Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:34, реферат

Описание

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики.doc

— 909.00 Кб (Скачать документ)

В области обеспечении  безопасности:

  • проведение рекреационного районирования страны для разработки стандартов и строительных нормативов, учитывающих природно-климатические условия и их экологическую емкость;
  • разработка  мер,   усиливающих  обеспечение  физической,   имущественной и пищевой безопасности туристов.

В области разгосударствления и приватизации:

  • обеспечение максимальной прозрачности процесса приватизации объектов курортно-рекрсационного хозяйства и туризма.

В области информационного  обеспечения туризма:

  • разработка и реализация эффективной информационной стратегии, в том числе организация постоянных информационных кампаний в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, проведение исследований по состоянию и возможностям развития туризма в Кыргызстане;
  • оказание всемерной поддержки при проведении мероприятий по сохранению и популяризации историко-культурного наследия и традиций народов, населяющих Кыргызстан. Информационная кампания основывается на положениях доктрины «Дипломатия Великого Шелкового пути».

В области визового регулирования:

  • упрощение процедур выдачи въездных виз для туристов, беспрепятственное их получение на всех пограничных пунктах республики в установленном законодательством порядке;
  • развитие региональной кооперации с соседними государствами.

В области подготовки кадров для индустрии туризма:

  • формирование многоуровневой системы подготовки кадров, начиная с профориентации школьников и заканчивая организацией переподготовки кадров сферы управления и специалистов, занятых непосредственно в туристической индустрии.

В области развития местных  сообществ горных и отдаленных районов:

  • предоставление консультационно-информационных услуг населению, разработка и внедрение специальных программ обучения и формирование у них культуры туризма.

В области  развития  инфраструктуры  индустрии туризма:

  • обеспечение  доступности   к   кредитным   ресурсам   через   развитие финансово-кредитной системы;
  • продолжение реконструкции автомагистралей Бишкек - Ош, Бишкек - Нарын - Торугарт, Бишкек - Балыкчи - Каракол, Ош - Иркеш-там, а также автомобильных дорог, ведущих к историко-архитск-турным и историческим достопримечательностям страны;
  • расширение географии и увеличение количества прямых международных воздушных сообщений;
  • проведение реконструкции имеющихся и строительство новых гостиниц различной классности;
  • обеспечение условий для создания кемпингов, гостевых домов, семейных и частных пансионов.

Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других. В Кыргызской Республике туризм объявлен приоритетной отраслью развития экономики. Правительством КР утверждена программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызстане, принятая  во исполнение Указа Президента КР “О концепции развития туристической отрасли до 2010 года.

Государственные дотации  проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли.

Правительство должно следить  за тем, чтобы вышеназванные виды поощрений были использованы по назначению и проекты соответствовали целям, на которые были выделены деньги.

Справедливости ради надо сказать, что инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие сектора экономики.

Итак, на развитие туризма  в 2003 году из бюджета Госкомтурспорта  профинансировано 3460,4 тыс. сомов49 из них:

Международные туристические  биржи и ярмарки в Берлине, Ташкенте и Алма-Ате – 852,3 тыс. сомов;

Журнал о Кыргызстане  – 169,5 тыс. сомов;

Международный пробег «Ред-Голуаз»  и реклама-трансляция по CNN (прокрутка видеоклипов о Кыргызстане 295 раз, из них 177 раз для Европы, 118 раз для Азии) – 1020,0 тыс. сомов;

       Иссык-Кульская  ярмарка-выставка – 280,0 тыс. сомов.

Наряду с тем что, инвестиции в данный сектор экономики  поступают от частного и государственного секторов экономики, они также поступают и от международных организаций.

Основным зарубежным заемщиком является Международный  Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Его деятельность направлена на обеспечение  нормального жизненного уровня в  развивающихся странах с помощью  долгосрочного финансирования развития инфраструктуры этих стран. Прямое инвестирование развития туризма – неприоритетное направление этого банка, однако он финансирует совместные проекты, применяя экспортные кредиты. Также, МБРР поощряет учреждения страхующие кредиты в странах потенциальных поставщиков, выдает гарантии преимущественно курентоспособным поставщикам, выбранным по тендеру.

Так, по кредитной линии  Всемирного Банка «Поддержка частных  предприятий» одобрен бизнес-проект ОсОО «Колэмир» на сумму 45 тыс. долл. США для реконструкции пансионата в Иссык-Кульской области.50 Условия кредитования для конечных получателей по данной кредитной линии: срок – до 7 лет, льготный период – до 2 лет, процентная ставка – LIBOR + 9 % (в настоящее время LIBOR составляет 1.5 %), залоговое обеспечение не менее 120 % от суммы кредита. Коммерческие банки, участвующие в реализации кредитной линии полностью принимают на себя все кредитные риски. В свою очередь, НБКР принимает на себя риск банкротства участвующих коммерческих банков.

Госкомтурспортом в рамках проекта Фонда «Сорос-Кыргызстан» «Перспективы развития туристической отрасли в Кыргызской Республике» совместно с представителями государственных органов, коммерческих банков, микрофинансовых и консалтинговых компаний, бизнес структур, СМИ и международных финансовых организаций 21.11.03 г. проведен круглый стол на тему «Механизмы по развитию системы кредитования туротрасли Кыргызской Республики», где рассматривались вопросы:

  • о слабой государственной поддержке сферы туризма;
  • недоступности для бизнесменов внутренних и внешних кредитных средств;
  • нескоординированности работы участвующих сторон;
  • маленькой емкости, низкой инвестиционной привлекательности, неразвитости внутреннего рынка и отсутствия внутренних инвестиций.

 Итогом совместного  обсуждения было предложение о создании специализированного Финансового Фонда, с привлечением внутренних и внешних доноров, для развития туристической отрасли, который был поддержан всеми участниками  и предложен как один из основных механизмов разрешения ситуации в области туризма.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования привлечения прямых иностранных  инвестиций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 7 февраля 2003 года одобрен  Закон Кыргызской Республики «Об  инвестициях в Кыргызской Республике». Данным законом предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов, в частности:

  • либеральные условия для прямых иностранных инвестиций;
  • открытость всех секторов экономики для иностранных инвестиций;
  • полная защита инвестиций;
  • защита от национализации и последующих изменений законодательства;
  • национальный режим;
  • отсутствие требования местного участия;
  • неограниченная репатриация прибыли.

 

Для инвесторов имеются  определенные негативные стороны, связанные  с риском инвестирования.  Один из основных источников риска при инвестировании в туризм - его огромная капиталоемкость по отношению к операционным расходам. Это обусловлено высокой стоимостью помещений и оборудования. Капитал накапливается медленно за большой промежуток времени, и возврат вложенных средств тоже происходит медленно. Поэтому первостепенной задачей является снижение стоимости капитала.

Кроме того, в настоящее  время реализуется Государственная  программа поддержки привлечения  прямых иностранных инвестиций, направленная на устранение необоснованных и неэффективных административных барьеров и ограничений, сокращение числа необоснованных проверок деятельности хозяйствующих субъектов органами государственной власти.  

Также, в настоящее  время, введен годичный мораторий на разработку и принятие новых нормативных правовых актов, создающих административные барьеры и ограничивающие свободу инвестиционной и предпринимательской деятельности, включая замену одного административного барьера и ограничения другим.

В целях эффективной  координации мер по обеспечению комплексного развития и дальнейшего совершенствования деятельности по привлечению и использованию иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма в Иссык-Кульском регионе, распоряжением Президента Кыргызской Республики РП №26 от 6.02.2003г. образован Межведомственный координационный совет по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры туризма курортной зоны озера Иссык-Куль51. В рамках указанного Межведомственного координационного совета создана рабочая группа и разработан План мероприятий по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры туризма курортной зоны озера Иссык-Куль.

Одним из инструментов по осуществлению развития международного туризма в Кыргызстане является маркетинг туризма. Именно посредством  маркетинга, государство увеличивает спрос на туризм, для проведения которого необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов туризма.

Мероприятия по продвижению  туризма в другие страны являются составной частью маркетинга, проводимого  государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям Всемирной туристской Организации эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд.

Следует отметить, что  в настоящее время, заметно активизировалась работа по привлечению российских туристов в Кыргызстан. Примером является то, что делегация из Кыргызстана в прошлом году приняла участие в XIII Международной выставке туристских и оздоровительных услуг - Турсиб-2003(г. Новосибирск)52, в Московской международной туристской ярмарке MITF-2003.53

Для усиления маркетинговой политики и поднятия имиджа Кыргызстана, как страны благоприятной для развития туризма, Государственным комитетом и Иссык-кульской облгосадминистрацией с 16 по 18 мая в санатории «Кыргызское взморье» проведена V Международная туристская ярмарка «Иссык-Куль 2003».54

В работе ярмарки приняли участие: турфирмы и организации Кыргызстана – 110, здравниц – 101, из Казахстана – 128 турфирм, из Узбекистана – 10 фирм, из России – 12 фирм, а также представители туристических фирм Германии, Турции, Кореи, Китая, Туркмении, Афганистана и  (СМИ) журналисты ближнего и дальнего зарубежья. Количество участников 1233 чел. из 11 стран мира. Всего заключено 951 договоров на более 18000 путевок. В день ярмарки продано 1250 путевок на сумму более 5 млн. сомов. Отличительной чертой ярмарки явилось проведение презентаций новых проектов по развитию инфраструктуры туризма области с привлечением инвестиций из ЮАР, КНР и Швейцарии.

Госкомтурспорт совместно  с представителями частных туристских компаний приняли участие на следующих  крупных международных ярмарках и выставках:

• Международная туристская выставка «Турсиб-2003» (Новосибирск, 4-6 марта),

• Международная Берлинская туристская биржа «ITB – 2003» (Берлин, 7-11 марта),

• Х Московская международная туристская выставка «Путешествия и туризм» - MITT 2003» (Москва, 24-27 марта),

•  «Урал Туризм Спорт весна - лето 2003» (Екатеринбург, 14-15 апреля),

• III Казахстанская международная туристская ярмарка «Туризм и Путешествия» KITF-2003 (Алматы, 24-26 апреля),

Информация о работе Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики