Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 02:48, курсовая работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятие и сущность лидерства, провести анализ лидерских качеств в частном туристско-экскурсионном унитарном предприятии «Горизонт-Тур» в городе Барановичи и дать рекомендации для повышения результативности труда на данном предприятии туристической индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие лидерства и особенности его современного понимания;
исследовать основные научные подходы к изучению феномена лидерства;
раскрыть сущность основных теорий лидерства;
провести исследование по изучению лидерских качеств в частном туристско-экскурсионном унитарном предприятии «Горизонт-Тур»;
проанализировать результаты получившегося исследования;
дать рекомендации для повышения результативности труда на туристическом предприятии ЧУП «Горизонт-Тур».
На процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении.
Данная модель атрибутивного лидерства имеет существенные отличия от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, «почему».
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее.
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего [4, c. 73].
Концепция харизматического лидерства.
Харизма – особая одаренность, исключительность человека. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером.
В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения [10, c. 98].
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов [2, c. 2].
Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера – преобразователя или лидера реформатора.
Концепция преобразующего лидерства.
Понятие преобразующего или
реформаторского лидерства
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации [18, c. 113].
В результате анализа современных концепций лидерства можно сделать вывод, что они объединили в себе и личность лидера и также учитывали влияние внешних факторов, тем самым соединив в единое целое преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА В ЧАСТНОМ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ГОРИЗОНТ-ТУР»
2.1 Общая характеристика частного туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Горизонт-Тур»
ЧУП «Горизонт-Тур» находится в самом центре города Барановичи, рядом с главными торговыми точками и достопримечательностями города.
Данное частное туристско-
Туристско-экскурсионное предприятие, входящее в объединение ТЭУП «Беларустурист» ФБ Беларуси работает на международном туристическом рынке более 30 лет и предлагает своим партнерам и клиентам полный спектр туристических услуг в Беларуси и за рубежом. Предприятие имеет хорошо развитую инфраструктуру для приема и обслуживания туристических групп и индивидуалов с предоставлением экскурсий по Беларуси, для проведения турслетов, торжеств и корпоративных мероприятий.
ЧУП «Горизонт-Тур» имеет в своём составе гостиницу в городе Барановичи, туристическую базу «Лесное озеро», бюро путешествий и экскурсий.
Основными направлениями деятельности ЧУП «Горизонт-Тур» являются: туристическая деятельность, общественное питание, розничная торговля, деятельность по организации проживания. Туристическая деятельность включает в себя: отдых и лечение в Беларуси и за рубежом; прием туристов; туры в любые точки мира; экскурсионное обслуживание, бронирование билетов; печатание бланков для паспортов; трансфер.
Услуги общественного питания предоставляют, расположенные в здании гостиницы «Горизонт», ресторан, банкетный зал, экспресс-бар, а также летнее кафе «У фонтана», которое находится на территории гостиницы. Рестораны, бары и кафе предлагают разнообразную белорусскую кухню, а также фирменные блюда [21].
Филиал «Туристская база «Лесное озеро» располагает двумя залами столовой третьей наценочной категории. На территории туристической базы функционирует бар «Ялинка» второй наценочной категории.
Деятельность по организации проживания осуществляют гостиница «Горизонт» и турбаза «Лесное озеро». Гостиница может разместить одновременно до 200-т гостей, в 131-м номере, от обычного номера до номера класса «люкс». Одноместные и двухместные номера, спальных корпусов и коттеджей турбазы «Лесное озеро», рассчитаны на 126 мест.
Предприятие кроме основных услуг, оказывает дополнительные услуги. К ним относятся: охраняемая автостоянка, терминал для расчета пластиковыми картами, конференц-зал, вызов такси, торговый объект «Не проходи мимо», ксерокс, факс, прачечная (обслуживает предприятие и филиал), пункт проката (филиал «Туристская база «Лесное озеро») [16, c. 4].
ЧУП «Горизонт-тур» организует экскурсии по городам Беларуси. Среди широкого перечня предлагаемых экскурсий бюро путешествий и экскурсий ЧУП «Горизонт-тур» предлагает экскурсии в Новогрудок, Жировичи, Минск, Брест как и во многие другие города Беларуси.
Кроме туров по Беларуси бюро путешествий и экскурсий ЧУП «Горизонт-тур» предлагает поездки в Турцию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию, Чехию, Крым и Египет.
Предприятие состоит из 11 структурных подразделений: административно-управленческий персонал, финансово-экономическая служба, служба безопасности, служба продаж, бюро путешествий и экскурсий, служба приема и размещения, служба обслуживания гостиничного хозяйства, служба эксплуатации, служба общественного питания, бар, мелкорозничный торговый объект. Финансово-экономическая служба включает в себя планово-экономическое бюро; служба приема и размещения – бюро уборки номерного фонда; служба эксплуатации – ремонтно-строительный участок ( рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура управления ЧУП «Горизонт-тур»
Всего по предприятию насчитывается 164 работника. ЧУП «Горизонт-тур» является централизованным, потому что руководители высшего звена имеют необходимые полномочия для принятия важнейших решений. Начальники отделов должны согласовывать свои решения с вышестоящим руководством [25].
Маркетинговая деятельность ЧУП «Горизонт-Тур», является основным звеном деятельности данного предприятия в сфере туризма. Данная деятельность представляет собой процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей [8, c. 36].
Маркетинговая и рекламная стратегия, а также разработка туристического продукта осуществляется отделом маркетинга ЧУП «Горизонт-Тур». При оказании услуг ЧУП «Горизонт-Тур» ориентируется на надобности туристов, определяемые с помощью спроса возможных клиентов. Немаловажным источником информации является и оценка предприятием рекламных проспектов и листовок.
Маркетинговый отдел ЧУП «Горизонт-Тур» изучает структуру потребностей туристов, лежащую в основе формирования туристической программы [16, c. 7]. Он занимается также разработкой рекламной компании, так как в деятельности данного предприятия она играет очень большую роль. ЧУП «Горизонт-Тур» участвует в различных туристических выставках, где представляет свои туристические продукты.
ЧУП «Горизонт-тур» является активным участником таких международных туристических выставок и выставок-ярмарок, проходящих в различных городах Беларуси [3].
В городе Барановичи довольно
развита туристическая
2.2 Исследование лидерства на примере частного туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Горизонт-Тур»
Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое влияние на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации. «Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству» [5, c. 2]. Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства.
На данный момент в частном
унитарном предприятии «Горизонт-Тур»
работает порядка 160 человек. Профессионально-
Для определения, является ли генеральный директор ЧУП «Горизонт-Тур» Кашуро Нина Николаевна лидером, или она имеет это звание только формально, был предложен тест «Лидер ли вы? » [ПРИЛОЖЕНИЕ А], чтобы узнать, как она сам себя оценит «со стороны», достаточно ли она корректна в отношении со своими сотрудниками, коллегами, потому что руководителю предприятия необходимо стремится быть лидером, быть ближе к этому понятию.
Основной задачей в
данном тесте является
В тесте было предложено 15 вопросов. Тестируемая должна была выбрать одни из вариантов. За каждый ответ "да" – 10 очков, "не знаю" – 5 очков, "нет" – 0 очков (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Результаты теста «Лидер ли вы?»
№ вопроса |
Ответы генерального директора Кашуро Нины Николаевны |
1 |
нет |
2 |
да |
3 |
да |
4 |
нет |
5 |
нет |
6 |
не знаю |
7 |
да |
8 |
да |
9 |
да |
10 |
нет |
11 |
да |
12 |
да |
13 |
нет |
14 |
да |
15 |
да |
Общая сумма баллов |
95 |