Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:04, курсовая работа
Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.
2.5 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма
Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, турфирма сталкивается с необходимостью анализа отрас-левой конкуренции. При этом должны учитываться:
место отрасли в системе народного хозяйства;
конкурентная среда в самой отрасли.
Для решения первой задачи используется несколько подходов. Один из них -- концепция национального ромба М. Пор-тера. Автор концепции вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурент-ные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.
Рассмотрим содержание каждого из блоков.
1. Параметры факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для фор-мирования конкурентного преимущества в самом производствен-ном процессе фирмы в стране еe базирования. Факторами могут являться рабочая сила, природные ресурсы, телекоммуникации, до-роги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут вы-ступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.
2. Стратегия фирм, их структура и соперничество, определяющие силу конкуренции.
3. Параметры спроса -- показатели, характеризующие требования потребителей к качеству товара; эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными груп-пами актуальности какой-либо потребности; национальные тради-ции; фазы жизненного цикла; структура спроса, его динамические показатели.
4. Родственные и поддерживающие отрасли, кото-рые являются потребителями и (или) поставщиками данной отрас-ли, что особенно важно в сфере турбизнеса. К поддерживающим можно отнести отрасли легкой и пищевой промышленности (по-ставляющие необходимые компоненты интерьера гостиниц, обору-дование, мебель, продукты питания и т. д.), транспортного маши-ностроения, медицины и здравоохранения, культуры и образова-ния и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекре-стные связи с другими (например, мебельная промышленность взаимодействует с лесообрабатывающей, текстильной и т. д.).
Основная идея концепции национального ромба -- конкурент-ное преимущество отрасли в рамках государства -- определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.
В данную модель. М. Портер вводит еще два фактора: случай-ные события и действия правительства. Под случайными событиями подразумевается:
изобрете-ния; новейшие технологии; значительные колебания цен на ресур-сы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в кур-сах национальных валют; колебания локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны; масштабные природные катаклизмы и дру-гие форс-мажорные обстоятельства.
Под действиями правительства понимается влияние ис-полнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, тамо-женную политику в стране. Правительство также определяет нор-мы, стандарты, которые могут воздействовать как на производите-лей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положи-тельным, так и отрицательным.
Анализ особо эффективных отраслей в различных странах по-казал, что процесс их формирования и развития подчиняется оп-ределенным закономерностям. Для его характеристики был вве-ден термин «отраслевой кластер», под которым подразуме-вается неформальное сообщество отраслевых и смежных компа-ний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурент-ных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При опреде-ленных внешних условиях они способствуют росту своих компа-ний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высо-кокачественной продукцией. В данном случае возникает положи-тельная обратная связь и усиливается процесс укрепления конку-рентных преимуществ.
Устойчивые конкурентные преимущества нации могут базиро-ваться только на прочных конкурентных преимуществах её от-дельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации -- прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за вы-живание, укрепляют свои конкурентные преимущества.
При изменении
детерминант конкурентного
]
31
3. Практическая часть
3.1 Анализ конкурирующих фирм
Практическая
часть данной курсовой работы построена
на сравнительном анализе
Данные фирмы являются между собой конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности в республике Хакасия.
Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схе-ма исследований, предложенная американским ученым М. Порте-ром. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характери-зующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представ-ления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систе-матическим накоплением соответствующей информации. Всю ин-формацию можно подразделить на две группы:
- количественная, или формальная, информация;
- качественная информация.
Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 3.1.
3.1 - Сравнительные
количественные критерии |
|||
Элементы анализа конкурентов (количественные) | Турагенство
«Дискавери» |
ЗАО «Абаканский
туристский комплекс
«Дружба» |
|
Численность персонала, сотрудников | 15. 32 сотрудника вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники и др.) | 7 основных. Всего 46 (гостиничный персонал и др.) | |
Активы, млн. руб., | 1,2, из них
0,6 спортивное снаряжение и |
30, включая здания гостиницы | |
Доступ к другим источникам средств | Нет | Есть | |
Объемы продаж в месяц, путевок | 150-200 (заграница + РХ) | 100-150 | |
Доля рынка, % | 50 | 30 | |
Рентабельность, % | 100 | 60 | |
Руководители фирмы, человек | 2 | 1 генеральный директор | |
Наличие и размеры филиальной сети | 5 филиалов (Красноярск
Новосибирск, Московский |
Филиалов нет. Наличие деловых партнеров в РФ и за рубежом | |
Другие количественные данные (расходы на рекламу), тыс. руб. в месяц | 30 (печать в
СМИ, рекламные ролики и |
10 | |
Перечень основных видов услуг | Все виды активного отдыха по РХ и югу Красноярского края, по РФ и за рубежом* | Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные туры (курорт «Озеро Шира»), детские и молодежные туры, организация маршрутов выходного дня по РХ, экскурсии и индивидуальных туров** | |
Турагентство «Дискавери»*
1) Отдых в Хакасии: турбазы, водные туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры.
2) Экскурсии по России: «Золотое кольцо», «Серебряный венец», «Звезда Руси», Киевская Русь, Санкт-Петербург.
3) Санатории Сибири: «Алтай-west», «Красноярское Загорье», «здравница Кузбасса», «Туманный», «Катекс» (озеро Шира).
4) Отдых на Черноморском побережье.
5) Молодежные детские туры.
ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»**
1) Отдых в Хакасии: курорт «Озеро Шира», экскурсии:
- Саяно-Шушенская ГЭС;
- Туимский провал;
- Шушенское «Сибирская старина»;
- Минусинск;
- «Сулекская писаница»;
- Большой Салбыкский курган;
- «Сундуки»;
- «По Саянскому кольцу»;
- Хакасский музей-заповедник «Казановка»;
Рыбный тур по Хакасии. Охота.
2) Зимние программы: Корея, Китай, Хакасия.
Качественная информация представляет собой область субъек-тивных оценок, поскольку включает многие неформализуемые па-раметры (таблица 3.2).
3.2 - Сравнительные
качественные критерии |
|||
Элементы анализа конкурентов (количественные) | Турагенство
«Дискавери» |
ЗАО «Абаканский
туристский комплекс
«Дружба» |
|
Известность, престиж, % | 100 | 80 | |
Опыт руководства и сотрудников | Не менее 7 лет. Стаж работы в туризме | 15 лет на руководящей должности (ген. директор) | |
Частота трудовых конфликтов | Нет | Нет | |
Приоритеты на рынке | Внутренний туризм | 50% внутренний,
50% внешний |
|
Гибкость маркетинговой стратегии | Есть | Есть | |
Эффективность продуктовой стратегии, % | 100 | 80 | |
Работа в области внедрения на рынок новых продуктов | Есть | Есть (поиск новых партнеров) | |
Ценовая стратегия | Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам) | Есть (скидки) | |
Сбытовая стратегия | Есть | Есть | |
Коммуникационная стратегия | Есть | Есть | |
Организация маркетинга | Есть | Есть | |
Контроль маркетинга | Есть | Есть | |
Уровень обслуживания клиентов | Высокий | Высокий | |
Приверженность клиентов | Есть | Есть | |
Данные таблицы позволяют дать комплексную оценку деятельности основных конкурентов. Анализ материалов этих таблиц по-зволяет правильно и своевременно реагировать на:
- смену основных конкурентов;
- специфические
особенности стратегий
Результаты анализа указывают на тот факт, что турагетство «Дискавери» является более конкурентоспособным по отношению к ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба». Стратегия данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Хакасии.
Наиболее сильные
стороны у турагетства «
- занимает наибольшую долю рынка в Хакасии;
- имеет развитую систему филиалов;
- более разнообразный и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах;
- более продвинутая ценовая стратегия;
Таким образом,
можно сделать вывод, что ЗАО
«Абаканский туристский комплекс «Дружба»
менее перспективное
Рекомендательная часть
Для предпринимательской
деятельности в сфере туризма
в боль-шинстве случаев
Анализ конкурентов
и выработка конкретных действий
в отноше-нии главных
Турфирма, которая
игнорирует интересы своих клиентов
и не имеет стратегии на будущее
рискует потерять свое место на туристическом
рынке. Чтобы создать
Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия