Конкурентная среда туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание

Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

Работа состоит из  1 файл

Курсач (Часть 1).doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

2.5 Анализ внешней  среды и конкурентных  сил в отрасли  туризма

Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, турфирма сталкивается с необходимостью анализа отрас-левой конкуренции. При этом должны учитываться:

место отрасли  в системе народного хозяйства;

конкурентная  среда в самой отрасли.

Для решения первой задачи используется несколько подходов. Один из них -- концепция национального ромба М. Пор-тера. Автор концепции вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурент-ные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.

Рассмотрим содержание каждого из блоков.

1. Параметры  факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для фор-мирования конкурентного преимущества в самом производствен-ном процессе фирмы в стране еe базирования. Факторами могут являться рабочая сила, природные ресурсы, телекоммуникации, до-роги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут вы-ступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество, определяющие силу конкуренции.

3. Параметры  спроса -- показатели, характеризующие требования потребителей к качеству товара; эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными груп-пами актуальности какой-либо потребности; национальные тради-ции; фазы жизненного цикла; структура спроса, его динамические показатели.

4. Родственные  и поддерживающие отрасли, кото-рые являются потребителями и (или) поставщиками данной отрас-ли, что особенно важно в сфере турбизнеса. К поддерживающим можно отнести отрасли легкой и пищевой промышленности (по-ставляющие необходимые компоненты интерьера гостиниц, обору-дование, мебель, продукты питания и т. д.), транспортного маши-ностроения, медицины и здравоохранения, культуры и образова-ния и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекре-стные связи с другими (например, мебельная промышленность взаимодействует с лесообрабатывающей, текстильной и т. д.).

Основная идея концепции национального ромба -- конкурент-ное преимущество отрасли в рамках государства -- определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.

В данную модель. М. Портер вводит еще два фактора: случай-ные события и действия правительства. Под случайными событиями подразумевается:

изобрете-ния; новейшие технологии; значительные колебания  цен на ресур-сы; резкие изменения  на мировых финансовых рынках или  в кур-сах национальных валют; колебания  локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны; масштабные природные катаклизмы и дру-гие форс-мажорные обстоятельства.

Под действиями правительства понимается влияние ис-полнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, тамо-женную политику в стране. Правительство также определяет нор-мы, стандарты, которые могут воздействовать как на производите-лей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положи-тельным, так и отрицательным.

Анализ особо эффективных отраслей в различных странах по-казал, что процесс их формирования и развития подчиняется оп-ределенным закономерностям. Для его характеристики был вве-ден термин «отраслевой кластер», под которым подразуме-вается неформальное сообщество отраслевых и смежных компа-ний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурент-ных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При опреде-ленных внешних условиях они способствуют росту своих компа-ний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высо-кокачественной продукцией. В данном случае возникает положи-тельная обратная связь и усиливается процесс укрепления конку-рентных преимуществ.

Устойчивые конкурентные преимущества нации могут базиро-ваться только на прочных конкурентных преимуществах  её от-дельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной  организации -- прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за вы-живание, укрепляют свои конкурентные преимущества.

При изменении  детерминант конкурентного преимущества страны, в частности, при их ухудшении, происходит утрата кон-курентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров. [4

]

31

3. Практическая часть

3.1 Анализ конкурирующих  фирм

Практическая  часть данной курсовой работы построена  на сравнительном анализе турагентства «Дискавери» и ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба».

Данные фирмы  являются между собой конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление  туроператорской и турагентской деятельности в республике Хакасия.

Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схе-ма исследований, предложенная американским ученым М. Порте-ром. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характери-зующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представ-ления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систе-матическим накоплением соответствующей информации. Всю ин-формацию можно подразделить на две группы:

- количественная, или формальная, информация;

- качественная информация.

Количественная  информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 3.1.

   
3.1 - Сравнительные  количественные критерии конкурентоспособности  
Элементы  анализа конкурентов (количественные) Турагенство

«Дискавери»

ЗАО «Абаканский  туристский комплекс

«Дружба»

 
Численность персонала, сотрудников 15. 32 сотрудника  вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники  и др.) 7 основных. Всего  46 (гостиничный персонал и др.)  
Активы, млн. руб., 1,2, из них  0,6 спортивное снаряжение и техническое  оснащение 30, включая здания  гостиницы  
Доступ  к другим источникам средств Нет Есть  
Объемы  продаж в месяц, путевок 150-200 (заграница  + РХ) 100-150  
Доля  рынка, % 50 30  
Рентабельность, % 100 60  
Руководители  фирмы, человек 2 1 генеральный  директор  
Наличие и размеры филиальной сети 5 филиалов (Красноярск  Новосибирск, Московский регион) Филиалов нет. Наличие деловых партнеров в  РФ и за рубежом  
Другие  количественные данные (расходы на рекламу), тыс. руб. в месяц 30 (печать в  СМИ, рекламные ролики и Интернет-реклама) 10  
Перечень  основных видов услуг Все виды активного  отдыха по РХ и югу Красноярского  края, по РФ и за рубежом* Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные туры (курорт «Озеро Шира»), детские и молодежные туры, организация маршрутов выходного дня по РХ, экскурсии и индивидуальных туров**  
       

Турагентство  «Дискавери»*

1) Отдых в  Хакасии: турбазы, водные туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры.

2) Экскурсии  по России: «Золотое кольцо», «Серебряный  венец», «Звезда Руси», Киевская  Русь, Санкт-Петербург.

3) Санатории  Сибири: «Алтай-west», «Красноярское  Загорье», «здравница Кузбасса», «Туманный», «Катекс» (озеро Шира).

4) Отдых на  Черноморском побережье.

5) Молодежные  детские туры.

ЗАО «Абаканский  туристский комплекс «Дружба»**

1) Отдых в  Хакасии: курорт «Озеро Шира»,  экскурсии:

- Саяно-Шушенская  ГЭС;

- Туимский провал;

- Шушенское «Сибирская  старина»;

- Минусинск;

- «Сулекская  писаница»;

- Большой Салбыкский  курган;

- «Сундуки»;

- «По Саянскому  кольцу»;

- Хакасский музей-заповедник  «Казановка»;

Рыбный тур  по Хакасии. Охота.

2) Зимние программы:  Корея, Китай, Хакасия.

Качественная  информация представляет собой область  субъек-тивных оценок, поскольку включает многие неформализуемые па-раметры (таблица 3.2).

   
3.2 - Сравнительные  качественные критерии конкурентоспособности  
Элементы  анализа конкурентов (количественные) Турагенство

«Дискавери»

ЗАО «Абаканский  туристский комплекс

«Дружба»

 
Известность, престиж, % 100 80  
Опыт  руководства и сотрудников Не менее 7 лет. Стаж работы в туризме 15 лет на руководящей  должности (ген. директор)  
Частота трудовых конфликтов Нет Нет  
Приоритеты  на рынке Внутренний  туризм 50% внутренний,

50% внешний

 
Гибкость  маркетинговой стратегии Есть Есть  
Эффективность продуктовой стратегии, % 100 80  
Работа  в области внедрения на рынок  новых продуктов Есть Есть (поиск  новых партнеров)  
Ценовая стратегия Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам) Есть (скидки)  
Сбытовая  стратегия Есть Есть  
Коммуникационная  стратегия Есть Есть  
Организация маркетинга Есть Есть  
Контроль  маркетинга Есть Есть  
Уровень обслуживания клиентов Высокий Высокий  
Приверженность  клиентов Есть Есть  
       

Данные таблицы  позволяют дать комплексную оценку деятельности основных конкурентов. Анализ материалов этих таблиц по-зволяет  правильно и своевременно реагировать  на:

- смену основных  конкурентов;

- специфические  особенности стратегий конкурентов. 

Результаты анализа  указывают на тот факт, что турагетство  «Дискавери» является более конкурентоспособным  по отношению к ЗАО «Абаканский  туристский комплекс «Дружба». Стратегия  данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Хакасии.

Наиболее сильные  стороны у турагетства «Дискавери»:

- занимает наибольшую  долю рынка в Хакасии;

- имеет развитую  систему филиалов;

- более разнообразный  и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах;

- более продвинутая  ценовая стратегия;

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО  «Абаканский туристский комплекс «Дружба» менее перспективное предприятие, что позволяет турагетству «Дискавери»  с его приоритетами быть лидером на туристическом рынке РХ.

Рекомендательная  часть

Для предпринимательской  деятельности в сфере туризма  в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку-ренция -- один из сущностных признаков туристского  рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов.

Анализ конкурентов  и выработка конкретных действий в отноше-нии главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем су-щественный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, на-стоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно со-риентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Турфирма, которая  игнорирует интересы своих клиентов и не имеет стратегии на будущее  рискует потерять свое место на туристическом  рынке. Чтобы создать конкурентоспособное  предприятие, надо не про-сто модернизировать  производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При-чем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимуще-ства. Все усилия предприятия должны быть на-правлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия