Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:41, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
описание организации и технологий работы туристских фирм, их взаимодействие с организациями поставщиками услуг;
Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………………………………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений…………………………………………………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг…………………………………………………………………………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………………………………………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий………………………………………………………………
Если у турфирмы
оформлено специальное
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существует три класса обслуживания: экономический, бизнес и первый.
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов: договор на квоту мест и агентское соглашение с авиакомпанией. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации. Все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации турпутевок.
Агентское соглашение с авиакомпанией – это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, когда турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продажам, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов.
Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормальные и специальные тарифы. Для всех классов существует нормальные тарифы, от которых идет отсчет разного рода скидок. Специальные тарифы не сказываются на качестве сервиса. Все специальные тарифы можно разделить на две категории: рекламные и специальные. Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил. Например, авиакомпания SAS разработала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях без исключения. Существуют такие тарифы, как: детский тариф, семейный тариф, экскурсионный тариф, молодежный тариф, тариф для групп школьников, супружеский тариф итд.
Чартер – договор фрахтования, согласно которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Чартерные рейсы организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей, выполняются нерегулярно как по маршрутам, совпадающим с существующими на внутренних и международных авиалиниях, так и по любым другим. Цена чартерной перевозки значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициент загрузки, количество рейсов итд. В цену чартерной перевозки для пассажира включается также два холостых перелёта: первый – когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй – когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.
Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. В понятие круиз входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран.
Принято различать две системы организации круизных поездок: европейскую и американскую.
Европейская система предусматривает путешествие по морю с заходом в различные порты и предоставление в них экскурсионной программы. Данная система круизных поездок охватывает в настоящее время до 60% всех круизов. Наряду с европейской системой организации круизов все большую популярность завоевывает американская система, предусматривающая предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. Кроме этого широко распространены морские и речные прогулки, а также яхт-круизы.
Крупнейшим рынком – поставщиком круизных туристов является рынок США. Американцы в основном пользуются услугами крупнейшей круизной компании «Royal Carribean». Компания располагает своим флотом из уникальных океанских лайнеров высшего класса и перевозит ежегодно около 800.000 туристов25.
Суда для путешествий турфирмами арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключенному между турорганизацией и морским пароходством. Туроганизация несет ответственность перед пароходством за просрочку платежей за аренду судна, срок выплаты которых установлен договором.
По расчетам специалистов, стоимость круиза и аналогичного по времени и направлению наземного тура другими видами транспорта примерно равны.
Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности существуют в большинстве стран. Для поднятия популярности использования железнодорожного транспорта создаются сети высокоскоростных магистралей. Например, на маршруте Париж – Лион после начала его эксплуатации авиакомпании понесли потери, так как от билетов отказались 18% пассажиров, туннель под Ла-Маншем – данный маршрут позволяет добраться из Лондона до Парижа за 3часа.
Железнодорожный тур – путешествие организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта. Это вид туризма подразделяется на использование для путешествия части мест в поездах, следующих по расписанию и специальных туристских поездах, арендованных составах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как средств размещения, а вагонов-ресторанов – как точек питания.
Автобусный туризм – сравнительно молодой вид туризма. В зависимости от целей перевозки пассажиров весь автобусный парк делиться на следующие группы: городские и пригородные автобусы для перевозки пассажиров, автобусы для перевозки туристов к крупным транспортным узлам, специальные, единичного изготовления автобусы вместимостью до 200 человек, автобусы для экскурсионных целей, автобусы для дальних регулярных рейсов и перевозки туристов (чартерные и рейсовые) итд.
Индустрия
проката автомобилей заняла
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (Приложение У). Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно.
К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию, например, организацию конференций, лечение и т. д. К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т. д.
Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жилища», «площадки для кемпинга» или «коллективные спальные помещения (общежития)».
Все средства размещения классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.
Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.
Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.
К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми27.
Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.
В Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные документы, определяющие услуги размещения:
По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.
В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы - от звезд во Франции и России до корон - в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.
Однако в 1989 году Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго- и водоснабжения, отоплению, санитарии, безопасности и связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу. К гостинице любой категории может быть отнесено здание, имеющее не менее 10 номеров, в котором в течение суток должна быть холодная и горячая вода. Высшая категория гостиницы - категория «пять звезд». Средства размещения, не отвечающие требованиям к гостиницам категории «одна звезда», могут быть классифицированы как некатегорийные гостиницы. В большинстве стран предварительная классификация гостиницы является необходимым условием при получении лицензии на гостиничную деятельность.
Для защиты профессиональных интересов работников гостиничной индустрии в ряде стран образуют национальные гостиничные ассоциации (например, Российская гостиничная ассоциация - РГА), которые, в свою очередь, образовали Международную гостиничную ассоциацию (МГА), являющуюся ведущей международной организацией гостиничной индустрии28.
Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предоставления гостиничных услуг и именуемые «гостиница», по российскому законодательству являются исполнителями услуги «проживание туристов».
Гостиничные предприятия (в том числе гостиницы, мотели, кемпинги, общежития и т.д.) различаются по вместимости - количеству мест для проживания и количеству номеров в них. По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Категорийность гостиницы должна быть подтверждена сертификатом соответствия.
Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР-1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер - ОДН (SGL); двухместный номер - ДВМ (DBL); трехместный номер - ТРМ (TRP) и т. д (Приложение Ф).
Деятельность предприятий размещения характеризуется следующими показателями: количеством номеров (количеством мест), классностью (категорийностью), коэффициентом загрузки, набором услуг и их стоимостью, а также балансовой прибылью и рентабельностью.
Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой гостиницей - гостиницу с количеством номеров до 30-ти. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.
Представляется целесообразным на основании мирового опыта выделить некоторые типы гостиниц: высокого класса, среднего класса, апарт-отели и гостиницы экономического класса.
Городская гостиница высокого класса характеризуется большой численностью персонала и очень высоким уровнем сервиса. Управляет гостиницей управленческая компания. Потребители гостиничных услуг - крупные бизнесмены, участники конференций и симпозиумов, индивидуальные туристы. Другой тип гостиницы - гостиницы среднего класса с достаточно широким набором услуг и тарифом на уровне средних цен в регионе. Апарт-отели - это гостиницы с номерами квартирного типа, оборудованными кухнями, набором посуды, бытовой техникой. Подобные гостиницы нашли широкой применение в системе владения отдыхом (таймшер). Гостиница экономического класса - это гостиница с ограниченным набором услуг.
В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии с 50-х годов утвердились две основные модели организации гостиничного дела.
Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности