Культурно-досуговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме.

Работа состоит из  1 файл

Сам курсач.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

Направления культурно-досуговой деятельности (далее КДД):

1.  КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)

2.  Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)

Главные ценности культурно-досуговой деятельности:

1.  воплощенные в прошлой культуре (народное искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;

2.  тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;

3.  объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;

4.  привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).

Типы КДД:

·  Культурно-художественная.

·  Образовательно-развивающая.

·  Природно-рекреационная.

·  Санаторно-оздоровительная и туристическая.

·  Спортивно-зрелищная.

·  Самодеятельно-любительская

·  Зрелищно-развлекательная.

Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения [7].

 

 

1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

 

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1.  Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2.  Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3.  Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4.  Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5.  Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6.  Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7.  Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8.  Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9.  Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи [14].

Целевая направленность:

1.  культурное просветительство,

2.  художественное творчество,

3.  развитие эстетических чувств,

4.  отдых,

5.  развлечение.

Инфраструктура культуры и досуга – комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1.  Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

·  Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории,

·  Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.),

·  Развивающие организации, обучающие фирмы,

·  Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи),

·  Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты),

·  Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы),

·  Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства,

·  Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры,

·  Рестораны, кафе,

2.  Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

·  Развлекательные телепрограммы, радиопередачи,

·  Интернет,

·  Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры),

·  Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет),

·  Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования),

·  Дороги, связь, транспорт,

·  Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Индустрия досуга:

      индустрия товаров культурного назначения,

      индустрия туризма,

      индустрия аудио- и видеопродукции,

      индустрия развлечения:

      газеты, журналы, книги развлекательного содержания,

      киноиндустрия и производство видеопродукции,

      сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,

      музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,

      артбизнес (галереи, выставочные залы),

      организации концертов, туров, шоу-бизнес,

      театры, концертные организации, цирки,

      досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки [17].

 

При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:

- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов);
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, отель, санаторий, база или лагерь);

- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма [2]. 

Вводы по первой главе:

1 История развития культурно – досуговой деятельности развивалась вместе с развитием общества. Она берет свое начало в ранние времена развития человечества, где преобладало мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер. В настоящее же время большое распространение получили массовые театрализованные представления, как форма организации досуга населения;

2 Различают следующие типы культурно – досуговой деятельности:

Культурно-художественная, образовательно-развивающая, природно-рекреационная, санаторно-оздоровительная и туристическая, спортивно-зрелищная, самодеятельно-любительская, зрелищно-развлекательная.

3 Основными направлениями деятельности учреждений культуры является реализация сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

2 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1      Понятие театрализация и ее виды

 

Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.
Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
1. организация сцен действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;
2. создание художественного образа представления. Вот почему основа театра – пьеса, а основа театрализации – сценарий.

Сценарий – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.
Существуют 2 стороны театрализации:

1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. Режиссерская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Виды театрализации:

1) Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2) Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3) Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность