Классификация экскурсий и их характерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие экскурсии;
изучить классификацию в дореволюционный период
изучить современную классификацию экскурсий;
выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
научиться разрабатывать экскурсию-урок;
рассмотреть способы составления методической разработки;
ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;

Содержание

Введение 4
1 Классификация экскурсий и их характерные особенности 6
Понятие экскурсии 6
Классификация экскурсий в дореволюционный период 11
1.3 Современная классификация экскурсий . Характерные
особенности экскурсий по отдельным группам 21
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт Аниша капура» 32
2.1 Технологическая карта экскурсии 32
2.2 Контрольный текст экскурсии 40
Выводы и рекомендации 54
Библиографический список 56
Приложение А «Карточки объектов» 58

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 171.53 Кб (Скачать документ)

          С 1915-1917 г.г. при пересмотре  учебных планов и программ  была подписана новая программа  для высших начальных школ, в  которой указывалось, что для  каждого класса должны быть  разработаны план и программа  экскурсий, которые следовало  бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России  к 1916 г. экскурсии, связанные  с учебным материалом, были признаны  равноправными среди других методов  обучения.

           Серьёзным препятствием при организации  экскурсий со школьниками являлось  отсутствие экскурсионных навыков  у учителей. Понимая, что слабое  знание теории экскурсионного  дела мешает качественному проведению  экскурсий, различные общества  и учреждения, занимавшиеся их  развитием, начали открывать курсы  подготовки руководителей экскурсий. 

           В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

           С развитием экскурсионного дела  рос и интерес к освоению  методов экскурсионной работы. Однако  отсутствие единого методического  экскурсионного центра в России  не позволило создать какой-либо  системы подготовки руководителей  ученических экскурсий. Советы  по организации и проведению  экскурсий можно было почерпнуть  из журналов, выходивших в различных  губерниях России.

          Но все эти литературные источники  не могли полностью заменить  специальной учёбы под руководством  опытных теоретиков и практиков  экскурсионного дела, поэтому немногочисленные  курсы по подготовке руководителей  экскурсий, организуемые в различных  городах, вызывали большой интерес  учительской среды. Курсы были  платными. В их программу входили  лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес,  проявленный учителями к курсам  по подготовке руководителей  естественно-историческими экскурсиями  с детьми, свидетельствовал о  прочных позициях, какие завоевало  экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

           Коренной перелом в туристско-экскурсионной  работе в России произошел  после Октябрьской революции  1917 г., когда она стала строиться  на государственной основе.[2,с. 6-14]

 

 

 

 

 

1.3  Современная  классификация экскурсий.  Характерные  особенности экскурсий по отдельным  группам

 

           Классификация представляет собой  распределение предметов, явлений,  понятий по классам, отделам,  разрядам в зависимости от  их общих признаков.                                                                                                                                                            

          Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания экскурсионных работников  и ученых-экскурсионистов. Первые  попытки решения этой проблемы  относятся к концу 1920-х годов.  Ученый-экскурсионист В. А. Герд  говорил о своем варианте классификации  форм экскурсионной работы, что  основной целью будет разделение  экскурсий на группы и подгруппы  и выделение тех основных черт, которые определяют характер  ведения экскурсий, т.е. помогают  руководителю ориентироваться во  всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно-неясные  экскурсии.                                  

          Экскурсионное обслуживание является  как самостоятельной деятельностью  (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских  фирмах). В настоящее время экскурсии  классифицируются:

           а) по содержанию;

           б) по составу и количеству  участников;

           в) по месту проведения;

           г) по способу передвижения;

           д) по продолжительности; 

           е) по форме проведения.                                        

 Каждая группа имеет  присущие ей компоненты, специфику  и особенности.

           По содержанию экскурсии подразделяются на:

- обзорные (многоплановые) 

- тематические.                                                                                                                

           Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).                                

          В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это  дает общее представление о  городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии – время существования  города с первого упоминания  о нем до сегодняшнего дня  и перспективы развития.       

          Обзорные экскурсии имеют свои  особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет  определенную сложность. Независимо  от места, где их готовят  и проводят, они практически схожи  между собой прежде всего по  своей структуре. В каждой из  них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика  промышленности, науки, культуры, народного  образования и др.). В то же  время у обзорных экскурсий  имеются свои отличительные черты.  Они диктуются теми особенностями  в историческом развитии, которые  присущи определенному городу, области,  краю. Например, военно-историческую  подтему включают в обзорные  экскурсии те города, на территории  областей которых происходили  военные сражения. Литературные  подтемы включаются в обзорные  экскурсии городов, связанных  с жизнью и деятельностью писателей,  поэтов и т.д.                                                           

           Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную

тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные  на улицах и площадях города, а в  большом городе – архитектурные  ансамбли минувших веков.                              

           Тематические экскурсии подразделяются  на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.                                                               

           По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:                                                                                                                 – историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми»,   «Из истории Садового кольца» и др.);                                                                                          – археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);                                                                                      – этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;                                                                                                                                    – военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);                                                                                                   – историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);                                                                                                                                            – экскурсии в исторические музеи.                                                       

           Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

– производственно-исторические;

– производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

– производственно-технические;

– профессионально-ориентационные для учащихся.

          Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

– историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

– по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино  и др.);

– по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);

– в картинные галереи  и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

          Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и  т.д.);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской  национальной литературы (например, «Литературная  Москва 20-х годов XX века», «Литературный  Орел» и т.д.);

Информация о работе Классификация экскурсий и их характерные особенности