Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:41, дипломная работа

Описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
описание организации и технологий работы туристских фирм, их взаимодействие с организациями поставщиками услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………………………………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений…………………………………………………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг…………………………………………………………………………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………………………………………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать документ)

    В 2002 году из общего числа иностранных граждан, посетивших Москву, 42,5% составляли жители стран СНГ. В целом по России этот показатель находился на уровне 66,2%. В Москве, как и по России в целом, проявляется тенденция к увеличению удельного веса граждан стран СНГ в общем потоке международных посетителей: в 1999 году они составляли 36,5% от общего потока, в 2001 году - 41,6%. Если тенденция первого полугодия 2003 года сохранит существующую динамику то к концу года этот показатель составит величину в 53%. Это говорит об ориентации внешнеэкономической политики РФ на углубление сотрудничества со странами СНГ.

    В отличие от предыдущих лет, в 2002 году в потоке международных посетителей из стран СНГ заметно сократилась доля граждан Закавказских республик. Так, с 1999 по 2001 год граждане Азербайджана лидировали по количеству прибытий в Москву, генерируя 17-18% только 11%. По сравнению с предыдущим 2001 годом сократилось относительное количество поездок в Москву граждан Армении (на 27%) и Узбекистана (на 35,7%). Частично эти процессы были вызваны усложнением формальностей при въезде в РФ для жителей некоторых стран СНГ, ростом стоимости транспортной составляющей при поездках на дальние расстояния и укреплением мер безопасности в связи с угрозой террористических акций.

    Количество посетителей города Москвы из стран Дальнего зарубежья значительно превышает аналогичный показатель по странам СНГ. По России в целом сегодня складывается обратная ситуация (доля посетителей из стран СНГ составляет 66,2%, а из ДЗ - 33,8%). На долю 10-ти ведущих стран, генерирующих максимальное количество поездок в Москву, приходится 64,18% всего их объема.

    В структуре потока международных посетителей столицы, прибывающих из стран Дальнего зарубежья, в последнее время произошли определенные изменения, связанные с увеличением количества посетителей из стран Юго-восточной Азии и Китая. Тем не менее, группа абсолютных лидеров по-прежнему представлена странами, которые являются основными экономическими партнерами города Москвы (США, Германия, Италия и Франция).

    За последние годы возрос интерес к турпоездкам в столицу России всех категорий посетителей, что подтверждается увеличением удельной доли туристских целей в общем объеме прибытий, В 2002 году каждая пятая (или 21,5%) поездка в Москву предпринималась с туристскими целями42.

    За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду. В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев.

    Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австралия - 70 %.

    С 1992 года наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.

    Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы, коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.

    Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 году. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

    Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.

    Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.

    Весьма важно и актуально деление гостиничного хозяйства по форме собственности. В 1997 году в РФ имелось: муниципальных гостиниц - 1551, или 31% общего числа гостиниц; частных - 1420, или 28%; гостиниц, находившихся в смешанной собственности (без иностранного участия), - 1232, или 2%; ведомственных гостиниц - 818, или 16%; гостиниц, принадлежащих общественным организациям, - 84, или 2%; гостиниц, находившихся в российской собственности с иностранным участием, - 74, или 1%. Гостиницы с иностранным участием резко выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24%. Причем их доходность отличается в зависимости от места расположения. 21 гостиница (совместные предприятия) находится в Центральном районе (20 - в Москве), 12 - в Дальневосточном, 11 - в Северо-Западном (7 - в Санкт-Петербурге), 9 - в Северном, 7 - в Северо-Кавказском, 4 - в Восточно-Сибирском, по 3 -в Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском и 1 - в Волго-Вятском районах.

    Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге (Приложение Щ)43.

    В России планируется создание собственных гостиничных цепей.      Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс «Жемчужина» и т. д44.

    Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость составляет около 73 мест. Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Из общего числа мест предприятий питания более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12%- на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.

    Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы, также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культурой и спортивно-зрелищные мероприятия. Приобщение к культурным ценностям также связано с развлечением.

    Современная ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций. Растет число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков.

    В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа Диснейленда, Леголенда, и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.

    К сожалению, в России еще не осознали, что такой вид развлечений является очень притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма и экономики области45.

    Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский районы) строится первый сафари-парк. Одним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.

 

3.2. Специфика российского туристского предприятия

    В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме России , так как именно они пакетируют различные услуги  в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

    Обычно выделяют четыре типа туроператоров: массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.

    Туроператоры массового рынка наиболее распространенный тип. Они продаю пакеты на популярные курорты. Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления. Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т, е. организуют туры по своей стране. Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

    На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с  поставщиками услуг. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

    Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

    В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Например, ОАО «ЦСТЭ - Интур - Центральный совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами,   выполняют   чисто   инициативные   функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.).

    В последнее десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы и иную структуризацию получили предприятия и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.

    Войдя в международный рынок на общих началах, российские туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг. На настоящий момент эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.

    Основная доля туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объясняется еще и тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.

    Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания въездного туризма. В рамках каждой страны въездной туризм способствует стабильному положению национальной экономики. Создание привлекательного российского туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития туристского рынка России46.

    Туроперейтинг на приеме не имеет в России активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности