Культурно-досуговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме.

Работа состоит из  1 файл

Сам курсач.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)


1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ

 

1.1 История развития культурно – досуговой деятельности

 

Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме. Усложнение хозяйствования и коллективных связей привело к изменению мышления людей, что в свою очередь породило мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы, станут развиваться в искусстве. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер [5].

Если говорить о Древнем мире, то у части свободных граждан появляется свободное время и досуг, труд и развлечение дифференцируются, становятся самостоятельными сферами жизнедеятельности человека и в большинстве случаев связаны с народной праздничной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняется новым содержанием, в связи, с чем появляются профессии, связанные с его организацией.

Основные направления досуговой деятельности в Древнем мире:

  Древняя Индия – настольные игры, игры на досках, активные игры, состязания в силе, ловкости, сообразительности, существование бродячих трупп: музыкантах, сказителей, акробатах, жонглерах, фокусниках, заклинателей змей.

Древний Рим – пиры с приглашением гостей (бедных граждан, создающих фон), певцов, музыкантов, цирковых артистов, с многообразием блюд и тем для бесед, состязания гладиаторов.

Древняя Греция – спортивные состязания, Олимпийские игры, театры, зрелищно-развлекательные празднества

Древний Китай – развитие высокого профессионального циркового искусства по всем направлениям, будучи подлинно народным искусством.

Уже в Древнем мире зародились, а в средние века стали развиваться такие категории, как «философская мысль», «искусство», влияющие на общественное развитие.

В досуговой деятельности мусульманского мира в Средние века смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Продолжается развитие в городах бань, что было продолжением обычаев Греко-римского мира. Мужчины увлекаются охотой, бегами, состязаниями, проводили беседы, нередко приглашая гетер. Живописи и театра не существовало в связи с религиозными запретами.

В Западной Европе досуговая деятельность строго регламентировалась религией и церковью. Позитивно – выработались принципы морали, досуг следовало проводить осмысленно. Но существовала также народная, повседневная практика досуговых занятий (календарные праздники, семейные события) [18].

Заметно выделялся досуг феодально-рыцарской среды – охота, пиры, турниры. Жители городов проводили свое свободное время за разнообразными играми, музицированием, рукоделием, танцами. Средневековое общество, разделенное по слоям, сплачивалось в период массовых празднеств (Масленица, карнавал), которые приобретали общекультурное значение.

      Период Ренессанса: постепенно, не отказываясь от религиозных убеждений, акцентируется внимание на активности человека, на познавании и переделывания окружающего мира. Изобретение печатного станка положило начало масштабного распространения книг, что ведет к развитию авторского творчества;

      Период Просвещения: снижается роль религии, утверждается общественная вера в силу науки, повышается уровень грамотности, появляются способы тиражирования произведений искусства. Стремительно происходит расслоение общества;

      Новое время – развиваются общественные формы досуга, зародившиеся еще в древности. Участники подразделяются на зрителей, слушателей и на исполнителей. Досуг становится самостоятельной сферой жизни человека. В формах досуга, связанных с использованием художественных образов получают распространение массовые формы.

В 20 веке благодаря техническим возможностям развивается индустрия развлечений: аудио- и видеопроекция, кино, шоу, развлекательные и тематические вечера, кино, телевидение, игорный и ресторанный, туристический бизнес. Досуг становится, зависим от индустрии, промышленности, методов управления, экономически и финансовых вопросов организации досуга и участия в нем субъектов.

В постиндустриальном обществе человек становится уязвим перед машинным производством, меняется содержание свободного времени и его доля в жизни. Происходят начало развития цивилизации досуга.

В условиях переходного периода и социальной нестабильности, в которых находится в настоящее время наша страна, общество все чаще приходит к выводу о необходимости культурного просвещения и развития личности человека [19].

Необходимо обратить внимание на тенденции развития культурно-досуговой деятельности в России.

У славян существуют традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственный язычникам (игрища, хороводы, рукоделие, гадания, обрядовые действа, пиршества

Принятие христианства вводит в досуг славян христианские праздники, а так же формы досуга, регламентируемые религией. Благодаря этому в обществе закрепляется отношение к труду как к душеспасительному занятию. Формируется подозрительное отношение к увеселениям. Но в народной культуре продолжают воспроизводиться фольклорные формы, обычаи, обряды, формы отдыха (коллективные формы отдыха, кулачные бои, медвежья потеха, соколиная охота). Необходимо отметить развитие скоморошества, устного народного творчества. Развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций.

Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-эстетическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшем яркое воплощение в фольклоре народов, удивительно созвучны идеям всестороннего гармонического развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.

В Киевской и Московской Руси досуг аристократии практически не отличался от досуга других сословий. Их дифференциация произошла при Петре 1. Новоевропейская ментальность, формы активности в Петровский период граничили с отрицание традиций Отечественной культуры. Но появляются дворянские клубы, проводятся ассамблеи, карнавалы, фейерверки, меняются формы празднования календарных праздников (Новый год), рождаются любительские творческие занятия, коллекционирование. Благотворительная деятельность. Дворяне получают возможность образования и отдыха за границей в Европе.

Широкие слои населения Российской империи досуг проводили за традиционными занятиями, не нацеленными на отдых. Потребности досуговой деятельности этих слоев удовлетворялись самообслуживанием на основе традиций и народных занятий, при этом развиваются народные промыслы (резьба по дереву, ручное вязание, набойка на ткани, создание детских игрушек, кружевоплетение и т.п.). На основе народных промыслов нередко создавались произведения искусства [13].

Развивающие формы досуга.

·  Распространение грамотности.

·  Общественные издания.

·  Посещение общественных музеев, библиотек, театров.

·  Чтение художественной литературы.

·  Создание и развитие системы учебных заведений.

В России развитие общественного досуга связано с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, уходящие в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших, первичных форм человеческой культуры. Такое своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.

На рубеже 19-20 веков массовые формы начинают интегрировать в себе множество новых форм. Распространяются цирковые, музыкальные, народные театры. Во время представлений зрители лакомились сладостями, покупали лубочные картинки. Накануне революции массовые формы досуга имели современный характер.

Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности.

Возвращаясь к первым праздникам Советской России мы убеждаемся, что они неразрывно связаны с бытом народа и политическими отношениями внутри общества. Но, обращаясь к сценариям праздников тех лет, мы имеем дело с так называемыми «постановочными планами»

Рождались новые виды и жанры этого творчества, появлялись множество любительских объединений, студий, кружков и клубов, но и складывались определенные противоречия, которые развились в дальнейшем. Хочется так же отметить присутствие в массовых досуговых формах 20-х годов прошлого столетия элементов праздников средневековых гильдий – демонстрация достижений, обыгрывание процесса труда и его орудий, гротеск, буффонада, метафора и символы. А главное глобальность замысла.

З0-е года характеризуются, наоборот, отсутствием этого. Основой форм досуга тех лет были огромные, воспевающие портреты вождей в буквальном и переносном смысле. Темой инсценировок были политические мотивы, доведенные до схематического описания. Но из праздников не исчезли характеристики народных площадных зрелищ и игрищ дореволюционного периода.

Великая Отечественная война приостановила развитие массовых форм досуга, но не остановила его. Самый большой элемент, приобретенные во время Великой Отечественной войны – это торжественные салюты, которые используются нами во всем их многообразии и по сей день.

С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства ( покорение космоса, освоение целины и т.п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И.М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.

Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.

В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.

В настоящее время в России большое распространение получили массовые театрализованные представления, как форма организации досуга населения нашей страны: праздничные шествия, парады, конкурсы, представления, выступления в цирке, театре, на телевидении, спортивно – игровые мероприятия, фольклорные празднества.

1.2 Виды и типы культурно – досуговой деятельности

 

Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.

Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.

Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.

Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.

Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.

Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.

Культурно-досуговая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.

Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.

Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.

Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т.д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников)[20].

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность