Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:58, курсовая работа
Целью курсового исследования является комплексный анализ современного международного сотрудничества в области туризма, изучение проблем в данной сфере и выработка предложений по их разрешению.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения следующих задач:
1. рассмотреть международное и государственное регулирование туристической деятельности;
2. изучить международные организации и их деятельность;
3. выявить перспективы и проблемы развития международного сотрудничества в туризме.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международное регулирование туристской деятельности 6
2. Международные организации в области туризма 18
3. Перспективы развития международного сотрудничества в области
туризма 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
В решении этой задачи большую роль играет Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ. Ассамблея в октябре 1994 г. приняла уникальный международный рекомендательный законодательный акт « Об основных принципах сотрудничества государств участников СНГ в области туризма».
Но, несмотря на обилие
Регулирование туристической деятельности осуществляется также на государственном уровне, на основе национальных норм права, выражающихся в формировании национальных законодательств.
При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
-
обеспечение прав граждан на
отдых, свободу передвижения и
иных прав при совершении
-
создание условий для
- развитие
туристской индустрии,
- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов[14].
Государственное
регулирование туристической
В любом государстве
В целях регулирования туристической деятельности и защиты прав, интересов туристов во многих странах осуществляется лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристической индустрии, сертификация туристического продукта. Под лицензированием понимается – процедура выдачи специального разрешения (лицензии), государственным органом юридическому или физическому лицу на право осуществления конкретного вида деятельности в течение определенного срока при соблюдении ряда требований и условий[5]. Ещё одно направление в государственном регулировании сферы туризма является стандартизация туристской деятельности, а также объектов туриндустрии. Стандарт в широком смысле слова — образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов, а стандартизация — процесс установления и применения стандартов[15]. Основными задачами стандартизации являются: установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству, процессам услуг, охране здоровья населения и окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эстетичность услуг и условий обслуживания; установление требований к сертификации туристских услуг, а также установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения. Объектами стандартизации определены туристские услуги и процессы туристско-экскурсионного обслуживания. Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии: гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций.
Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям[5]. Именно с помощью данных направлений государство следит за качеством предоставляемых туристических услуг.
Опыт различных стран показывает, что
успех развития туризма напрямую зависит
от того, как на государственном уровне
воспринимается эта отрасль, насколько
она пользуется государственной поддержкой.
Любое цивилизованное государство для
того, что бы получать от туриндустрии
доходы в бюджет, должно вкладывать средства
в исследование своих территорий для оценки
туристического потенциала, подготовки
программ развития турбизнеса, проектов
необходимой инфраструктуры курортных
регионов и туристических центров, и в
информационное обеспечение, и в рекламу.
Специфика туризма связана с интернациональным
характером и широким спектром отношений,
в которые приходится вступать лицам,
так или иначе участвующим в организации
отдыха и путешествий. Разнообразие этих
отношений порождает определенную сложность
правового регулирования.
Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено, и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.
Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких стран.
Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.
В специальном разделе Закона фиксируются отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечислены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, исключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за деятельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.
Вопросы регулирования туризма
относятся к компетенции
Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса»:
- Совет
по туризму при Министерстве
транспорта и общественных
- Французское
агентство туристского
- Национальное
агентство по отпускным
- Национальный
комитет по процветанию
На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.
Продвижением образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате ассоциации более 200 сотрудников, 33 его представительства работают в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации - совет директоров, состоящий из 27 человек (1/3 - чиновники из госаппарата, а 2/3 - представители частного бизнеса). Деятельность ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета[12].
На наш взгляд, такая организация хорошо бы вписалась в правовое поле в сфере регулирования туризма в России, когда все вопросы решаются в каком–либо многоотраслевом министерстве на уровне соответствующего отраслевого подразделения, так как условия Франции довольно схожи с российскими условиями деятельности туристского бизнеса. Однако для эффективного функционирования этой модели целесообразно государственное финансирование отрасли (по меньшей мере, частичное), что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и т. п.
В Испании туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в области туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. Испанское законодательство по туризму регулирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, условия, на которых физическим и юридическим лицам разрешается заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санкции к нарушителям.
В
апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил
Закон "О комбинированных
Вопросами туризма в Испании
ведает Государственный
- Центральная
дирекция по туризму (
- гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещённые в зданиях, представляющих историческую ценность) ;
- два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - « Turespaca» .
Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.
С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер.
Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета[12].