Конкурентная среда туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание

Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

Работа состоит из  1 файл

Курсач (Часть 1).doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Конкурентная  среда туристского             предприятия

 

1. Определение конкуренции

1.1 Виды конкуренции

Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают  со-вершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция -- вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стан-дартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предпри-ятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого пред-приятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

Совершенная конкуренция  определяется следующими предпо-сылками:

- конкуренты  не могут устанавливать рыночную  цену, а могут только приспосабливаться к ней;

- каждое предприятие  не рассматривает конкурентов  как уг-розу ее рыночной доле;

- ни один участник конкуренции не в состоянии оказать вли-яние на решения, принимаемые другими участниками;

- информация  о ценах, количестве продукта, технологии про-изводства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;

- вход на рынок  и выход из него свободен  в долгосрочной перспективе.

Несовершенная конкуренция -- это такое состояние ры-ночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является моно-полистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция -- тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей пред-лагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающи-еся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи то-вара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми мож-но считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по Золотому коль-цу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей.

Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкурен-ции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продук-ции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».

Товар, реализуемый  олигополистическими предприятиями, мо-жет быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандарти-зованным (туры в Турцию и Грецию). Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной моно-полизации внутренних туров объединяются предприятия различ-ных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чис-тая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором суще-ствует единственный продавец товара, не имеющего близких за-менителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя пред-ложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям ту-ризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.

Высшей формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.

Этим рыночным структурам соответствуют четыре основных вида рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть равно-весной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере сниже-ния цены; производители же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответ-ствующее предложение, а цена остается неизменной.

На рынке монополистической  конкуренции цены устанавлива-ются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой модели рынка предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товар-ных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые одно-значно выделяют различия продукта.

На рынке, где  господствуют олигополии, величина спроса уве-личивается при снижении цен  и уменьшается при их росте. Одна-ко ценообразование в условиях олигополии отличается опреде-ленной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий одной отрасли практически всегда пытаются согласо-вать свою ценовую политику.

На рынке чистой монополии цена устанавливается  одним мо-нополистом, при монопсонии -- одним монопольным покупате-лем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.

В условиях конкурентной борьбы предприятия интересуют ко-нечные экономические результаты. Эти результаты внешне выра-жаются в объеме продаж и прибыли.

1.2 Методы конкуренции

Методы конкуренции  можно условно разделить на добросовест-ные  и недобросовестные.

Под добросовестными  методами конкуренции понима-ются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизо-ванные взаимоотношения и обмен информацией между конкурен-тами, поиск форм совместного существования, выработку согла-шений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция -- это:

- повышение качества  продукции;

- снижение цен;

- реклама;

- послепродажное  обслуживание;

- создание новых  товаров;

- равенство с  конкурентом в достижении выгоды  и др.

В условиях жесткой  борьбы между товаропроизводителями  ча-сто используются методы, связанные  с нарушением норм и пра-вил конкуренции.

К недобросовестным методам конкуренции относятся:

- демпинговые  цены;

- установление  контроля над конкурентом;

- экономический  и промышленный шпионаж;

- злоупотребление  господствующим положением на  рынке;

- незаконное  использование марок известных  предприятий;

- подкуп и  шантаж официальных лиц с целью  захвата новых рынков сбыта  или создания препятствий конкурентам;

- тайные сговоры  на торгах;

- недобросовестное  копирование товаров и продукции  конку-рентов;

- нарушение стандартов  и условий поставки товаров;

- ложная информация  и реклама, вводящие конкурента  в за-блуждение;

- сокрытие дефектов;

- нарушения в  финансовой и бухгалтерской отчетности, поз-воляющие снизить долю официальных  доходов и, таким образом, сократить  налоговые расходы.

Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разра-ботки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлече-нии покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.

1.3 Формирование конкурентоспособности

Для предпринимательской  деятельности в области туристского  бизнеса характерна высокая степень  конкуренции. Под конкурен-цией понимается соперничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными в до-стижении одной и той же цели -- максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не про-сто модернизировать  производство и управление, но и  четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При-чем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимуще-ства. Все усилия в производстве и управлении должны быть на-правлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

Для характеристики конкурентоспособности предприятия  вы-деляются следующие основные уровни конкурентоспособности:

- технический  уровень продукции предприятия настолько не-обычен, или, по крайней мере, так отличается в лучшую сторону в сравнении с изделиями конкурентов, а их сбытовые подразделе-ния и службы маркетинга настолько мощные, что стоит лишь по-ставить потребителям то, что заявлено в рекламе, как они будут бесконечно счастливы. Любые дополнительные усилия на произ-водстве или в управлении они считают излишеством;

- свой уровень  производства продукции предприятия  стремят-ся довести до уровня  основных конкурентов на основе  заимство-ванных технических приемов, технологий, методов организации производства. Они приобретают сырье и материалы из тех же ис-точников, что и их конкуренты, стараются пригласить на работу специалистов из конкурирующих предприятий;

- успехом в  конкурентной борьбе становится функция управ-ления, которая чуть ли не целиком зависит от качества, эффек-тивности управления и организации производства в самом широ-ком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат уп-равления, и более высокая оперативность в принятии решений, и лучшая мотивация работников и т. п.

Предприятия, которым  удалось достичь этих требований кон-курентоспособности, оказываются  впереди конкурентов на мно-гие  годы. Именно это обеспечивает перспективный  успех пред-приятию на рынке, долговременное превосходство над конкурен-тами, потому что. такие предприятия не только не стремятся ко-пировать опыт других предприятий и даже не просто хотят пре-взойти самые жесткие из существующих здесь стандартов. Такие предприятия являются предприятиями с производством мирового класса -- быстрорастущими и более прибыльными, чем их кон-куренты. Они:

- имеют рабочих  и управляющих такой квалификации, кото-рых постоянно ищут и стремятся  переманить к себе другие пред-приятия;

- настолько компетентны  и так хорошо разбираются в разра-ботке и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики такого оборудования постоянно стремятся по-лучить у таких компаний с. производством мирового класса совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в по-ставляемом ими самими оборудовании, а также стараются заклю-чить с ними соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;

- более гибки  и проворны в сравнении с  конкурентами при любых изменениях  рыночной конъюнктуры, структуры спроса или уровня цен; быстрее, чем они, поставляют на рынок новые про-дукты;

- совмещают процессы  разработки новых изделий и  подготов-ки их производства; когда  инженеры и конструкторы конкуриру-ющих  предприятий пытаются скопировать  или перенять что-либо, то быстро обнаруживают, что просто не могут создать нечто по-добное ни на одном из своих предприятий;

- постоянно улучшают  свои производственные системы,  стан-ки и оборудование, совершенствуют  технологию, обеспечивают по-стоянное  повышение квалификации своих работников. Такие пред-приятия полагаются, в основном, на собственные НИОКР, на экспериментирование, постоянную подготовку и переподготовку ра-бочей силы, обновление организации управления. Любые стандар-ты для компаний с производством мирового класса -- вещь эфе-мерная, не более чем очередной верстовой столб на бесконечной дороге к совершенству. [13]

2. Маркетинговые исследования  конкурентов

2.1 Конкурентная среда  туристского предприятия

Для предпринимательской  деятельности в сфере туризма в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку-ренция -- один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределе-ния труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или фи-зическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достиже-нии одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия