Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в раскрытии классификации групп
клиентов туристскими организациями и их особенностей обслуживания. Особое
внимание уделено вопросам организации обслуживания клиентов. В соответствии
с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыть модель покупательского поведения;
- охарактеризовать типологию туристов;
- проанализировать классы обслуживания и особенности отношений
менеджеров к клиентам;
- представить программу обслуживания;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1.Классификация групп клиентов……………………………………………….5
1.1.Модель покупательского поведения………………………………………5
1.2.Факторы, влияющие на поведение покупателя…………………………..7
1.3.Типология туристов………………………………………………………. 10
1.3.1.Типы туристов………………………………………………………. 10
1.3.2.Организованные клиенты………………………………………… 13
2.Организация обслуживания клиентов………………………………………..15
2.1.Классы обслуживания клиентов турфирмы…………………………… 15
2.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы………………………... 16
2.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи
туристского продукта. …………………………………………………………. 16
2.2.2.Документальное оформление взаимоотношений
турфирмы с клиентом……………………………………………………………20
2.2.3.Организация приема и обслуживания посетителей………………..21
2.3.Программный туризм как основа современного
туроперейтинга и обслуживания туристов……………………………………..28
2.4.Качество обслуживания и способы его регулирования………………… 31
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик2.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

фирмы с клиентом при продаже тура, в соответствии с вышеуказанным законом,

являются туристская путевка или турваучер.

         Турпутевка   –   это   документ,   подтверждающий   факт   передачи

турпродукта. В  соответствие  с  ФЗ  «Об  основах  туристской  деятельности»

турпутевка является письменным акцептом оферты  туроператора  или  турагента

на продажу  турпродукта и неотъемлемой частью договора,  а  также  документом

первичного учета  туроператора или турагента (16, 112).

        Турваучер – это документ, устанавливающий право туриста  на  услуги,

входящие в  состав тура и подтверждающий факт их  передачи.  Согласно  статье

10 Закона «Об  основах туристской деятельности  в РФ» на основании  турваучера

осуществляется  урегулирование  взаиморасчетов   между   туроператором   или

турагентом, направляющим туриста, и  туроператором  по  приему  или  лицами,

предоставившими конкретные услуги. Ваучер является  официальным  документом,

который направляющая фирма выдает туристам - индивидуалам  или  руководителю

группы  как  подтверждение  их   права   получить   от   принимающей   фирмы

перечисленные в нем услуги. По прибытии туриста  в  пункт  назначения  ваучер

передается принимающей  стороне.

        Согласно  законам  «О  защите  прав  потребителей»  и   «Об  основах

туристской деятельности в РФ» туристу должна быть предоставлена  достоверная

и  полная  информация  о  предстоящем  путешествии.   Поэтому   в   комплект

обязательных  документов, выдаваемых клиенту,  входит  информационный  листок

и, при необходимости, другие документы 

                                    -22-

(программа, маршрут  пребывания,  проспекты,  каталоги,  карта  метро  и  так

далее).

        Некоторые посольства развитых  стран  для  получения   въездной  визы

ввели требование обязательного страхования. В связи с этим турфирмы

сотрудничают   со   страховыми   компаниями   путем   заключения   договоров

страхования,  на  основании  которого  путешественникам  выдается  страховой

полис или сервисная  книжка, если полис групповой (6, 112).

         При  путешествиях  в  страны,  неблагополучные  в  отношении  особо

опасных заболеваний (чума, холера,  желтая  лихорадка  и  другое),  туристам

должна выдаваться «Памятка гражданам, отъезжающим в  страны,  неблагополучные

по  особо  опасным  инфекциям».  Памятка  должна заверяться  оператором   и

агентом, кроме  этого она должна быть снабжена голограммой (6,113). 
 

            2.2.3.Организация приема и обслуживания  посетителей. 

        Работу с посетителями, как и  любую другую  деятельность,  необходимо

организовать. Одной  из  первоочередных  задач  является  подбор  персонала.

Существует  ряд  нестандартных  критериев  подбора   сотрудников,   желающих

работать в  туристском предприятии. Как считают  многие социологи, при  прочих

равных условиях шансы получить место в турфирме выше у  женщин,  особенно  в

возрасте 30-35 лет. То,  что  работодатели  предпочитают  женский  персонал,

имеет логическое объяснение: клиент - это все равно, что  дорогой  гость,  а

прием гостей –  женская  стихия.  Возрастная  категория  также  не случайная

прихоть.  Г.М.Шеламова  в  своей  работе  «Деловая  культура  и   психология

общения» утверждает, что здесь  дело  не  только  в  том,  что  женщины  «за

тридцать» решили свои семейные проблемы  и  не  будут  смотреть  на  каждого

клиента мужского пола как на потенциального жениха, забывая  ради  «высокого

чувства  любви»  о  профессиональном  долге.  Как  правило,  они  уже  имеют

достаточный  жизненный  опыт,  чтобы   действовать   самостоятельно   и   не

беспокоить шефа по любой нестандартной ситуации. К  этому  следует  добавить

чувство    ответственности    за    порученное    дело,    аккуратность    и

исполнительность. Юношеский максимализм «все  или  ничего»  уже  в  прошлом,

взамен  приходит  трезвая  оценка  собственных   возможностей,  и   поэтому

небольшая стартовая  зарплата воспринимается с  пониманием,  а  сохранившиеся

на достаточно высоком  уровне  способности  и  желание  обучаться  позволяют

надеться на карьерный рост (20, 9).

         К  внешности  персонала   туристской   фирмы   также   предъявляются

определенные  требования: простота, аккуратность,  деловой  стиль.  Внешность

фотомодели в  туристском бизнесе  преимуществ  не  дает.  Вечерний  макияж  и

смелые  решения  туалетов  ничего  кроме  раздражения  или   недоумения   не

вызывают, тем более что основными посетителями турагенств  являются  женщины

средней и старшей  возрастной групп или семейные пары.

                                        -23-

         Очень  важным  в  организации   приема  и  обслуживания  посетителей

являются  этические  и  психологические  аспекты  общения  турменеджеров   с

клиентами. На Востоке  и в Западной Европе с древних  времен большое  значение

придавали необходимости  учитывать этические нормы и  ценности в

деловом  общении.  Особенно  подчеркивалось  их  влияние на   эффективность

ведения дел.

        Р.Н. Божавина в своей  работе  «Этика  деловых  отношений»  выделяет

несколько этических  правил обслуживания клиента.

        1. Как усадить собеседника?

Вопрос не такой  праздный, как на первый взгляд может показаться. Мы, люди  –

натуры довольно тонкие: очень испытываем чувство  дискомфорта,  а  объяснить,

почему это  так, не можем.  Возможны  как  минимум  три  варианта  размещения

беседующих:  напротив,  рядом,  под  углом  90  градусов.   Каждый   вариант

используется  довольно часто, но какой из  них  предпочтительнее?  Считается,

что  общение  эффективно  тогда,  когда  примерно  треть  времени   контакта

собеседников  их взгляды постоянно  встречались,  поэтому  стулья  за  столом

беседы следует  разместить под прямым углом.

        2. Определение стратегии и тактики  общения.

На этом этапе  следует определить главную и  второстепенные  цели  общения  (в

частности, чем  можно и чем нельзя пожертвовать). Важно  уяснить,  что  можно

отдать, чтобы  получить  большую  прибыль.  К  тактике  общения  относится  и

умение задавать вопросы.  Направление  беседы  можно  регулировать,  задавая

вопросы. Вопросы  можно поделить на так называемые  «открытые»  и  «закрытые»

(3, 19).

         Открытым  называется  такой   вопрос,  на  который  нельзя  ответить

односложно  (да,  нет,  не  знаю),  а  приходится  о   чем-то   рассказывать

(например: «Расскажите,  пожалуйста…»,  «Что  Вам  известно  о…?»,  «Как  Вы

думаете…?», «А почему…?», «Ваше мнение?», «Ваши  предложения?», «Чем  Вы  это

объясните?»). Открытые вопросы  незаменимы,  когда  целью  общения  является

получение информации.

       На закрытые же вопросы необходимо  отвечать  только  «да»  или   «нет».

Такие вопросы  эффективно нужно использовать для  достижения следующих  целей:

убедить собеседника, получить его согласие, подвести  к  отказу  от  чего  –

либо, преодолеть его сопротивление  –  например,  тогда,  когда  нужно  дать

поручение  сотруднику,  который  (вы  знаете  по  опыту)  будет  спорить   и

доказывать, что  это не входит в его обязанности и тому подобное.

        3. Процесс непосредственного общения.

   Общение  начинается с создания контакта. Эта фаза связана с преодолением

 определенного  психологического барьера. Некоторым  людям этот барьер кажется

 таким непреодолимым, что они отказываются вообще обращаться к кому бы то ни

     было. Чтобы такого не происходило,  менеджер должен знать, что  любой

          собеседник подвергается воздействию  со стороны авторитета 

                                    -24-

инициатора  беседы,  содержания  беседы,   достаточности   (недостаточности)

информации по обсуждаемой теме, силы личности руководителя (3, 20).

        В процессе общения судьба  беседы зависит от  первой  ее  минуты.  За

это время нужно  установить контакт,  создать  психологический  комфорт.  Для

этого опытные  специалисты рекомендуют готовить свой  вопрос  так,  чтобы  он

был

коротким, интересным, но не дискуссионным. Такая форма  вопроса и  энергичное

его  разрешение  определяют  дальнейший  положительный  эмоциональный  тонус

собеседников  и создают у них чувство  результативности.

        Важно проявить искренний   интерес  к  личности  собеседника,  к  его

проблемам, корректно  отнестись к различным аспектам беседы. В связи  с  этим

можно сформулировать основные задачи начальной стадии общения:

        - установление  контакта  (задайте,  например,  такие  вопросы:  как

долетели? как  устроились и отдохнули? какие Ваши  первоочередные  пожелания?

как самочувствие? и так далее);

        - создание приятной атмосферы   для  общения  (удобная  мебель;  чай,

кофе, другие напитки; приятная улыбка…);

        - привлечение  внимания  (говорите  о  том,  что  интересует  вашего

собеседника;  акцентируйте  внимание  на  вещах,  которые  он  больше  всего

ценит);

        - пробуждение интереса к беседе (найдите такие нюансы в вашей  идее,

которые неизвестны собеседнику, но важны для вас  обоих).

        4. Передача (получение) информации.

Она логически  продолжает начало беседы и одновременно является барьером  для

перехода к  фазе аргументации. Цель этой  части  общения  состоит  в  решении

следующих задач  – сборе специальной  информации  по  проблемам,  запросам  и

пожеланиям собеседника; выявлении  мотивов  и  целей  собеседника;  передаче

собеседнику  запланированной  информации;   анализе   и   проверке   позиции

собеседника.

        Передача информации  –  это   процесс  общения  между   менеджерами  и

Информация о работе Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания