Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме.
Направления культурно-досуговой деятельности (далее КДД):
1. КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)
2. Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)
Главные ценности культурно-досуговой деятельности:
1. воплощенные в прошлой культуре (народное искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;
2. тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;
3. объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;
4. привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).
Типы КДД:
· Культурно-художественная.
· Образовательно-развивающая.
· Природно-рекреационная.
· Санаторно-оздоровительная и туристическая.
· Спортивно-зрелищная.
· Самодеятельно-любительская
· Зрелищно-развлекательная.
Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения [7].
1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.
В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.
Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.
Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.
Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.
Типы учреждений культуры.
1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.
2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.
4. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.
5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи [14].
Целевая направленность:
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
4. отдых,
5. развлечение.
Инфраструктура культуры и досуга – комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.
Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:
1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.
· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории,
· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.),
· Развивающие организации, обучающие фирмы,
· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи),
· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты),
· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы),
· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства,
· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры,
· Рестораны, кафе,
2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:
· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи,
· Интернет,
· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры),
· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет),
· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования),
· Дороги, связь, транспорт,
· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.
Индустрия досуга:
индустрия товаров культурного назначения,
индустрия туризма,
индустрия аудио- и видеопродукции,
индустрия развлечения:
газеты, журналы, книги развлекательного содержания,
киноиндустрия и производство видеопродукции,
сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,
музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,
артбизнес (галереи, выставочные залы),
организации концертов, туров, шоу-бизнес,
театры, концертные организации, цирки,
досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки [17].
При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:
- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов);
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, отель, санаторий, база или лагерь);
- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма [2].
Вводы по первой главе:
1 История развития культурно – досуговой деятельности развивалась вместе с развитием общества. Она берет свое начало в ранние времена развития человечества, где преобладало мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер. В настоящее же время большое распространение получили массовые театрализованные представления, как форма организации досуга населения;
2 Различают следующие типы культурно – досуговой деятельности:
Культурно-художественная, образовательно-развивающая, природно-рекреационная, санаторно-оздоровительная и туристическая, спортивно-зрелищная, самодеятельно-любительская, зрелищно-развлекательная.
3 Основными направлениями деятельности учреждений культуры является реализация сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.
2 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Понятие театрализация и ее виды
Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.
Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
1. организация сцен действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;
2. создание художественного образа представления. Вот почему основа театра – пьеса, а основа театрализации – сценарий.
Сценарий – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.
Существуют 2 стороны театрализации:
1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
2. Режиссерская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
Виды театрализации:
1) Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2) Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.
3) Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.