Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:41, дипломная работа

Описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
описание организации и технологий работы туристских фирм, их взаимодействие с организациями поставщиками услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………………………………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений…………………………………………………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг…………………………………………………………………………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………………………………………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать документ)

    Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

    Функция организации  процесса доведения туристского  продукта до потребителя осуществляется  через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

    Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы  к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

    Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта.  Можно выделить три субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

    Туристская организация, как правило, занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям. А турагент (хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель) приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.

    Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условием реализации туристского продукта. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен размеров туристского предложения. На туристском рынке сталкиваются спрос и туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

    Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной в приложении Б, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение оттоков денег и туристского продукта, которые движутся не встречу друг другу, создавая туристский кругооборот12.

Туристический кругооборот  осуществляется по следующей схеме:

  1. турист платит деньги турфирме за турпутевку;
  2. турфирма выдает туристу турпутевку;
  3. турист обменивает путевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
  4. в процессе реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т.е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
  5. турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;
  6. турфирма получает новые виды турпродукта;
  7. турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

    Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность влияют различные факторы: природно-климатические, экономические, наличие свободного времени, демографические, психологические и технологические.

    Следовательно, в процессе анализа и планирования объёма реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период. Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних. Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии.

    Для успешного ведения туристской деятельности фирмам рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта  и строить свою политику, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка. В основе сегментации лежит стремление фирм получить многопольное положение на всем рынке или на той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения её производственных, финансовых, и сбытовых возможностей. 

    Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Предпочтительным является метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географические, социальные, психологические.

    Всякий рынок в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

    Сегодня туризм – мощная мировая индустрия, производящая до 10% мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы13.

    С развитием общества всё большее количество населения планеты вовлекается в сферу туризма. За период 1995-2000 годы в мире имеет место тенденция увеличения числа путешествующих ежегодно в среднем на 4 % (1990год – 475 млн., 1995год – 551.7 млн., 1999год – 652.3 млн.). 1998 год характеризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Азии, а 2001-2003 годы – в связи с терроризмом и локальными войнами в Афганистане и Иране.

    По оценкам ВТО, в 2000 г. число туристских прибытий составило 696 млн., а в 2001 году 692 млн. Доходы от туризма в мире в 1997 году достигли 448 млрд. USD (на 7,9 % больше, чем в 1996 году), в 2000 году – 477 млрд.               (Приложения В и Г).

    По прогнозам ВТО, к 2010 году количество поездок составит 1006 млн., к 2020 году – 1560 млн. Поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. USD.

    В 2001году поступления от международного туризма в мире снизилась на 13 млрд. USD (на 2,8 %). Почти половина всех поступлений от международного туризма по-прежнему приходится на Европейский регион. На втором месте находится Американский регион (рыночная доля 26,4 %). Доходы на одно туристское поступление выше всего в США и составляет 1015 USD, также США сохранило лидерство в общих доходах от туризма (70 млрд. USD). Испания занимает твердое третье место в рейтинге поступлений от туризма (33 млрд. USD). Интенсивно развивает международный туризм Китая, который вошел в пятерку ведущих стран мира по доходам от туризма, динамика развития показателя составляет 10 %. Также отмечается интенсивный рост доходов от туризма в Турции (на 17%).

    Впервые в истории  туризма в 2002 г. численность  международных туристских прибытий  составила более 714 млн. человек.  И это несмотря на катаклизмы  природных явлений и волну  терроризма, которые были предвестниками кризиса. Кризис не состоялся, туризм развивается устойчиво, и рост составил в 2001- 2002 годах около 3,1%, за период 1990 – 2000 годах - 4,3 %. Средние доходы на одно туристское прибытие в мире составляет 750 € - 670 USD, в Европе 650 € - 580 USD, в Азии и Тихоокеанском регионе 800 € - 720 USD, в Американском регионе 1130 € -1010 USD (Приложение Д).

    Итоги 2002 года показывают изменения приоритетов и предпочтений в направлениях туристской активности. Так, Европа прочно удерживает лидирующее положение среди всех туристских регионов мира по показателю туристских прибытий (Приложение В). В этом регионе первое место занимает Средиземноморье (Италия, Испания, Греция), на которое приходится почти 20% мирового рынка (Приложение Е). Азиатско-тихоокеанский регион потеснил американский регион со второй позиции.

    К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекает еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый 15-й человек на планете трудится в сфере туризма. Отметим, что в сфере туризма к обслуживанию привлекается значительно большая численность работников, чем количество туристов. Туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест (Приложение Ж). Имеется много методик, которые предлагают способы определения занятых в туризме категорий работающих (Приложение И).

    Влияние туризма на показатели занятости населения весьма ярко проявляется в периоды резкого спада активности. Например, после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2000года резко сократились туристские потоки, и только в США работу потеряли более 1,2 млн. служащих туристской индустрии, одновременно в Великобритании потеряли работу  900 тыс. чел., а в Европе – более 1 млн.

    По видам перевозки и используемым путешественниками способом передвижения выездной поток характеризуется следующими показателями: 7,1% пешком, 4% морской транспорт, 24,6 % воздушный транспорт, 21,6% железнодорожный и 42,7 % автомобильный соответственно.  Наибольшая интенсивность выездных потоков наблюдается ежегодно в странах северного полушария в III квартале – 40,6 % (Приложение К). При объективном анализе показателей выездного потока следует учесть, что многие граждане многократно до 5-6 раз в году совершают путешествия и поездки за рубеж, поэтому численность лиц непосредственно участвующих в этом процессе, достаточно велика (Приложение Л)14.

   Итак, туризм сегодня — это мощная мировая индустрия, крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика глобального уровня.

 

1.4. Характеристика  международного рынка туристских услуг

    Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечат стремительное развитие рынка международного туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций привели к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в туризме приобретают глобальные компьютерные сети. Повысилась эффективность маркетинга в туризме. В некоторых странах есть автоматические киоски бронирования. Упрощение процесса бронирования будет способствовать росту рынка туризма.

    Рост развития туризма создаёт проблемы в транспортной инфраструктуре. Ожидается реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций. С развитием туризма особую значимость приобретает его безопасность.

    Развитие международных отношений привело к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентированных на определенные потребности с учетом демографических и социальных изменений, образа жизни и интересов разных групп населения15.

    Популярными стали поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты. Возросла популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Новые технологии в электронике, спутниковой связи и космическом машиностроении оказывают значительное влияние на рост рынка туризма. Ожидается рост популярности образовательных туров. Спортивные мероприятия способствуют повышению интереса к путешествию. Частота проведения соревнований по различным видам спорта будет увеличиваться, что повысит спрос на туристские поездки.

    Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам в туризме. Исследования гостиничной индустрии «TTG World Hotel Report», проведенные «Miller Freeman Group», показали, что:

  • налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма в общем, объеме налогов повысится с 10,4 (1996 год) до 11 % (2006 год);
  • возрастут расходы правительств на пропаганду туризма;
  • только 30 % всех отелей Европы относятся к гостиничным цепям;
  • в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.

    Использование авиатранспорта как самого скоростного средства доставки туристов к месту назначения возрастет. Большие изменения произойдут в наземном и водном транспорте.

    На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision» провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI века – это: приключенческий туризм, круизы, экотуризм, культурно-познавательный туризм и тематический туризм.

    По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 году приблизится к 1,6 млрд. (в 1997 году путешествовало 612 млн. человек).

    Крупнейшее британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» (TTI), входившее в «Economist Intelligence Unit», опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 года, прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма будут снижаться (Приложение М). Темпы роста международного туризма в мире составят 4,4 % к 2005 г. и 4,3 % - к 2010 году.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности