Конкурентные стратегии на рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:19, реферат

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты рынка услуг 4
2. Диагностика конкуренции на рынке 7
2.1. Основы мониторинга конкуренции 7
2.2. Конкурентные преимущества компании на рынке 13
2.3. Определение географических особенностей рынка 14
2.3.1. Формирование списка конкурентов 14
2.4. Модель Портера 15
3. Понятие стратегии. Ее типы. 19
4. Влияние рынка на конкурентоспособность предприятия 23
Заключение 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Стратегии.docx

— 74.92 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Тверской  Государственный Технический Университет

(ГОУВПО «ТГТУ»)

Кафедра социологии и социальных технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ: СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ  НА РЫНКЕ УСЛУГ

 

 

Выполнила:

студентка

группы:

Научный руководитель:

Защита состоялась

 

 «         »                                2011г.

 

Оценка:

 

Члены комиссии: ________________ (расшифровка подписи)

                             

                                _______________  (расшифровка подписи)

 

 

 

Тверь — 2011

Оглавление

Введение 3

1. Основные аспекты рынка услуг 4

2. Диагностика конкуренции на рынке 7

2.1. Основы мониторинга конкуренции 7

2.2. Конкурентные преимущества компании на рынке 13

2.3. Определение географических особенностей рынка 14

2.3.1. Формирование списка конкурентов 14

2.4. Модель Портера 15

3. Понятие стратегии. Ее типы. 19

4. Влияние рынка на конкурентоспособность предприятия 23

Заключение 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами и услугами.

В данной работе актуальным становиться  вопрос конкуренции в сфере  услуг  на потребительском рынке. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество услуг, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия платежей, информацию через рекламу.

Процесс создания и внедрения стратегий  обсуждается уже много лет. Стратегическое  планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация.

Современный бизнес действует в  постоянно изменяющейся внешней  среде, не существует ничего неподвижного. Сложность – важнейшая проблема, с которой сталкивается организация.

Для успешного функционирования организации  в условиях постоянно изменяющейся окружающей ее среды, имеет смысл  вести деятельность  по заранее спланированной стратегии. Только при соблюдении этого условия у компании есть вероятность, что она выживет и будет процветать.

Стратегическое мышление и стратегическое управление являются важнейшей стороной любой организации. От  того, насколько умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство.

  1. Основные  аспекты рынка услуг

Наряду с  рынками товаров, капиталов, рабочей  силы существует и взаимодействует  с ними рынок услуг. Специфическая  особенность услуги как товара состоит  в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на рынке – это поступающие  на рынок услуги, т.е. потребительские  стоимости.

Причины длительного  игнорирования услуг в контексте  изучения коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме  услуги: неосязаемый характер осложняет  учет и мониторинг их производства и потребления. Крайней неопределенностью  отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе  этим термином обозначают хозяйственную  деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают  по месту и времени с производством  и не могут накапливаться и  храниться. То есть к "услугам" практически  относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие  вещную форму. Любопытно в этой связи весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях:

Рынок услуг  – это купля-продажа услуг  на рынке.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой  выражается в полезном эффекте, способном  удовлетворить ту или иную потребность  человека, которая изначально может  быть объектом спроса и предложения  на рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято  понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в  явном виде.

Отличия услуг  от товаров в материальной форме  в том, что:

  • во-первых, они невидимы;
  • во-вторых, не поддаются хранению;
  • в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности торговли услугами по сравнению  с  торговлей товарами.

Существует  два вида услуг:

  • услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
  • услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
  • специфической отраслью услуг является туризм.

Основными формами  услуг для предпринимательства  являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля  услугами - важная часть мирохозяйственных  связей. Рост потребностей в услугах  непосредственно связан с научно-техническим  прогрессом и повышением экономической  эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг  сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично  растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют  следующие особенности услуг  как предмета торговли:

  • отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
  • наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
  • услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
  • неоднородны или изменчивы по качеству;
  • производятся и потребляются одновременно;
  • при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
  • не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
  • имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.
  • Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в  хозяйственный оборот. Меньше всего  вовлечены услуги, поступающие в  личное потребление (за исключением  образования и здравоохранения).

Услуги могут  осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий  сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые  компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские  фирмы, аудиторские, информационные и  проч.

  1. Диагностика конкуренции на рынке

    1. Основы  мониторинга конкуренции

Конкуренция – форма взаимного соперничества  субъектов рыночной экономики, обусловленная  суверенным правом каждого из них  на реализацию своего рыночного потенциала.

Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние  конкурентных сил, действующих на рынке.

Понятие «мониторинг» появилось в  процессе изучения влияния хозяйственной  деятельности человека на окружающую природную среду. Мониторинг—это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды, с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция - суть мониторинга. Другими словами, мониторинг является одним из методов контроля, но контроля не результата, а процесса деятельности, выявления тенденций динамики ее развития.

В общем виде мониторинг как метод  сбора информации представляет собой  периодически повторяющееся исследование, дающее объективную информацию об изменениях изучаемого объекта. Таким образом, с точки зрения процесса мониторинг деятельности конкурентов может  быть представлен в виде последовательности процедур, замыкающихся в цикл постоянно  действующего сканирования рыночной среды (рис. 1).

 

Рис. 1. Принципиальная схема процесса мониторинга

 

Развитие мониторинга как комплексного метода сбора информации относительно наблюдаемого объекта и контроля его деятельности позволяет говорить о формировании информационной технологии мониторинга, объединяющей диагностику (оценку текущего), генезис (оценку прошлого) и прогноз (оценку будущего) состояния  исследуемых объектов.

В качестве предметной области мониторинга  предстают взаимосвязанные процессы управления компанией. Источниками  изменений конкурентной ситуации и, соответственно, объектами мониторинга  являются элементы маркетинговой, в частности конкурентной, среды деятельности компаний. Основной задачей мониторинга конкурентной среды является своевременное выявление и прогнозирование тенденций развития конкурентных ситуаций, влияющих на устойчивое конкурентное положение компаний, в целях разработки и реализации мер по использованию открывающихся возможностей или предупреждению надвигающихся угроз, что должно способствовать обеспечению конкурентоспособности компаний.

Определение особенностей конкурентной среды, выявление причин отклонений в ее состоянии осуществляется с  помощью диагностики, которая является средством всестороннего исследования маркетинговых и, в частности, конкурентных отношений. Выделяют три формы организации  процесса диагностики - аналитическую, экспертную и имитационную.

Аналитической диагностикой конкурентной среды называют кабинетные исследования на основе анализа вторичной маркетинговой, статистической информации, анализа  конкурентных карт.

Экспертная диагностика базируется на информации, полученной контактными  методами, посредством проведения специальных  экспертных и социально-экономических  опросов в ходе полевых исследований.

Имитационная (модельная) диагностика  позволяет получить информацию об объекте  диагноза путем имитационного моделирования, постановки рыночных экспериментов.

Результатом диагностики должен быть диагноз, т.е. описание текущего состояния  конкурентной среды, что позволит оценить  шансы предприятия в конкретном целевом сегменте и создать условия  для более рационального использования  имеющихся ресурсов в процессе взаимодействия с конкурентами.

Принципиальная характеристика мониторинговых исследований - систематичность сбора  и анализа данных - позволяет исследовать  генезис конкретных конкурентных ситуаций от момента их формирования в течение  определяемого исследователем периода  развития. Это становится возможным при условии реализации второго отличительного признака мониторинга - исследования строго определенного круга данных.

Понимание истории развития ситуации и наличие диагноза ее текущего состояния  способствует более успешному определению  перспектив развития конкурентных взаимоотношений  на этапе прогнозирования конкурентной ситуации. Аналогично диагностике выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, экспертные оценки, моделирование.

Информация о работе Конкурентные стратегии на рынке услуг