Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Содержание

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение А «Карточки объектов» 58

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать документ)

           В 1890 г. в Одессе появился  Крымский горный клуб, который  в первые годы открыл филиалы  в Ялте, Севастополе, а затем  и в Екатеринославе.

           В 1895 г. создается Российское  общество туристов (РОТ), объединившее  несколько немногочисленных клубов  и распространившее свое влияние  на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение  всех видов туризма, содействие  физическим упражнениям, имеющим  отношение к туризму, а также  осуществление научных исследований  в области географии, истории,  этнографии, естествознания. Задачами  общества были организация экскурсий  по крупным городам России  и знакомство туристов с природой  Крыма, Кавказа, Урала, Средней  Азии. Позднее РОТ усилило свою  деятельность в развитии путешествий  с образовательными целями. В  основном РОТ было популярно  в аристократических кругах.

          Развитию экскурсионного дела  в России способствовала организация  в 1900 г. в Москве и деятельность  Русского горного общества. Его  учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский,   И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский,  а членами являлись писатель  В. А. Гиляровский, географы  Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский  и другие ученые–энтузиасты.  Общество издавало журнал «Ежегодник  Русского горного общества», в  котором освещалась его исследовательская  и просветительская работа.

          С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске  функционировало «Кавказское горное  общество». Одним из направлений  его деятельности было проведение  экскурсий, которые проходили  под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов  общество подготовило специальных  руководителей экскурсий, которые  осуществляли общее руководство  группой и давали пояснения  об объектах, интересующих участников  экскурсии. Появление подготовленных  руководителей экскурсий явилось  шагом вперед в развитии экскурсионного  дела в России.

           Еще в 1896 г. Министерство просвещения  России высказало положительное  отношение к «дальним поездкам  учащихся», а в 1902 г. оно издало  распоряжение о желательности  введения в практику средних  учебных заведений местных экскурсий.  Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам,  в 1910 г. была образована Комиссия  по организации и осуществлению  учебно-воспитательных экскурсий  для учащихся средних учебных  заведений Московского учебного  округа. Впоследствии она была  преобразована в постоянную Центральную  экскурсионную комиссию под руководством  В. И. Комарницкого, которая   выпускала также серию небольших  иллюстрированных пособий-путеводителей  «Спутник экскурсанта» для проведения  учебных экскурсий-прогулок по  Москве и Подмосковью и занималась  организацией лекций для экскурсоводов.

          В 1907 г. при РОТ была создана  организация «Экскурсии по России»,  в задачу которой входило проведение  экскурсионной работы среди учителей  и преподавателей. С 1910 г. В  Москве работала Комиссия по  организации образовательных экскурсий,  которая ведала поездками за  границу русских учителей.

          Интерес к экскурсионной работе  и ее методике нашел отражение  и в появлении соответствующих  периодических изданий. Так, с  1889 г. по 1913 г. РОТ  ежемесячно  выпускало журнал «Русский турист».  В 1914–1916 гг. выходили журналы  «Экскурсионный вестник» (Москва), который  издавал также путеводители по  различным маршрутам, «Русский  экскурсант» (Ярославль), «Школьные  экскурсии и школьные музеи  в Одессе».                            

          Вопросы методики проведения  экскурсий были предметом обсуждения  на Всероссийских учительских  съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением  числа путешествий и экскурсий  и расширением их географии,  наблюдается заметное увеличение  числа экскурсантов, интересующихся  осмотром частных собраний произведений  искусства известных художников  и скульпторов, геологических  коллекций. Как самостоятельный  вид формируется городская экскурсия.  На городских экскурсиях группы  экскурсантов знакомились с памятниками  и архитектурными сооружениями  городов, прежде всего Москвы.

          В начале XX века известные педагоги  и методисты  Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев,  Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов,  Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков  стали заниматься систематизацией  материала по экскурсионному  общению. Ими было положено  начало разработки вопросов теории  и методики экскурсионного дела  на основе обобщения опыта  экскурсионной работы с учащимися.

          Наиболее значительным событием  в развитии методики экскурсионного  дела в этот период явился  выход в 1910 г. книги  Б.  Е. Райкова «Школьные экскурсии,  их значение и организация». В  работе впервые были четко  сформулированы основные принципы  методики проведения школьных  экскурсий преимущественно по  естественнонаучной тематике, а  также по другим предметным  экскурсиям с учетом программных  требований школы того времени.

           Подводя итоги дореволюционного  периода развития экскурсионного  дела в России, можно отметить  следующее.

           До 1907 г. экскурсионное дело развивалось  главным образом как метод  обучения и проведения сначала  учебно-программных, музейных а  затем внемузейных и дальних  экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились  первые экскурсионные организации  и началась научная разработка  теории экскурсионного дела в  России.

           Несмотря на очевидный подъем  туристско-экскурсионной деятельности  в конце XIX - начале XX века, она  не получила широкого распространения  и не стала общедоступной, другими  словами, не приобрела массовый  характер, оставшись индивидуальной  и элитарной, продолжая держаться  на энтузиазме отдельных лиц.

           В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

           Длительное время организация  экскурсий для учащихся оставалась  делом отдельных энтузиастов.  Таким был педагог Александровской  учительской школы в Тифлисе  - Николай Петрович Захаров. Важным  средством обучения он считал  экскурсии, на которых должны  закрепляться знания, полученные  на уроках. Он знакомил своих  учеников на экскурсиях с природой  Кавказа, его историей и культурой.  Экскурсии совершались обычно  всей школой пешком. На природе  учащиеся под руководством преподавателей  наблюдали различные предметы  и явления, учились описывать  их, составлять геологические и  ботанические коллекции. Н.П.Захаров  считал обязательной организацию  экскурсий при изучении истории,  географии и других дисциплин  естественного цикла.[3]

           Важным толчком к расширению  экскурсионной деятельности стал  циркуляр министра народного  просвещения от 2 августа 1900 г.  за №20.185, которым отменялись летние  каникулярные работы учеников  и взамен их рекомендовалось  начальникам учебных заведений  и педагогическим советам организовывать  в период каникул для учащихся  оздоровительные прогулки и путешествия.  Определённую роль в развитии  ученических экскурсий имело  введение 9 марта 1902 г. специального  тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные  экскурсии. На всех русских  железных дорогах для групп  экскурсантов устанавливался удешевлённый  проезд в вагонах 3 класса, а  воспитанникам низших учебных  заведений при поездках на  расстоянии до 50 км. предоставлялся  бесплатный проезд. В последующие  годы условия этого специального  тарифа для учащихся, совершавших  групповые экскурсии, несколько  менялись, но он сохранился в  общих чертах до 1917 г.

          Стихийно развивавшаяся экскурсионная  работа в учебных заведениях  России постепенно начала получать  теоретическую базу. К концу 1900-х  годов в различных периодических  изданиях стали появляться всё  больше статей, в которых предпринимались  попытки освещения вопросов теории  экскурсоведения.

           Важной вехой в этом отношении  явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей  Петербургского лесного коммерческого  училища под редакцией Б.Е.  Райкова. В ней впервые были  разработаны основные принципы  экскурсионной методики и предложена  система учебных экскурсий по  всем предметам и для всех  классов. Появление книги по  теории экскурсионного дела в  лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные  и дальние экскурсии в учебный  процесс, как обязательную форму  работы, тесно связанную с преподаванием  различных предметов.

          В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.  Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

-Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

           Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

Экскурсии на фабрики и  заводы чаще всего проводились для  учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.

           Художественно-географические и  этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

           Экскурсии трудовой помощи возникли  в период Первой мировой войны  и представляли собой поездку  групп учащихся в деревню для  помощи в сельскохозяйственных  работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались  без рабочих рук. 

           Выделение общеобразовательных  и бытовых экскурсий было связано  с тем, что городские школьники  совершенно не знали деревню,  сельским столь же мало известно  было о городе. Это и определило  появление самостоятельных экскурсий  по знакомству с жизнью села  городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали  поля, крестьянский труд и быт,  природу, деревенским детям - вокзалы,  поезда, улицы с трамваями, общественные  здания, заводы, фабрики и т.д.  В течение учебного года побывавшим  на экскурсии поручалось сделать  доклады об увиденном.

           Экскурсии отдыха и развлечений  представляли собой коллективный  отдых класса или всей школы  на природе. 

Приведённая экскурсионная  классификация - это первый опыт анализа  всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.

          Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась  на географии школьных экскурсий  и путешествий. Резко сократилось  количество дальних экскурсий,  но продолжали развиваться экскурсии  по территории своих губерний.

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности