических

фактора: мотивация, восприятие, усвоение, а также убеждения  и отношения.

        Вся жизнь человека  состоит в удовлетворении   каких   –   либо

потребностей.     Они     бывают:     биологического,      психологического,

интеллектуального,  эстетического  и  другого  характера.  Потребности    не

всегда достаточно сильны, чтобы побуждать человека к немедленному  действию.

Потребность становится мотивом поведения лишь  тогда,  когда  она  достигает

определенного уровня интенсивности.  Такое  напряжение  заставляет  человека

действовать с  целью снятия его. 

                                    -10-

        После того, как потребность перешла  в мотивацию,  человек  стремится

действовать. В  одинаковой ситуации  два  человека,  имеющие  одну  и  ту  же

мотивацию, будут  действовать по  –  разному.  Это  зависит  от  особенностей

восприятия ситуации.

        Понятие «восприятие» разные  психологи объясняют  по  –   разному,  но

более точно, на наш взгляд, дает это определение  Э. Фромм. Восприятие –  это

процесс,   посредством   которого   индивидуум   собирает,   организует    и

интерпретирует информацию, создавая свою  собственную,  осмысленную  картину

мира (17,83).

        В ходе действий покупатель  узнает  много  нового,  то  есть  учится,

идет процесс  усвоения.

        Н.Б.Черных  расшифровывает  термин  «усвоение»  как  психологический

термин,  описывающий  изменения  в  поведении   индивидуума   под   влиянием

накопленного  опыта. Когда турист знакомится с  новым для себя туром - он  его

познает.  Опыт  накапливается  только  в  ходе  реального  действия.   Можно

сколько угодно изучать тур по альбомам,  плакатам,  видеофильмам,  рассказам

знакомых, но только апробация его позволяет накопить опыт,  необходимый  для

его усвоения (18, 151).

        В процессе своих действий  и усвоения люди  приобретают   убеждения  и

установки, которые  в  свою очередь оказывают влияние на  их  последующее

убеждение.

        Убеждение, как утверждают  многие  психологи,  это  не  подвергаемое

сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего–либо. Люди  действуют,

исходя из  своих  убеждений.  Убеждения  выражаются  в  виде  категорических

суждений. Через  них люди выражают свое отношение  к различным вещам (17,32).

        Отношением называются сравнительно  устойчивая оценка и  определенные

чувства,  связанные  с  каким-либо  объектом  или  идеей.  Отношения   часто

называют  установками.  Их  очень  трудно  изменять,  потому  что  они   все

взаимосвязаны в сознании человека (13, 197).

        Делая вывод, можно  отметить,  что  существует  множество   факторов,

влияющих  на  поведение  потребителя,  и  его  выбор  является   результатом

сложного  переплетения  множества  культурных,  социальных,   личностных   и

психологических факторов. 
 
 

    1.2. Потребитель  – как участник процесса принятия  решения о покупке. 

        Занимаясь маркетингом, необходимо  иметь представление о том, каким

образом обычно принимаются решения о покупке. Азоев Г.Л. выделяет пять

этапов процесса принятия решения о покупке.

1.Осознание проблемы. Процесс покупки  начинается  с  осознания  покупателем

проблемы или  нужды.

2. Поиск информации.  Вслед  за  возникновением  потребности  что-то  купить

может   возникнуть   потребность   в   информации   о   товарах,   способных

удовлетворить ее. Если потребность  слишком  остра  или  под  рукой  имеется

вполне приемлемый товар,  возможно  вы  его  купите  и  без  предварительных

поисков.  Срок  поиска  информации  зависит  от  потребности  в  товаре,  от

количества исходной информации  и  степени  доступности  дополнительной,  от

значения, которое  придает потребитель сбору информации.

3. Оценка вариантов. К сожалению,  невозможно  свести  в единую  и простую

схему не только сложные  процессы  оценки  информации  о  товарах,  которыми

пользуются разные покупатели, но и те процессы, которыми пользуется  один  и

тот же покупатель при покупке разных товаров.  Существуют  разные  стратегии

оценки предлагаемых альтернативных товаров и услуг.

4. Решение сделать  покупку. На стадии оценки устанавливается  рейтинг  товара

среди тех, из которых  предстоит  сделать  выбор,  и  формируется  намерение

купить   товар,   которому   отдается   предпочтение.   Обычно   потребитель

приобретает товары наиболее предпочтительных марок.

5. Потребительское  поведение после покупки. Маркетинг   не  заканчивается  на

стадии  покупки  потребителем  товара.  После  покупки   потребитель   может

чувствовать удовлетворение или недовольство.

        Потребитель проходит пять этапов, осваивая новый для него товар.

1. Стадия осведомленности.  Потребитель имеет некоторые  сведения о товаре,

    но  этой информации явно недостаточно.

 2. Стадия интереса. Потребитель собирает информацию о новом товаре.

3. Стадия оценки. Потребитель раздумывает, стоит  или не стоит пробовать

    новый  товар.

4. Стадия испытания.  Потребитель берет товар на  пробу в небольшом

    количестве, чтобы самому убедиться в том, представляет ли он ценность

    или  нет.

5. Стадия освоения. Потребитель решается стать регулярным  пользователем

    новинки. 
 

                           1.3.Типология туристов. 

                            1.3.1.Типы туристов. 

         Изучая  менеджмент  туризма,  очень  важно  правильно  ответить  на

следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? (10, 13)

     Традиционно  среди туристов по характеру  их активности во время   отпуска

   В.А.Квартальнов  выделяет шесть групп:

          1)Любители спокойного отдыха.  Его  представители  отправляются  в

отпуск для  того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и  отдохнуть  в

спокойной  и  приятной  обстановке.  Они  боятся  посторонних   и   большого

скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок  и

море.

        2)Любители удовольствий. Это тип   предприимчивых  туристов,  которые

во время отдыха заняты поиском  разнообразных  удовольствий  и  предпочитают

светскую атмосферу. Их привлекают флирт, дальние расстояния.

        3)Любители активного отдыха. Эти  туристы  любят  природу   и  создают

Информация о работе Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания