Лидерство на туристическом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 02:48, курсовая работа

Описание

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятие и сущность лидерства, провести анализ лидерских качеств в частном туристско-экскурсионном унитарном предприятии «Горизонт-Тур» в городе Барановичи и дать рекомендации для повышения результативности труда на данном предприятии туристической индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие лидерства и особенности его современного понимания;
исследовать основные научные подходы к изучению феномена лидерства;
раскрыть сущность основных теорий лидерства;
провести исследование по изучению лидерских качеств в частном туристско-экскурсионном унитарном предприятии «Горизонт-Тур»;
проанализировать результаты получившегося исследования;
дать рекомендации для повышения результативности труда на туристическом предприятии ЧУП «Горизонт-Тур».

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 154.56 Кб (Скачать документ)

    На процесс   определения  лидером  причин  случившегося влияют атрибутивные регуляторы  или  помехи,  искажающие  его  восприятие  и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем  поведении.

Данная модель атрибутивного  лидерства  имеет  существенные  отличия  от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне  описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, «почему».

В модели имеются две важные связки. Первая связка  отражает  стремление лидера определить причины  плохой  работы.  Этот  поиск  регулируется  тремя типами  информации  о  поведении  подчиненного: отличительные  особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка  отражает  ответное лидерское поведение, являющееся следствием  того,  что,  по  мнению  лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь  между  установленными  лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется  тем, кто, по мнению лидера должен  нести  ответственность  за  происшедшее. 

    Последующие исследования  показали, что в рамках  данной  модели,  скорее всего,  происходит  не  воздействие лидера  на  поведение подчиненного,   а взаимодействие между  лидером  и  подчиненным,  то  есть  подчиненный  своей реакцией на меры руководителя оказывает  влияние  на  последующее  поведение последнего [4, c. 73].

Концепция харизматического лидерства.

 Харизма – особая  одаренность, исключительность человека. Харизматическим  считается тот лидер, который в силу  своих  личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие  на  последователей.  Лидеры этого  типа  испытывают  высокую  потребность  во  власти,   имеют   сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во  что  они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать  лидерами.  Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он  способен быть  лидером. 

 В  целом   харизматическому   лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к  внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво,  умения  свести это  видение  до  уровня,  понятного  последователям  и  побуждающего  их  к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения [10, c. 98].

 Модели  харизматического  лидерства  различаются   количеством   стадий развития  самой  харизмы  и  отношений  с  последователями.  Считается,  что вначале необходимо  развить  чувствительность  к  обнаружению  проблемы,  на которую можно было бы обрушиться с  критикой.  Затем  необходимо  развить  в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы.

 Следующий шаг связан со способностью лидера  передать  значение  своего видения посредством межличностной  коммуникации  «публикации,  речь,  жесты, позы и т.п.» последователям  таким  образом,  чтобы  это  произвело  на  них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для  сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними,  проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на  себя риска и совершение неординарных действий или  поступков.  На  заключительном этапе  лидер  обязан  продемонстрировать  способность  к  реализации  своего видения  через  делегирование  полномочий   последователям.  

Исследование практики  деловых  организаций  показало,  что  в  обычной ситуации харизматическое лидерство не  всегда  требуется  для  достижения  в бизнесе  высоких  результатов [2, c. 2].

Для   бизнеса   важность харизматического лидерства возрастает по  мере  необходимости  проведения  в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако  в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция  лидера – преобразователя или лидера реформатора.

Концепция преобразующего лидерства.

Понятие преобразующего или  реформаторского лидерства имеет  много общего с харизматическим лидерством, но  трактуется  существенно.  Лидер-реформатор мотивирует  последователей  путем  повышения  уровня  их  сознательности   в восприятии  важности  и  ценности  поставленной  цели,   предоставление   им возможности  совместить  свои  личные  интересы  с  общей  целью,   создания атмосферы  доверительности  и  убеждения  последователей   в   необходимости саморазвития.

Модель  преобразующего  или  реформаторского   лидерства   предполагает наличие у лидера и последователей определенного  поведения,  пригодного,  по мнению разработчиков модели, для творческого решения  проблемы  в  кризисной ситуации [18, c. 113].

В результате анализа современных концепций лидерства можно сделать вывод, что  они объединили в себе и личность лидера и также учитывали влияние внешних факторов, тем самым соединив в единое целое преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА  В ЧАСТНОМ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ГОРИЗОНТ-ТУР»

 

2.1 Общая характеристика частного туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Горизонт-Тур»

 

ЧУП «Горизонт-Тур» находится  в самом центре города Барановичи, рядом с главными торговыми точками и достопримечательностями города.

Данное частное туристско-экскурсионное  унитарное предприятие «Горизонт-тур» основано в 1980 году как гостиница  «Горизонт». В 1996 году гостиница была реорганизована в туристско-экскурсионный  комплекс «Горизонт», который в  2004 году был преобразован в частное  туристско-экскурсионное унитарное  предприятие «Горизонт-тур» [21].

Туристско-экскурсионное  предприятие, входящее в объединение  ТЭУП «Беларустурист» ФБ Беларуси работает на международном туристическом рынке более 30 лет и  предлагает своим партнерам и клиентам полный спектр туристических услуг в Беларуси и за рубежом. Предприятие имеет хорошо развитую инфраструктуру для   приема и обслуживания   туристических групп и индивидуалов  с предоставлением экскурсий по Беларуси, для проведения турслетов, торжеств и корпоративных мероприятий.

ЧУП «Горизонт-Тур» имеет в своём составе гостиницу в городе Барановичи, туристическую базу «Лесное озеро», бюро путешествий и экскурсий.

Основными направлениями  деятельности ЧУП «Горизонт-Тур» являются: туристическая деятельность, общественное питание, розничная торговля, деятельность по организации проживания. Туристическая  деятельность включает в себя: отдых и лечение в Беларуси и за рубежом; прием туристов; туры в любые точки мира; экскурсионное обслуживание, бронирование билетов; печатание бланков для паспортов; трансфер.

Услуги общественного  питания предоставляют, расположенные  в здании гостиницы «Горизонт», ресторан, банкетный зал, экспресс-бар, а также  летнее кафе «У фонтана», которое находится  на территории гостиницы. Рестораны, бары и кафе предлагают разнообразную  белорусскую кухню, а также фирменные блюда [21].

Филиал «Туристская база «Лесное озеро» располагает двумя  залами столовой третьей наценочной категории. На территории туристической базы функционирует бар «Ялинка» второй наценочной категории. 

Деятельность по организации  проживания осуществляют гостиница  «Горизонт»  и турбаза «Лесное  озеро». Гостиница может разместить одновременно до 200-т гостей, в 131-м  номере, от обычного номера  до номера класса «люкс». Одноместные и двухместные  номера, спальных корпусов и коттеджей  турбазы «Лесное озеро», рассчитаны на 126 мест.

Предприятие кроме основных услуг, оказывает дополнительные услуги. К ним относятся: охраняемая автостоянка, терминал для расчета пластиковыми картами, конференц-зал, вызов такси, торговый объект «Не проходи мимо», ксерокс, факс, прачечная (обслуживает предприятие и филиал), пункт проката (филиал «Туристская база «Лесное озеро») [16, c. 4].

ЧУП «Горизонт-тур» организует экскурсии по городам Беларуси. Среди  широкого перечня предлагаемых экскурсий  бюро путешествий и экскурсий  ЧУП «Горизонт-тур» предлагает экскурсии  в Новогрудок, Жировичи, Минск, Брест как и во многие другие города Беларуси.

Кроме туров по Беларуси бюро путешествий и экскурсий  ЧУП «Горизонт-тур» предлагает поездки  в Турцию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию, Чехию, Крым и Египет.

Предприятие состоит из 11 структурных подразделений: административно-управленческий персонал, финансово-экономическая  служба, служба безопасности, служба продаж, бюро путешествий и экскурсий, служба приема и размещения, служба обслуживания гостиничного хозяйства, служба эксплуатации, служба общественного питания, бар, мелкорозничный торговый объект. Финансово-экономическая  служба включает  в себя планово-экономическое  бюро; служба приема и размещения –  бюро уборки номерного фонда; служба эксплуатации – ремонтно-строительный участок ( рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура управления ЧУП «Горизонт-тур»

 

Всего по предприятию насчитывается 164 работника.  ЧУП «Горизонт-тур» является централизованным, потому что руководители высшего звена имеют необходимые полномочия для принятия важнейших решений. Начальники отделов должны согласовывать свои решения с вышестоящим руководством [25].

Маркетинговая деятельность ЧУП «Горизонт-Тур», является основным звеном деятельности данного предприятия  в сфере туризма. Данная деятельность представляет собой процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей [8, c. 36].

Маркетинговая и рекламная  стратегия, а также разработка туристического продукта осуществляется отделом маркетинга ЧУП «Горизонт-Тур». При оказании услуг ЧУП «Горизонт-Тур» ориентируется на надобности туристов, определяемые с помощью спроса возможных клиентов. Немаловажным источником информации является и оценка предприятием рекламных проспектов и листовок.

Маркетинговый отдел ЧУП  «Горизонт-Тур» изучает структуру  потребностей туристов, лежащую в  основе формирования туристической  программы [16, c. 7]. Он занимается также разработкой  рекламной компании, так как в деятельности данного предприятия она играет очень большую роль. ЧУП «Горизонт-Тур»  участвует в различных туристических выставках, где представляет свои туристические продукты.

ЧУП «Горизонт-тур» является активным участником таких международных  туристических выставок и выставок-ярмарок, проходящих в различных городах  Беларуси [3].

В городе Барановичи довольно развита туристическая инфраструктура.  К услугам гостей 5 ресторанов, 20 баров и кафе, при Доме культуры функционирует Народный театр, есть кинотеатр, 3 ночных клуба, дискотеки, бильярд-клуб, интернет-кафе "Точка" и казинo [3]. В городе работают 6 туристических фирм. Но, несмотря на это ЧУП «Горизонт-Тур» занимает одно из лидирующих  мест на рынке туристических услуг. Предприятие имеет хорошо развитую инфраструктуру для   приема и обслуживания   туристических групп и индивидуалов  с предоставлением экскурсий по Беларуси, для проведения турслетов, торжеств и корпоративных мероприятий. Качество  услуг ЧУП «Горизонт-Тур» проверено и VIP-клиентами, и обычными путешественниками.

2.2  Исследование  лидерства на примере частного туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Горизонт-Тур»

 

Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое  влияние на конечный результат, а  иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации.  «Все взлеты и падения случаются  благодаря лидерству» [5, c. 2].  Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства.

На данный момент в частном  унитарном предприятии  «Горизонт-Тур» работает порядка 160 человек. Профессионально-квалификационный состав персонала составляют: непосредственно генеральный директор ЧУП «Горизонт-Тур», заместители директора, начальники отделов, финансисты, маркетологи, юристы, секретари. Теперь, когда мы имеем представление о ЧУП «Горизонт-Тур», которое в настоящее время является одним из лидеров на рынке туризма в городе Барановичи, мы можем сказать, что успешность данного предприятия в первую очередь зависит от руководства. Здесь лидеры – это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет "расти над собой", кому все новое интересно. Они самостоятельны, независимы, видят дальше и умеют влиять на поведение других. Данный вывод мы можем проверить на основе предложенных тестов.

Для определения, является ли генеральный директор ЧУП «Горизонт-Тур»  Кашуро Нина Николаевна  лидером, или она имеет это звание только формально, был предложен тест «Лидер ли вы? » [ПРИЛОЖЕНИЕ А], чтобы узнать, как она сам себя оценит «со стороны», достаточно ли она корректна в отношении со своими сотрудниками, коллегами, потому  что руководителю предприятия необходимо стремится быть лидером, быть ближе к этому понятию.

 Основной задачей в  данном тесте является определить, обладает ли руководитель какой-либо  группой лидерских качеств.

В тесте было предложено 15 вопросов. Тестируемая  должна была выбрать одни из вариантов. За каждый ответ "да" – 10 очков, "не знаю" – 5 очков, "нет" – 0 очков (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 Результаты теста  «Лидер ли вы?»

№ вопроса

Ответы генерального директора  Кашуро Нины Николаевны

1

нет

2

да

3

да

4

нет

5

нет

6

не знаю

7

да

8

да

9

да

10

нет

11

да

12

да

13

нет

14

да

15

да

Общая сумма баллов

95

Информация о работе Лидерство на туристическом предприятии