Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:41, дипломная работа

Описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
описание организации и технологий работы туристских фирм, их взаимодействие с организациями поставщиками услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………………………………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений…………………………………………………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг…………………………………………………………………………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………………………………………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать документ)

    К основным  факторам, влияющим на уровень цен на туруслуги, относятся следующие:

  1. внешние факторы: соотношение спроса и предложения, уровень и динамика конкурирующих цен, государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности, политическая ситуация в стране, потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы;
  2. внутренние факторы или цели ценообразования: выживание – используется, когда доходность бизнеса резко падает; максимизация текущей прибыли (проведение анализа спроса и затрат при различных ценах, выбирается тот уровень, который даёт максимально высокую прибыль);  лидирующее положение на рынке способствующее наращиванию рыночной доли; достижение высокого качества обслуживания – для этого требуется высококвалифицированный персонал; покрытие будущих затрат (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта); издержки на производство, распределение и продвижение турпродукта.

    Существует  три метода ценообразования:

  1. На основе издержек, или затратный метод. Он построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Оно используется теми турфирмами, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций.
  2. С ориентацией на уровень конкурентов – метод, достаточно характерный для туристских организаций. При нем цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Его отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
  3. С ориентированный на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляется потолок цен – максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.

    При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три перечисленных метода ценообразования во взаимосвязи, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.

    Цена имеет  два предела – нижний и верхний:  нижним пределом выступают понесенные  затраты, т.е. себестоимость турпродукта;  верхний определяется спросом  на данный вид турпродукта21.

    Затратный метод подразумевает, что себестоимость турпродукта отражает все затраты турфирмы на организацию поездки. Это сумма цен, тарифов, расценок на услуги, предоставленные туристам:  визы и страховки, проживание, питание, транспортные услуги, экскурсионная программа, услуги гида-переводчика, косвенные расходы (затраты на содержание и управление туристской организации).

    Продажная  цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли для туристских организаций составляет 20 %, её величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туруслуг. Туристские  организации применяют также скидки со стоимости турпродукта. Например, сезонные скидки, скидки для детей и т.д.

    При разработке продажных цен на турпродукт учитывается   комиссионное вознаграждение посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионного вознаграждения посредникам:

  1. комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников (комиссия для оптовиков);
  2. розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера.

     Структура продажной цены на туристский продукт состоит из: себестоимости туристских услуг, косвенных налогов (по отдельным видам услуг), прибыли туроператора, скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг, надбавки или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента.

    При заключении договора между туроператором и турагентом возможны следующие варианты:

  1. Туроператор продает турагенту пакет услуг по цене, которую он должен получить с последнего. В данном случае турагент делает в свою пользу надбавку не цену туроператора. Туроператор не вмешивается в процесс установления этой надбавки.
  2. В целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту пакет услуг для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

    Метод ориентации  на цены основных конкурентов  и уровень потребительского спроса  позволяет выходить на зарубежные  рынки с реальными ценами, учитывающими  конкуренцию и стимулирующие  спрос. В это же время эти цены должны обеспечивать получение производителям туруслуг определенной прибыли.

    Для определения  цены рассчитывается средний  уровень цен на рынке на  основе справочников туруслуг, каталогов,  рекламных проспектов турфирм  и гостиниц. Цены отражают колебание спроса в различные периоды года, когда затраты и прибыль распределены неравномерно. Цены падают в «мертвый сезон» и растут в «пиковый сезон» с учетом прибыли. Разница между сезонными и несезонными ценами достигает 20-25%.

   При фиксировании цены пакета услуг могут использоваться три варианта: цена пакета в расчете на одного туриста, цена пакета в расчете на группу, дифференцированные цены на одного туриста в зависимости от численности группы (используются как компромисс в соглашении между отправляющей и принимающей фирмами).

    Все многообразие способов реализации туристских услуг можно свести к двум типам каналов сбыта: прямым и косвенным. Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристской организации-производителя с потребителем. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу туруслуг через глобальные компьютерные системы резервирования, через Интернет и прочие системы бронирования22.

    Другим каналом  сбыта туруслуг является косвенный,  т.е. через посредника. Роль посредника между организациями – производителями туруслуг и потребителем осуществляет туроператор, в функции которого входит закупка в больших объемах туруслуг у производителей, формирование на их основе турпродуктов и их реализация либо самостоятельно, либо через посредников.

    В настоящее время крупные турфирмы при осуществлении сбытовой политики используют следующие каналы сбыта своей продукции: открытие собственного представительства, агентств в различных районах города или в других городах страны и за рубежом; заключение франчайзингового соглашения с независимым турагенством; заключение агентского соглашения, при котором стороны берут на себя определенные обязательства-ограничения; заключение между турфирмами агентского соглашения, не имеющего каких-либо ограничений.

    Чаще всего  туроператоры используют разветвленную  турагентскую сеть (Приложение С). Существует три условных агентских сетей туроператора:

  • туроператор – турагенство – турист;
  • туроператор – турагенство-оптовик – агент  – турист;
  • туроператор – турагенство-оптовик – турагенства – турист.

    Сотрудничество турфирм оформляется либо франчайзинговым соглашением, либо агентским договором. В настоящее время в России наиболее часто используется договор, который имеет форму агентского соглашения. В нем два участника: принципал – лицо, поручающее выполнить определенные услуги, агент – лицо, принимающее поручение принципала выполнить эти услуги на определенных условиях за агентское вознаграждение. Принципал оговаривает с агенством его обязанности, но и принимает ряд своих обязанностей.

    Правила продажи  должны содержать условия бронирования  и продвижения тура, его стоимость  и порядок оплаты, требования  к паспортам и визам, условия  изменения и отказа от подтвержденного  тура, обязательства и ответственность сторон, действия в случае возникновения претензий, условия страхования. Частные же условия путешествия по конкретно приобретенному туру излагаются в туристской путевке, которая в этом случае обретает статус письменного акцепта публичной оферты продавца. Кроме путевки в практике туристской деятельности имеет хождение туристский ваучер.

   Договор продавца тура с клиентом (покупателем тура) – договор о туристском обслуживании. Он является основным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон. Продавец должен подписать с каждым туристом договор на туристское обслуживание. Туристская путевка является документом, в котором устанавливаются конкретные условия предоставления и потребительские свойства туристкой услуги.

    В практике  международного туризма ваучер является документом, подтверждающим в местах пребывания на маршруте поездки право туриста на получение услуг. Документом, подтверждающим факт оплаты покупателем приобретенной услуги за наличный расчет, является квитанция к приходному ордеру, которая должна содержать ссылки на номер выданной туристской путевки. При безналичной форме оплаты туристской путевки документом, подтверждающим оплату, является копия платежного поручения с отметкой банка покупателя об исполнении. В момент бронирования клиент выплачивает залог, а остальная сумма вносится по усмотрению организатора за несколько дней до начала поездки. Полная стоимость тура рассчитывается на основе базовой цены, к которой прибавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, и вычитаются возможные скидки23.

   Договор на туристское обслуживание – договор розничной купли-продажи турпродукта, относится по своему типу к категории публичных договоров. Клиент заполняет заявку на бронирование тура по установленной форме. После оплаты им полной стоимости тура сотрудник фирмы заполняет форму договора, который после его подписания обеими сторонами вступает в силу.

    Туристы самостоятельно заключают договор со страховой компанией, оплачивают страховку на период турпоездки за рубеж. Если турист имеет такую страховку, он обязан предъявить страховой полис турагенству при оформлении заявки на бронирование тура и иметь его при себе во время совершения турпоездки.

    Многие турагенства  являются агентами страховых  компаний и продают их услуги одновременно с продажей туров. В этом случае страховой полис, выдаваемый туристу до начала путешествия, должен содержать следующую основную информацию: название страховой компании, данные для связи при наступлении страхового случая, информацию-памятку об основных условиях и типах страхования.

    Кроме этого следует учитывать туристские формальности. Туристические формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

    Въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза – это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Визы бывают: одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые, студенческие, въездные, транзитные, выездные, шенгенские и другие.

 

2.2. Взаимодействие  туристских фирм с организациями поставщиками услуг

    Транспортные услуги – один из основных видов обслуживания в туризме. Затраты на транспорт составляют большую часть от стоимости туристского пакета.  Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Для перевозки пассажиров в распоряжении туристских организаций имеются различные виды транспорта.

    Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994г.). Эта классификация состоит из двух уровней – категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (Приложение Т).

    Авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния, сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов, авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым, мотивируя их к совместной работе, а, следовательно, популярность авиаперевозок растет.

    Полет, выполняемый  в воздушном пространстве другого  государства, считается международным  полётом. Международные полёты  подразделяются на виды: регулярные, дополнительные, эпизодические: чартерные и специальные.

    Регулирование международных авиаперевозок осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).

    Турфирмы участвуют в деятельности IATA через её специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network – IATAN). Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями.  IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями – членами IATA.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности