Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:19, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение 3
1. Основные аспекты рынка услуг 4
2. Диагностика конкуренции на рынке 7
2.1. Основы мониторинга конкуренции 7
2.2. Конкурентные преимущества компании на рынке 13
2.3. Определение географических особенностей рынка 14
2.3.1. Формирование списка конкурентов 14
2.4. Модель Портера 15
3. Понятие стратегии. Ее типы. 19
4. Влияние рынка на конкурентоспособность предприятия 23
Заключение 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Экстраполяционное прогнозирование во времени, основанное на распространении установленных в прошлом тенденций на будущий период, используется для:
- перспективных расчетов
- оценок возможных изменений структуры конкурентной среды.
Большинство процессов и явлений в конкурентной среде не поддаются непосредственному измерению, и получить их количественные или порядковые оценки можно только методами экспертной диагностики, конечной целью которой является возможность экспертного прогнозирования конкурентной ситуации.
Понятие имитационного моделирования объединяет диагностику и прогноз на основе экспериментов, позволяющих оптимизировать конкурентную активность компаний.
Результаты прогнозирования
Синтез диагностики, генезиса и прогностики определяет направления функциональной ответственности мониторинга конкурентной среды:
• оперативное и постоянное информирование о состоянии конкуренции в отрасли;
• определение конкурентного
• сравнительная оценка конкурентоспособности предприятий;
• прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития конкуренции в отрасли;
• накопление «исторической» информации о характере развития конкурентных взаимоотношений.
Для построения эффективной системы
мониторинга конкурентной среды
каждой компании необходимо определить
собственную позицию
Рис. 2. Силы, определяющие характер конкуренции в отрасли
Классической моделью
Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.
Однако степень проникновения
в отрасль, кроме этих сил, зависит
еще и от политики в области
регулирования конкуренции, которую
проводит государство. Поэтому при
полномасштабном подходе к
Исследования, проведенные в указанных
направлениях, дадут фирме возможность
определить конкурентный «климат», интенсивность
соперничества и тип
Создание системы мониторинга, охватывающей исследование всех структурных единиц модели М. Портера, требует значительных финансовых, временных и человеческих ресурсов. Безусловно, анализ конкурентной среды на основе обработки данной информационной базы является наиболее полным, системным, но и значительно более трудоемким, в связи с чем большинство компаний фокусирует внимание на анализе деятельности приоритетных конкурентов, претендующих на захват существующей рыночной доли предприятия.
Поиск и
усиление конкурентных преимуществ
является элементом процесса управления
компанией на рынке. Исследование рынка
направлено на выявление причин и
условий возникновения
Технология поиска состоит из трех стадий:
Результатом работы каждой стадии является аналитическая информация, обеспечивающая руководство компании необходимыми данными для принятия решения о стратегии и тактике компании на рынке. Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, используются руководством для разработки программ изучения особенностей конкурентных преимуществ, которыми обладают оценочные компании на рынке.
Маркетинговое "Исследование оценочных организаций на рынке оценки имущества и бизнеса" ориентировано на изучение первой стадии — локализации поиска конкурентных преимуществ. Это продиктовано отсутствием исследований российского рынка оценочных организаций и данных о конкурентных преимуществах оценочных компаний.
Процесс локализации поиска, как стадия в исследовании, необходим для уменьшения объема второстепенной аналитической работы каждой компанией, в отдельности. Важно, получив первичную информацию, правильно очертить границы рассматриваемого рынка, выделить наиболее значимых конкурентов, диагностировать их цели и намерения. Это позволит оценочной компании целенаправленно формировать и реализовывать свою стратегию.
Локализация поиска включает в себя следующие процедуры:
Конкурентные преимущества тесно связаны с географическими рынками. Особенностью России является значительное отличие региональных рынков (т.е. их регионализация), например:
Для формирования
видения положения оценочной
компании на рынке необходимо определить,
какие именно компании-конкуренты в
наибольшей степени препятствуют реализации
целей вашей компании. Используются
различные приемы выбора. Полезность
использования перечисленных
(Обсуждаемое
маркетинговое исследование
Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы, присущие каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена).
Объединяя эти две концепции, модель Портера идентифицирует следующие базовые стратегии: преимущество по издержкам, дифференциация и концентрация.
Используя стратегию преимущества по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
Используя стратегию дифференциации, фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который тем не менее рассматривается потребителями как уникальный в силу его дизайна, характеристик, доступности, надежности и т. д. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
В рамках
стратегии концентрации компания выделяет
специфический сегмент рынка
через низкие цены или уникальное
предложение. Она может контролировать
издержки посредством концентрации
усилий на нескольких ключевых товарах,
предназначенных для
Согласно модели Портера зависимость между долей на рынке и прибыльностью носит U - образный характер, как показано на рисунке 6. Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка, может преуспеть в результате преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии. Однако компания может "завязнуть в середине", если она не располагает эффективной и уникальной продукцией или преимуществам по общим издержкам. В отличие от матрицы "Бостонской консалтинговой группы" и программы PIMS, согласно модели Портера, небольшая фирма может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной "нише", даже если ее общая доля на рынке будет незначительной. Фирме не обязательно быть большой, чтобы иметь хорошие показатели.
Рис. 3. Общая стратегическая модель Потера
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Рассмотрим
разновидность портфельной